Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение и раскрытие проблемы апелляционного обжалования в гражданском процессе.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать основные этапы возникновения и развития института апелляционного обжалования судебных постановлений в гражданском судопроизводстве.
2. Раскрыть правовую сущность и значение института апелляции
3. Исследовать основные теоретические вопросы, касающиеся апелляционного обжалования
Введение 3
1. История развития апелляции в гражданском процессе России 6
2. Сущность и значение апелляционного производства 15
3. Право апелляционного обжалования 17
4. Полномочия суда апелляционной инстанции 23
Заключение 34
Список литературы 37
Курсовая работа
Тема: «Апелляция в гражданском процессе
Содержание
Введение 3
1. История развития апелляции в гражданском процессе России 6
2. Сущность
и значение апелляционного
3. Право апелляционного обжалования 17
4. Полномочия
суда апелляционной инстанции 2
Заключение 34
Список литературы 37
Одним из необходимых условий
успешного осуществления
Разрешить данную проблему призван в частности институт обжалования судебных постановлений, не вступивших в законную силу, т.к. именно он представляет лицам, участвующим в деле, возможность выразить определенные сомнения в правильности судебного постановления и, как следствие того, обеспечивает данным лицам возможность требовать от вышестоящей судебной инстанции проверки решения, вынесенного нижестоящим судом. Институт обжалования судебных постановлений не только способствует защите прав и законных интересов участвующих в деле лиц, но и является формой контроля и руководства со стороны вышестоящего суда в отношении суда первой инстанции.
Концепция судебной реформы в Российской Федерации предполагает введение в гражданское судопроизводство института апелляции или апелляционного обжалования судебных постановлений, не вступивших в законную силу. Данное намерение вполне оправданно, поскольку в современных условиях развития общественных отношений необходимо дальнейшее усиление гарантии права на судебную защиту, более полное обеспечение защиты прав заинтересованных лиц. Выполнить эту задачу, как свидетельствует опыт российского судопроизводства, и призван институт апелляции.
Среди российских правоведов-процессуалистов,
которые в разное время занимались
изучением института
В настоящее время, в связи с изменениями в судоустройстве и судопроизводстве РФ, институт апелляционного обжалования требует научного обоснования и теоретической разработки.
Необходимость исследования института
апелляции в гражданском
Объект исследования – институт апелляции в гражданском процессе.
Предмет исследования - проблемы реализации института апелляции.
Цель курсовой работы –
изучение и раскрытие проблемы апелляционного
обжалования в гражданском
Задачи работы:
1. Охарактеризовать основные этапы возникновения и развития института апелляционного обжалования судебных постановлений в гражданском судопроизводстве.
2. Раскрыть правовую сущность и значение института апелляции
3. Исследовать основные теоретические вопросы, касающиеся апелляционного обжалования
4. Выявить полномочия суда апелляционной инстанции.
Методологической основой курсо
Теоретическая база работы сформировалась в результате анализа: нормативно-правовых источников и комментариев к ним, учебных пособий по курсу «Гражданский процесс», монографических работ и научных изданий, а также публицистических материалов.
В Российском государстве институт пересмотра судебных постановлений начинает свое существование с конца XV - начала XVI в. В этот период, ознаменованный изданием Судебников 1497 и 1550 гг., и появляется возможность пересмотра решения, сначала в виде чрезвычайных способов обжалования решения, гораздо позднее в виде обжалования апелляционного.
Апелляционное производство XVII - середины XIX в. (до 1864 г.) по своему содержанию было ревизионным - вышестоящий суд, как правило, выносил постановление о передаче дела в низший суд для нового рассмотрения.
Несомненно, наибольший вклад в развитие судебной системы, и в том числе суда апелляционной инстанции внесла Судебная реформа 1864 г., ознаменовавшаяся введением института мировых судей.
20 ноября 1864 г. были утверждены
и вступили в силу основные
акты Судебной реформы:
В результате реформы в России сформировалась как таковая местная юстиция, которая была отделена от общих судов. Такая организация мировой юстиции с обособлением от общей судебной системы не имела аналогов во всем мире и не была похожа на свои прототипы ни в Англии, ни во Франции1.
Положения Учреждения судебных
установлений свидетельствуют о
максимальной приближенности мировых
судей к населению как
Учреждались две судебные инстанции: участковый мировой судья и уездный съезд мировых судей. Уезд (или город) в России территориально делился на несколько судебных участков, в которых и образовалась должность участкового мирового судьи. Второй инстанцией был съезд мировых судей, включавший всех участковых и почетных мировых судей уезда.
Судопроизводство в мировых судах, по сравнению с общими, имело упрощенный характер. Это было обусловлено стремлением законодателя сделать низовое звено судебной системы максимально доступным2.
Уездный съезд мировых
судей как вторая инстанция действовал
коллегиально в составе не менее
трех судей. Он рассматривал дела по жалобам
на решения мировых судей в
апелляционном порядке, т.е. по существу,
в полном объеме. Стороны могли
представлять новые доказательства,
просить о допросе новых
Однако такая организация
апелляционной инстанции
Кроме того, на указанных территориях России мировые судьи не избирались, а назначались, а на всей территории Сибири обязанности мировых судей выполняли начальники полиции. В девяти губерниях Северо-Западного и Юго-Западного краев, а также в Астраханской (кроме г. Астрахани), Оренбургской и Ставропольской губерниях мировые судьи назначались министром юстиции4.
Апелляционной инстанцией для окружных судов были судебные палаты. Апелляционный суд должен был решить дело, не возвращая его в суд первой инстанции к новому рассмотрению и решению.
Рассмотрение и разрешение дел в мировых судах отмечались доброкачественностью и высокой степенью объективности принимаемых решений. Так, определениями съездов отменено в 1886 г. 2,1%, а в 1887 г. - 2,7% от всех постановленных мировыми судьями решений. 1320440 из общего числа решений могло быть обжаловано в апелляционном порядке, однако только 250089 спорящих (19%) воспользовались этим правом и не менее половины истцов, проигравших дело у мировых судей, сами убеждались в справедливости судей5.
В губерниях с назначенными судьями на 623130 решений, удовлетворивших иски, приходилось 172064 решения с отказами. Можно было апеллировать в 498102 случаях, однако жалоб было подано всего 93984, или 18,8%. Около половины истцов, проигравших дело у мирового судьи, также не решались жаловаться дальше. Поэтому в печати того времени делался вывод, что выборные мировые судьи рассматривали судебные дела не хуже, чем назначенные, а их решения пользовались у спорящих не меньшим нравственным авторитетом6. Отмечалось, что «мировой судья в России не чужеродный гражданам чиновник»7.
Таким образом, можно сделать вывод: избираемость, территориальная доступность мировых судей к населению обеспечивали высокий уровень доверия к мировому правосудию.
С 70-х годов XIX в. в период реакции Судебная реформа была подвергнута коренному пересмотру. В частности, институт мировых судей в России просуществовал недолго. Уже в 1889 г. Александром III были утверждены Положения о земских участковых начальниках и Правила об устройстве судебной части в местностях8. «Дела, предоставленные ведению мировых судей, распределялись между земскими начальниками и городскими судьями, с одной стороны, и уездными членами окружных судов - с другой. Второй инстанцией для земских начальников и городских судей сделаны уездные съезды, образуемые из них же с участием почетных мировых судей, которые сохранялись повсюду, а для уездных окружных судов - окружные суды»9.
В соответствии с Указом
Николая II «О предначертаниях к
Уже к весне 1906 г. был разработан проект реформы местного суда. Он предусматривал возрождение института мировых судей. Причем изменялся порядок их комплектования: если ранее (по Судебной реформе 1864 г.) судьи выбирались, то, согласно проекту, они могли назначаться Министерством юстиции.
Законом от 15 июня 1912 г. институт
мировых судей был
Произошли изменения и
в апелляционной инстанции
В 1917 г. институт апелляции прекратил свое существование в гражданском судопроизводстве нашей страны. Декретом СНК от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» было определено советское судопроизводство, не предусматривающее возможности апелляционного обжалования судебных постановлений. Статья 2 Декрета гласила: «Решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат».
Исчезновение института апелляции в советский период прежде всего было связано с необходимостью построения новой судебной системы в рамках нового государства. Постепенно формируется и развивается кассационная инстанция как основной институт устранения судебных ошибок в советском гражданском процессе.
Предусматривалась организация областных народных судов для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов, как по гражданским, так и по уголовным делам12.
Однако «советская кассация» отличалась как от классической кассации, так и от апелляции, поскольку данный институт имел признаки как кассационного, так и апелляционного характера.
Отличие от кассации заключалось в том, что «Совнарсуд, рассматривая жалобы, проверял не только правовую сторону - правильность применения закона и форм судопроизводства, но и фактический состав (полноту следствия) - выяснение судом всех обстоятельств дела. Советское обжалование отличалось и от апелляции, так как право разбора дела по существу - установление фактов составляло полномочия только суда первой инстанции»13.
Таким образом, была создана своеобразная, не имеющая аналогов в мировой юридической практике система пересмотра обжалованных решений, не вступивших в законную силу14.
Большинство советских процессуалистов однозначно объясняли отказ от апелляционного производства «необходимостью устранить волокиту, пестроту судебных органов»15.
И.М. Зайцев отмечает, что уже в первых нормативных актах о новом советском суде, начиная с Декрета о суде № 1, была четко определена объективная необходимость и возможность пересмотра решений и приговоров и заложены принципиальные основы новой судебной системы. ГПК РСФСР 1923 г. закрепил право и обязанность кассационной инстанции проверять дело в полном объеме, независимо от доводов кассатора, проверять законность и обоснованность решений и определений по имеющимся в деле и дополнительно предоставленным материалам16.