Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:45, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Введение
4-6
1 Фирменное наименование как гражданско-правовая категория.
1.1 Понятие и признаки фирменного наименования.
1.2 Структура фирменного наименования.
2 Фирменное наименование и порядок реализации права на него.
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования.
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования.
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Заключение
Список литературы
Вопрос о судьбе права на использование фирменного наименования при реорганизации юридического лица - фирмовладельца исследован в юридической литературе весьма обстоятельно. Очевидно, что установленные гражданским законодательством формы реорганизации юридических лиц оказывают различное влияние на правообладание фирмой, с чем, собственно, согласно большинство исследователей [25, с. 41-44; 26, с. 15].
Согласно
ст.57 ГК РФ реорганизация юридических
лиц может быть осуществлена путем:
слияния нескольких организаций
в одну новую, присоединения одного
юридического лица к другому юридическому
лицу, разделения одного юридического
лица на несколько новых юридических
лиц, выделения из состава юридического
лица других юридических лиц, преобразования
юридического лица в иную организационно-правовую
форму юридического лица. По общему
правилу при реорганизации
В процессе слияния юридических
лиц - фирмовладельцев права и
обязанности каждого из них переходят
к вновь возникшему лицу в соответствии
с передаточным актом. В литературе
называются три варианта решения
вопроса о фирменном
соединение фирменных
избрание нового фирменного наименования, которое ни одним из сливающихся юридических лиц ранее не использовалось;
продолжение
пользования фирменным
Представляется, что наиболее оптимальными вариантами следует признать выбор нового фирменного наименования либо оставление наиболее известного из прежних наименований. При этом как то, так и другое должны быть зарегистрированы в процессе государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Соединение фирменных наименований в единое целое - занятие явно бесперспективное, поскольку правила построения фирменных наименований подобного соединения не допускают.
В процессе присоединения юридического
лица - фирмовладельца к другому
юридическому лицу к последнему переходят
права и обязанности
В процессе разделения юридического лица - фирмовладельца права и обязанности последнего переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В данном случае могут быть использованы следующие варианты решения судьбы фирменного наименования:
во-первых, прежнее фирменное наименование может быть оставлено по соглашению участников процесса разделения либо по решению суда за одним из вновь возникших юридических лиц. В этом случае право на использование фирменного наименования не прекращается.
во-вторых, вновь возникшие юридические лица могут выбирать для себя новые фирменные наименования. В этом случае право на использование прежнего фирменного наименования, принадлежащее юридическому лицу, подлежащему разделению, прекращается.
В литературе предлагается еще один вариант решения судьбы фирменного наименования при разделении юридического лица - фирмовладельца. Этот вариант, предлагаемый А.П. Сергеевым, можно условно назвать "клонированием фирмы".
Его суть состоит в том, что вновь возникшие юридические лица продолжают действовать в гражданском обороте под одним и тем же наименованием, которым ранее пользовалось юридическое лицо, подвергнутое процедуре разделения[28, с.19]. Однако такой вариант может применяться только в исключительных случаях и лишь при условии осуществления вновь возникшими юридическими лицами предпринимательской деятельности на разных сегментах рынка или на разных территориях.
В процессе выделения из состава
юридического лица - фирмовладельца одного
или нескольких юридических лиц
к каждому из них переходят
права и обязанности
В процессе преобразования юридического
лица - фирмовладельца одного вида в
юридическое лицо другого вида, т.е.
в процессе изменения организационно-
В литературе
между тем высказываются
В то же время, если следовать весьма спорной позиции, занятой ВАС РФ в письме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике"[9, с.24], несмотря на изменение организационно-правовой формы, юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, может пользоваться прежней фирмой в силу того, что оно существует в иной организационно-правовой форме.
При определении судьбы права на
использование фирменных
Особенности слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования
унитарных предприятий
По общему правилу не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (например, ст.34 Закона об унитарных предприятиях, ст.17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[31], абз.2 п.1 ст.121 ГК РФ).
Право на использование фирменного наименования может прекратиться в принудительном порядке по решению суда. Основания, по которым происходит такое прекращение, могут быть самыми разными. Их следует разделить на две группы. Первая группа оснований относится к принудительному запрету на пользование конкретным фирменным наименованием, например в связи с его несоответствием требованиям действующего законодательства или по причине введения в заблуждение потребителей.
Вторая группа оснований относится к принудительной реорганизации или принудительной ликвидации юридического лица - фирмовладельца.
Заключение
Фирменным наименованием признается
наименование юридического лица, являющегося
коммерческой организацией, под которым
оно выступает в коммерческом
обороте. Это наименование - обязательный
атрибут учредительных
Общие правила о фирменном
Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. В его структуру включены две основные составляющие: сведения об организационно - правовой форме юридического лица, объем которых конкретизируется в соответствующих нормативных актах (в частности, для определенных видов организаций требуется указание предмета деятельности, других характеристик), и собственно наименование. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п.
Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица отнесено ГК РФ к объектам интеллектуальной собственности. Исключительное право на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории РФ. В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями, касающимися, например, таких наименований, как Россия, Российская Федерация, Москва и образованных на их основе слов и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных правил либо вообще запрещено.
Главное требование к фирменному наименованию
- обладание отличительными признаками,
исключающими смешение его правообладателя
в хозяйственном обороте с
другими коммерческими
Вместе с тем следует иметь в виду, что исключительное право юридического лица на фирменное наименование ограничивается предметом его деятельности. Следовательно, организации, занятые в различных областях хозяйственной деятельности или выпускающие различную продукцию, могут выступать в обороте под одним и тем же наименованием.
В целях более полной защиты фирменного наименования (практика тому подтверждение) оно может быть одновременно и защищено как товарный знак в качестве словесного знака - логотипа, повторяющего фирменное наименование, и включено в состав охраняемого товарного знака. Последний имеет более надежную защиту, поскольку его регистрация предусматривает обязательную проверку на новизну, которая включает сравнение со всеми тождественными и сходными до степени смешения обозначениями, охраняемыми на территории России.
Фирменное наименование юридического
лица, являющегося коммерческой организацией,
определяется в его учредительных
документах и регистрируется путем
включения в Государственный
реестр юридических лиц при
Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица и действует на всей территории РФ (прекращается с его ликвидацией).
Следовательно, проводимый контроль
новизны фирменного наименования (до
принятия закона о регистрации юридических
лиц и создания единого Государственного
реестра) не исключает регистрацию
тождественных или сходных
Для разрешения возникшей коллизии
следует исходить из общего принципа
охраны исключительных прав, в данном
случае защиты преимущественного
Особый режим использования фирменных наименований (в отличие от товарных знаков) выражается в том, что передача права на фирменное наименование другим лицам не допускается, за исключением случаев, установленных ГК РФ (ст.1027, 1031).
Такая санкция прямо не предусмотрена
действующим законодательством. В
соответствии со статьей 54 пункт 4 ГК РФ
правообладатель может
Информация о работе Фирменное наименование и порядок реализации права на него