Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Уже не один век специалисты ведут дискуссии, должно ли каждое юридическое лицо в отдельности получать свое "начало" от государственной власти или же достаточно установить общие нормативные условия для возникновения юридических лиц таким образом, чтобы каждая подпадающая под эти правила организация получала права юридического лица без специального акта государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Порядок создания юридического лица…………………………….…..4
1.1. Порядок регистрации юридического лица………………………………….4
1.2.Проблемы регистрации юридических лиц в РФ…………………………..11
Глава 2. Проблемы законодательного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц……………………………..……….…………..15
2.1.Прекращение юридического лица путем реорганизации…………….…..15
2.2.Ликвидация юридических лиц…………………………...………………...24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы ……………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

юрлица.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

ГК РФ предусматривает  три способа защиты прав кредиторов при реорганизации.Первый способ связан с порядком проведения реорганизации, в соответствии с которым, во-первых, все кредиторы должны быть письменно  уведомлены о том, что в отношении юридического лица принято решение о реорганизации. Обязанность уведомления лежит на учредителях (участниках) юридического лица либо на органе, принявшем решение о реорганизации . Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных обществах» (в п. 5 ст. 15) и Федеральный закон от 8 февраля 1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в п. 5 ст. 51) устанавливают 30-тидневный срок, исчисляющийся с даты принятия решение о реорганизации, для уведомления кредиторов. Последствия пропуска этого срока законы не указывают; представляется, что кредитор, уведомление которому направлено более чем за месяц, может предъявить к реорганизуемым АО или ООО требование о возмещении вызванных просрочкой убытков.

В случае реорганизации  общества с ограниченной ответственностью помимо письменного уведомления всех контрагентов должна осуществляться публикация о реорганизации. В соответствии с п. 5 ст. 51 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество обязано опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении (о реорганизации). Федеральным законом «Об акционерных обществах» необходимость публикации не предусмотрена.

Во-вторых, уведомление  о реорганизации должно содержать предложение каждому кредитору потребовать прекращения либо досрочного исполнения всех обязательств, должником по которым является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения вызванных этим убытков.

Таким образом, кредитору  предоставляется право решать вопрос о прекращении гражданско-правовых отношений с реорганизуемым юридическим лицом.

Таким образом, при реорганизации  обществ кредиторы могут предъявить свои требования в течение строго определенных сроков.

С одной стороны, установление этих сроков дает кредиторам дополнительные гарантии, т.е. защищает их интересы. С другой – истечение данных сроков, очевидно, лишает контрагентов права предъявить свои требования (данные сроки представляются пресекательными). То есть неисключены ситуации, когда контрагенты обществ, находящихся в процессе реорганизации, окажутся в более невыгодном положении, чем контрагенты других юридических лиц, т.к. последние могу предъявлять свои требования вплоть до окончания реорганизации.

Следующая проблема, возникающая при использовании рассматриваемого способа защиты интересов кредиторов, - проблема возможности достижения соглашения между реорганизуемым юридическим лицом и контрагентами.

Причина возникновения  этой проблемы кроется в том, что  ГК РФ, поставив цель защитить интересы контрагентов, оставил открытым вопрос о защите реорганизуемого должника от недобросовестных действий контрагентов. В настоящее время налицо явная несбалансированность интересов реорганизуемого должника и его кредиторов. Кредиторам дается право потребовать прекращения либо досрочного исполнения всех обязательств должника с возмещением всех убытков.Очевидно, что ни одно даже самое благополучное и платежеспособное лицо не в состоянии сразу исполнить одновременно предъявленные требования по обязательствам, срок исполнения которых не наступил (и будет наступать в разные периоды времени). Безусловно, одновременное предъявления всех (либо даже не всех, а нескольких крупных) требований в большинстве случаев может означать банкротство юридического лица. Причем единственной причиной банкротства в этом случае будет чрезмерная защита контрагентов при реорганизации, предоставляемая им законом.

Закон не дает ответа на вопрос о том, как добросовестному  субъекту, желающему реорганизоваться, защитить себя от действий недобросовестных контрагентов, предъявляющих требования о прекращении обязательств, например с единственной целью погубить юридическое лицо.

Обращает на себя внимание еще один недостаток ГК РФ: не определены последствия неуведомления кредиторов в соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ (подробнее об этом говорилось выше).

Совершенно нужную позицию  в этом вопросе занял Федеральный  закон «Об обществах с ограниченной ответсвенностью», п. 5 ч. 2 ст. 51 которого устанавливает, что государственная регистрация обществ, созданных в процессе реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов.13

Очевидно, что при реорганизации  ООО в случае неуведомления кредиторов (либо непредоставления в регистрирующий орган доказательств уведомления) суд может принять решение о недействительности регистрации новых юридических лиц. При реорганизации юридического лица иной (чем ООО) организационно-правовой формы возможность принятия судом такого решения вызывает сомнения.

Представляется необходимым внести в ГК РФ изменения, в соответствии с которыми при реорганизации  любого юридического лица на государственную  регистрацию представляются не только учредительные документы и передаточный акт (разделительный баланс), но и документы, доказывающие уведомление контрагентов о реорганизации.

Таким образом, прекращение деятельности юридических лиц может иметь  место в двух формах: с правопреемством (реорганизация); без правопреемства (ликвидация).

Исходя из статей 57-60 ГК реорганизация юридического лица может  иметь место в форме: слияния (объединения  нескольких юридических лиц в  одно, к которому в соответствии с передаточным актом переходят  права и обязанности каждого  из них); присоединение (поглощение одного юридического лица другим, к которому переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом); разделения (создание на основе одного юридического лица новых самостоятельных юридических лиц, к которым на основе разделительного баланса переходят права и обязанности разделенного юридического лица); выделения из существующего с сохранением последнего (к новому юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного, в соответствии с разделительным балансом); преобразования, т.е. изменения организационно-правовой формы (к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом).

Если нет возможности  четко определить правопреемника, вновь  возникшие юридические лица несут  солидарную ответственность перед  кредиторами.

Следует обратить внимание на специфику реорганизации отдельных юридических лиц: преобразования хозяйственных обществ и товариществ одного вида в хозяйственные общества и товарищества другого вида, а также в производственные кооперативы (ст. 68 ГК); реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92 ГК); преобразования акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (ст. 104 ГК); реорганизации производственных кооперативов в хозяйственные товарищества или общества (ст. 112 ГК); реорганизации государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений (ст. 114, 115, 294-300 ГК).

Таким образом, в соответствии со ст. 68 ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться  в хозяйственные товарищества и  общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим кодексом; При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества14. Отчуждение бывшим товарищем принадлежащих ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Правила, изложенные в настоящем пункте, соответственно применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив. В соответствии со ст. 92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. Иные основания реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются настоящим кодексом и другими законами. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив. В соответствии со ст. 104 ГК РФ акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим кодексом и другими законами. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. В соответствии со ст. 112 ГК РФ производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов. Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации кооператива определяются настоящим Кодексом и другими законами. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество. В соответствии со ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

 До государственной  регистрации предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения,  уставный фонд предприятия должен  быть полностью оплачен собственником.  Если по окончании финансового  года стоимость чистых активов  предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан провести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Проанализировав  проблемы, связанные с реорганизацией юридических  лиц и с исполнением сделок реорганизуемого юридического лица хочется отметить, что  настоящий  анализ приводит к выводу о необходимости законодательно решить вопросы о защите интересов реорганизованного юридического лица от действий недобросовестных контрагентов; уточнить вопрос защиты прав контрагентов при реорганизации юридического лица.

 

2.2.Ликвидация юридических лиц.

Гражданский кодекс РФ в ст. 61-65 устанавливает порядок ликвидации юридических лиц. В соответствии с положениями п. 1 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ любое юридическое лицо может быть прекращено путем ликвидации, при этом права и обязанности ликвидируемого юридического лица не переходят в порядке правопреемственности. В качестве оснований для ликвидации юридического лица в ГК РФ называются: решение учредителей или уполномоченного органа юридического лица о ликвидации и решение суда. Третьим, наиболее распространенным, хотя и не указанным в ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, основанием для ликвидации юридического лица служит банкротство юридического лица.

По решению учредителей  либо уполномоченного органа юридического лица ликвидация производится в обязательном порядке: в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; по достижении цели, ради которой оно создано; в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица. Разумеется, добровольная ликвидация юридического лица может быть осуществлена и без оснований, предусмотренных законом, по усмотрению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица. Чаще всего в добровольном порядке деятельность юридического лица прекращается не по основаниям, предусмотренным законом, а вследствие неудовлетворенности учредителей ходом работы предприятия, например, вследствие низкой прибыльности или недостаточного уровня выплачиваемых дивидендов.15

В качестве оснований, по которым юридическое лицо может  быть ликвидировано в судебном порядке, ГК РФ в ст. 61 называет: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематическое осуществление общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Данный перечень не является исчерпывающим, решение суда о ликвидации юридического лица может быть принято и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Таким основанием, например, может служить несоответствие или неприведение в соответствие учредительных документов предприятия.16

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено  в суд государственным органом  или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. Такими органами являются: прокуратура, налоговая инспекция, регистрационная палата и др. Как свидетельствует судебная практика по делам о ликвидации предприятий, наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд за решением о ликвидации юридического лица. Это касается, например, тех случаев, когда решение о добровольной ликвидации принято, однако ликвидация фактически не осуществляется.17

Третьим основанием ликвидации юридического лица служит признание его несостоятельным (банкротом). Вследствие признания несостоятельности (банкротства) ликвидируются юридические лица, являющиеся коммерческой организацией, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ юридическое лицо признается банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Основаниями для признания юридического лица несостоятельным (банкротом) служат: решение арбитражного суда и добровольное решение об объявлении юридического лица банкротом. Добровольное решение о признании юридического лица банкротом принимается только в случае отсутствия у лица кредиторов или совместно с кредиторами. Если хотя бы один из имеющихся у лица кредиторов выражает несогласие с решением об объявлении лица банкротом, признание такого лица банкротом может быть осуществлено только в судебном порядке. Если стоимость имущества предприятия банкрота недостаточна для погашения требований кредиторов, предприятие может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством для предприятий-банкротов. Признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Ликвидация юридического лица представляет собой довольно сложную процедуру. Ликвидация юридических лиц в связи с решением учредителей или уполномоченных органов о добровольной ликвидации начинается с процедуры принятия решения о ликвидации. Такое решение принимается на общем собрании участников, либо, если участник один, - единственным участником и оформляется письменно. На стадии подготовки к собранию должны быть проведены инвентаризация имущества и его оценка и решен вопрос о достаточности имущества юридического лица для погашения требований кредиторов. Далее орган, принявший решение о ликвидации, письменно уведомляет о принятом решении орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. В настоящее время органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Инспекция Министерства по налогам и сборам (ИМНС). Орган государственной регистрации на основании этого уведомления вносит в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Затем орган юридического лица, принявший решение о добровольной ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Если ликвидация предприятия проводится в соответствии с принятым судебным решением, то соответствующее уведомление в орган регистрации юридических лиц направляет суд, принявший данное решение. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются: руководитель предприятия, его главный бухгалтер, работники финансовой, юридической и кадровой служб. Но могут быть и иные варианты.18

Информация о работе Юридические лица