Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:48, курсовая работа
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Российской Федерации. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Сущность юридического прогнозирования…………………………4
ГЛАВА 2. Основные направления юридического прогнозирования в современной России……………………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……..32
Иными словами,
конструируется своеобразная модель государственно-правовых
процессов и явлений, поэтому
юридическое прогнозирование
Юридическое прогнозирование позволяет получить научную информацию об основных направлениях, ситуациях и периодах, темпах и сроках развития государственно-правовых явлений. Это возможно благодаря познанию законов и тенденций, присущих государственно-правовым явлениям.
Юридическое прогнозирование также характеризует социальные факторы, детерминирующие развитие государственно-правовых явлений и комплекса социальных последствий, которые они могут вызвать.
Общеизвестно, какое место занимают политика, экономика, идеология в функционировании таких феноменов, как государство, законодательство, управление, демократия, поэтому политическое, экономическое и другие виды прогнозирования особо значимы для юридического прогнозирования.
Вместе с тем другие виды прогнозирования во многих случаях должны учитывать содержание юридических прогнозов в силу того, что в процессе прогнозирования почти всегда присутствуют юридические феномены. Так, например, ряд экономических прогнозов обязательно предполагает существование юридических прогнозов. В этой ситуации почти всегда возникает вопрос о приоритетности различных видов прогнозов. На этот вопрос возможно дать два ответа. В одном случае приоритет можно отдать одному или нескольким (например, двум или трем, но тесно взаимосвязанным и дополняющим друг друга) прогнозам в зависимости от ограниченности области исследования объекта. В другом случае необходимо комплексное использование всех видов прогнозов, включая юридический прогноз. Такая ситуация возникает, когда прогнозисту необходимо исследовать какую-либо систему в целом, а не отдельные ее элементы, как в первом случае. Отсюда получается, что только интегрированный прогноз способен дать полное представление о модели будущего. Это также значит, что интегрированный прогноз - это прогноз системы или подсистемы (целостного сложного образования).
При анализе
процесса развития социального прогнозирования,
а также процесса развития юридического
прогнозирования
1) использование готовых прогнозов, созданных неюридическими науками;
2) совместная
разработка прогнозов
3) самостоятельная
разработка юридической наукой
собственных юридических
Юридическое прогнозирование в силу значения места, занимаемого юридической наукой в системе общественных наук, роли и назначения таких феноменов, как государство, право, управление, законность, демократия, активного воздействия государства и права на политические и экономические процессы, не может ограничиться только анализом государственно-правовых явлений в их «чистом» виде — оно может использовать прогностическую информацию общественных наук, а также
может выходить за свои пределы, оказывая влияние на создание политических, экономических, демографических, информационных и других прогнозов.
При этом важнейшей задачей юридического прогнозирования остается исследование комплекса явлений и процессов, происходящих в государственно-правовой практике. В процессе этой деятельности неизбежно будут появляться новые концепции о государственном управлении, сущности и структуре правовых норм, правотворческом процессе и т.д. Иными словами, ни одна крупная государственно-правовая категория и проблема не останутся без внимания и каждая из них будет испытывать на себе влияние юридической прогностической информации.
Приведенная выше
совокупность объектов исследования юридического
прогнозирования позволяет
1. Государствоведческое
прогнозирование, которое
2. Правовое прогнозирование,
которое своим объектом
3. Криминологическое прогнозирование, имеющее своим объектом изучения изменения в динамике преступности как антисоциального явления.
4. Отраслевое
юридическое прогнозирование,
процессуального. Отраслевое юридическое прогнозирование, являясь предметом изучения конкретных отраслевых юридических наук, находится в непосредственной связи с задачами планирования их развития.
5. Локальное
юридическое прогнозирование,
6. Прогноз индивидуального поведения в правовой сфере, имеющий особый индивидуальный объект. Субъектом прогнозирования в данном случае выступают представители правоохранительных органов. Так, федеральные органы налоговой полиции, помимо того, что прогнозируют развитие криминальной ситуации и разрабатывают соответствующие предложения об устранении и нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, осуществляют деятельность по индивидуальной профилактике, которая включает в себя прогнозирование индивидуального поведения объекта профилактики.
7. Прогнозирование
социально-экономических и
8. Прогнозирование правовых последствий дефектов закона. Данный (объект) проблема для юридического прогнозирования с каждым днем становится все более актуальной. Дело в том, что качество принимаемых законов снижается год от года. Порой доходит до того, что пункты (абзацы) одной и той же статьи противоречат друг другу.
9. Прогнозирование последствий нарушения условий договоров - узконаправленный вид юридического прогнозирования, исследующий негативные последствия неисполнения договорных обязательств для определения причиненного этим неисполнением убытка.
10. Прогнозирование
развития судебной системы.
ГЛАВА 2. Основные направления юридического прогнозирования в современной России
Юридическому прогнозированию, в теоретическом плане, присущ ряд функций, аналогичных функциям теории права. Это следующие функции:
1) познавательная (гносеологическая);
2) теоретическая;
3) практическая;
4) направляющая;
5) предупредительная.
Первые две функции, т.е. познавательная и теоретическая, как известно, присущи всем существующим наукам, включая теорию права, и в настоящее время являются традиционными, поэтому остановимся на оставшихся трех из числа названных и покажем их специфическое содержание применительно к рассматриваемому предмету.
Практическая функция юридического прогнозирования состоит в том, что юридический прогноз дает государственным органам власти, обществу важную и необходимую информацию о будущем долгосрочном развитии государства и права с учетом существующих в обществе тенденций и конкретных исторических реалий. Например, содержащаяся в юридическом прогнозе информация позволяет выявить наиболее актуальные экономические, социальные, политические, культурные и иные проблемы и ситуации общественного развития, требующие в будущем изменения законодательства, государственно-правового регулирования.
Следующая функция юридического прогнозирования - это направляющая функция. Ее сущность и значение заключаются в том, что юридический прогноз указывает путь, по которому следует двигаться в будущее. Он представляет в распоряжение науки и практики важнейшие ориентиры на этом пути, предсказывая то направление, в котором с наибольшей вероятностью будут двигаться общество, государство политика и экономика в своем развитии.
В настоящее время представляется, что именно эти три функции юридического прогнозирования должны быть ключевыми для обеспечения прогрессивного развития правовой системы России и самого государства.
В непосредственной связи
с направляющей функцией находится
предупредительная функция
Несмотря на практический характер, присущий большей части указанных выше функций юридического прогнозирования, юридическое прогнозирование не следует всецело рассматривать только как практическую (прагматическую) деятельность. Каждый юридический прогноз является не только результатом практического вида деятельности, но и включает в себя мощный элемент научно-практической деятельности. Юридическое прогнозирование всегда охватывает широкий спектр теоретических проблем и опирается как на фундаментальные положения общей теории государства и права в качестве самостоятельных юридических наук, так и на теоретический аппарат конкретных отраслевых юридических наук. Следовательно, юридическое прогнозирование, в том числе в сфере развития государственно;правовых процессов, построено на концептуальном подходе. Отсюда хорошо аргументированный и всесторонне обоснованный юридический прогноз являет собой не что иное, как определенную, глубоко продуманную концептуальную схему.
Юридический прогноз всегда опирается
на понятие общей концепции
Юридическое прогнозирование тесно связано как с конструкциями теории права, так и вообще с юридической наукой. С гносеологической точки зрения юридической науке свойственны описательная, объяснительная и предсказательная функции, характеризующие ее познавательную ценность. Последняя из них - предсказательная (прогностическая) функция призвана осуществлять предвидение закономерностей и тенденций развития государственно-правовых явлений.
Юридическая наука призвана осуществлять исследование общих и конкретных направлений развития государственных и правовых явлений, не только описывая и объясняя их, но и прогнозируя их развитие. Осуществляя исследования, она одновременно обращается в прошлое, настоящее и будущее, синтезируя эти три времени в целях выполнения своей гносеологической роли.
С общих позиций возможно рассматривать
прогнозирование как функцию
юридической науки и ее отраслевых
научных дисциплин. Так, в теории
права и государства
Приведенные выше отдельные черты юридического прогнозирования дают представление о нем и его месте в общей теории права, т.е. показывают теоретический аспект юридического прогнозирования. Все эти черты детерминированы развитием в теоретическом и практическом плане юридического прогнозирования и теории права, поэтому представляется, что по мере дальнейшего развития и углубления теории и практики юридического прогнозирования станет возможным выделение все новых и новых их общих черт и более детальное познание сущности их взаимодействия.
В практическом аспекте юридическое прогнозирование достаточно часто трансформируется в элемент управления.
Общими вопросами управления занимается кибернетика как наука или общая теория управления. Развитие кибернетики привело к тому, что появились такие ее новые направления, как экономическая, техническая, биологическая кибернетика, нейрокибернетика и т.п. В частности, таким новым направлением является правовая кибернетика. Опираясь на понятие, данное А.И. Бергом общей кибернетике, ее можно определить как научную дисциплину, изучающую особенности процессов управления и регулирования в сфере государства и права на основе использования методов математики, логики и моделирования.
Информация о работе Юридическое прогнозирование и проэктирование