Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:17, дипломная работа
Цель исследования – изучить, обобщить, систематизировать социально-правовые документы и нормы, регулирующие права и интересы граждан России.
Задачи исследования:
1.Изучить юридическую литературу по данной теме.
2.Проанализировать нормативно-правовую базу по защите прав и интересов физических лиц в РФ.
3.Раскрыть способы правовой защиты прав и законных интересов граждан в РФ.
4.Выявить особенности судебных форм защиты в РФ.
5.Проанализировать статистические данные и судебную практику на примере ООО «Профессионал».
6.Сформулировать предложения и разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав и законных интересов физических лиц.
Введение 2
Глава 1.Основы защиты прав человека и гражданина
1.1. Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 6
1.2. Механизмы и гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ 19
Глава 2. Анализ защиты прав и интересов физических лиц (на примере ООО «Профессионал»)
2.1. Анализ состояния предприятия и его статистические показатели 33
2.2. Анализ судебной практики 40
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А. 58
Приложение Б. 60
Приложение В. 64
Приложение Г. 66
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определены в ст.3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ».
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии
Конституции Российской
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении
установленного порядка
6) выступает с законодательной
инициативой по вопросам
7) осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему
Ограничения конституционных прав могут устанавливаться федеральным законом на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации критериев с учетом основных принципов и норм международного права и при соблюдении на каждом конкретном этапе развития российской государственности баланса конституционно защищаемых ценностей.
Обобщая «покомпонентную» характеристику конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина в России, отметим, что все ее элементы, отраженные в Конституции РФ, несмотря на прямое действие конституционных норм и их применение на всей территории.
1.2. Механизмы и гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ
Как свидетельствует практика, количество незаконных действий и решений государственных органов и их должностных лиц велико. Зачастую нарушаются наиболее важные права граждан, которым трудно добиться защиты, поскольку их возможности далеко не равны с возможностями государства, его органов и должностных лиц. Поэтому обеспечение гражданам равенства в судебном споре с государством и судебной защиты от нарушений их прав и свобод от действий и решений государственных органов — одна из важнейших задач суда [3].
Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:
Важно помнить, что “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации”, что гарантирует использование конституционных положений при решении любых споров – в том числе и в судебных разбирательствах.
Думается, следует сразу отметить, что классификация гарантий, так же как и классификация основных прав и свобод, достаточно условна. Как, например, определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как гарантии юридические.
Попробуем все же рассмотреть, каким же образом осуществляется механизм реализации конституционных прав и свобод и как осуществляются их юридические гарантии.
Прежде следует рассмотреть специфический набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод:
Отметим, что самозащита в нашей стране впервые возведена на конституционный уровень с принятием Конституции РФ 1993 г. В конституционном положении ч.2 ст.45 воплощен тезис Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о том, что необходимо «уважать право граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека». Самозащита имеет различные формы, ограниченные действующим российским законодательством и обусловленные тем, какое право лица нуждается в защите. Целесообразно обособить те формы самозащиты, которые прямо названы в Конституции РФ. Это не препятствует расширению ее способов, их адаптации к отраслевой специфике. Единственным ограничением здесь является прямой законодательный запрет.
Исследование конституционных форм самозащиты предполагает характеристику их субъекта. Например, в ч.2 ст.45 речь идет о «каждом»; в ст.32 – о «гражданах Российской Федерации», которые имеют право на обращения, одна из разновидностей которых – жалоба – напрямую связана с самозащитой; в ч.3 ст.50 – о «каждом осужденном». В Конституции РФ наряду с индивидуальными конституционными формами самозащиты закреплены ее коллективные проявления: каждый имеет возможность защищать свои права и свободы через общественные объединения (например, профессиональные союзы, некоммерческие и правозащитные организации).
Конституционные формы самозащиты можно систематизировать в зависимости от содержательной группы прав и свобод человека и гражданина, нуждающейся в защите. Так, самозащита политических прав и свобод российских граждан может осуществляться в предусмотренных Конституцией РФ формах: мирные, без оружия, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования (ст.31), проведение которых упорядочено Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; самозащита трудовых прав конституционно допускается посредством забастовки (ч.4 ст.37).
Самозащита признана также формой защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Она допускается без обращения в суд, а способы самозащиты должны соответствовать нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст.14 ГК РФ). Помимо общих форм самозащиты, в Конституции РФ предусмотрены также ее специальные формы. К их числу отнесем, например, право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч.2 ст.47). Этот важный процессуальный принцип, распространяющий свое действие на всех лиц, имеющих такой формальный процессуальный статус, приобретает свойства самозащиты как только лицо выразит в форме ходатайства свою волю по данному поводу. Обвиняемый по собственному желанию, опираясь на ч.2 ст.47
Конституции РФ, просит, чтобы его дело разрешалось «судьями факта», не зависящими от государственной власти. В данном случае актуализируется специфический случай конституционного права каждого на самозащиту (ч.2 ст.45).
Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется “государственная защита прав и свобод”, причем, в последующих статьях эти гарантии конкретизируются:
Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа – не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции).
В настоящее время в стране произошли, если судить по действующей Конституции, некоторые изменения в трактовке принципа доступности прав и свобод, особенно в сфере социально-экономической жизни. Исключено из Конституции право на труд. Вместо этого в статье 37 объявлена свобода труда. Признано в качестве общественного состояния безработица и гарантируется гражданам защита от неё. Из Конституции исключено право на семичасовой рабочий день, и на частных предприятиях нередко он длится значительно более продолжительное время. В отличие от общедоступного в прошлом среднего и высшего образования, ныне общедоступным является лишь дошкольное, основное и среднее профессиональное образование, обязательным, согласно Основному закону (ч.4 ст.43), является основное общее (девятилетнее) образование. Однако эти конституционные нормы весьма условно действуют: плата в детских дошкольных учреждениях несоразмерно высока, развёрнута целая система дорогостоящих лицеев, колледжей, гимназий, а также коммерческих университетов и институтов. Всё это делает недоступным для многих сколько-нибудь качественное образование.
Действует целая система коммерческих лечебных заведений. Фактически недоступным в нынешних условиях является право на жилище, хотя Конституция гарантирует осуществление этого права (ч.1 ст.40).
Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.
Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).
Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:
Информация о работе Защита прав и интересов физических лиц в суде