Содержание
Введение 3
1.
Конституционные
обязанности человека
и гражданина в
Российской Федерации:
понятие, признаки,
история развития
конституционных
обязанностей законодательстве
Российской Федерации 5
2.
Содержание конституционных
обязанностей граждан
Российской Федерации 16
Заключение 23
Список
нормативно-правовых
актов и литературы 24
Введение
Актуальность. В настоящее время
Россия, вставшая на путь демократизации
всех сфер жизни общества, все больше приобретет
черты правого демократического государства,
каждый гражданин в отдельности призван
содействовать этому, для этого, прежде
всего надо знать свои права и обязанности
и действовать в соответствии с ними, то
есть необходимо повышать свою правовую
культуру. Обязанности это правовые принципы,
которые являются противовесом правам.
Нет такого общества, в котором были бы
одни лишь права. Общество всегда наполнено
определенным количеством прав и обязанностей,
которые между собой соотносятся, ибо
нельзя реализовать право без взаимной
обязанности, или хотя бы не препятствовать.
Задача законодателя состоит в том, чтобы
разделить "по справедливости" эти
права и обязанности. В свете вышеизложенного
представляет научный интерес то, каким
образом Российский законодатель наполнил
содержание конституционных обязанностей
в нашей стране.
Цель
работы – изучить
и осмыслить содержание и сущность основных
конституционных обязанностей граждан
в Российской Федерации. Реализовать поставленную
цель мы можем путем решения поставленных задач:
1. Рассмотреть
конституционные обязанности: понятие,
признаки, историю их возникновения и
развития в России;
2. Выделить
на основе анализа Конституции РФ обязанности
граждан;
Объектом
работы являются общественные отношения,
складывающиеся в сфере конституционно-правового
регулирования обязанностей граждан в
Российской Федерации.
Предмет
работы - нормы Конституции Российской
Федерации, устанавливающие обязанности
человека и гражданина, а также
нормы российского законодательства,
конкретизирующие данные положения Конституции.
Степень
разработанности
темы. Данной
теме посвящали свои работы Казанчев,
М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова,
О.Е. Кутафин.
Структуру работы составляет три
раздела, введение и заключение. Также
приведен список используемой литературы.
Практическая
значимость.
Материалы данной работы можно использовать
в практике школы, при подготовке к семинару
, диспуту в ВУЗЕ.
1.
Конституционные обязанности
человека и гражданина
в Российской Федерации:
понятие, признаки, история
развития конституционных
обязанностей законодательстве
Российской Федерации
Исходя
из того, что конституционные обязанности
это элемент правового статуса
личности, то сначала хотелось бы охарактеризовать
понятие и содержание правового
статуса личности в Российской Федерации.
Совокупность субъективных прав, свобод
и юридических обязанностей определяет
правовой статус. В Конституции РФ заложены
начала – принципы, на которых строится
правовое регулирование в области прав
и свобод человека и гражданина. Это
- основы правового статуса личности. Принципы
правовового статуса личности универсальны.
Они определяют главные черты статуса
личности, общества, распространяются
на все без исключения права, свободы и
обязанности, независимо от того, какой
отраслью они зафиксированы. Основы правового
статуса личности представляют собой
определенную систему, которая отражает
специфику самих этих правил свобод и
тех сфер жизнедеятельности человека
и гражданина, которые они затрагивают
(жизнь человека ,неприкосновенность жилища,
свободу гражданских объединений и т.д).
Хотя они все разнообразны по своему характеру
и содержанию, тем не менее, выражают коренные
связи, сложившиеся между государством
и его гражданами. Права, свободы и обязанности
человека и гражданина основываются на
их гарантированности указанный принцип
закреплен в ряде статей Конституции РФ
(ст.2,17,19).
В Российской
Федерации признаются и гарантируются
прав и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права и
в соответствии с Конституцией РФ.
Конституция РФ устанавливает возраст,
с которого человек может реализовывать
свой конституционно – правовой статус
гражданина РФ. Гражданин Российской Федерации
может самостоятельно осуществлять в
полном объеме свои права и обязанности
с 18 лет(ст. 60 Конституции РФ).
,Правовой
статус - сложная, собирательная категория,
отражающая весь комплекс связей человека
с обществом, государством, коллективом,
окружающими людьми. В структуру этого
понятия включаются следующие элементы:
а) правовые нормы, устанавливающие данный
статус; б) правосубъектность; в) основные
права и обязанности; г) законные интересы;
д) гражданство; е) юридическая ответственность;
ж) правовые принципы; з) правоотношения
общего (статусного) типа[11,c.395].
Теперь,
что непосредственно касается конституционных
обязанностей граждан. Само слово "Конституция"
- латинского происхождения, от "constitutio"
- установление, устроение[23, c.45]. Традиционно,
этим термином определяется основной
закон государства, определяющий его общественное
и государственное устройство; избирательную
систему, принципы организации и деятельности
органов власти и управления, основные
право и обязанности граждан. Так что же
такое конституционные обязанности граждан
РФ?
Обязанности
человека – мера должного поведения
как по отношению к государству
и его органам. Обязанности –
составная часть правового статуса
личности, тесно связанная с правами
человека и гражданина. Свобода становится
только тогда реальной, когда обретает
черты порядка, а порядок заключается
в единстве прав и обязанностей
Различаются
конституционные обязанности и
иные правовые обязанности.
Под конституционными
обязанностями следует понимать
основные обязанности, непосредственно
зафиксированные самой Конституцией
РФ.
Основные
права и обязанности являются
таковыми не только по форме, будучи закрепленными
в Конституции, но и по содержанию, поскольку
они являются определяющими в отношении
всех иных обязанностей. Для конституционных
обязанностей характерными являются определенные
признаки, свойства, которые отличают
их от других обязанностей. Эти признаки
определяют в своей совокупности юридическую
природу основных обязанностей[11,c.396].
1. Конституционные
обязанности обладают верховенством.
Все другие юридические обязанности
должны, в принципе, соответствовать
основным. Ни один государственный
орган, ни одно должностное
лицо не могут принять правовой
акт или решение, которое противоречило
бы конституционным обязанностям.
В случае коллизии всегда действует
конституционная норма.
2. Конституционные
обязанности служат юридической
базой для всех обязанностей,
устанавливаемых законодательством.
3. Основные
конституционные обязанности формируются
в общем виде. Их детализация,
конкретизация осуществляется в
обязанностях, устанавливаемых отраслевыми
нормами.
4. Только
конституционные обязанности действуют
на всей территории Российской
Федерации в отношении всех
граждан государства, иностранцев
и лиц без гражданства.
5. Для
каждого гражданина России одинаков
круг обязанностей. Именно в области
конституционных прав и обязанностей
наглядно проявляется равноправие
как принцип правового положения
граждан.
6. Основные,
конституционные обязанности имеют
постоянно действующий непрерывный
характер. Они не могут быть
исчерпаны первым осуществлением.
Пока лицо является гражданином
Российской Федерации, он может
реализовывать свои обязанности.
Конституционные обязанности по своему
смыслу и содержанию составляют неотъемлемую
часть правового статуса человека и гражданина
Российской Федерации. Конституционные
обязанности – это общеобязательные,
установленные Конституцией Российской
Федерации и раскрываемые в отраслевых
нормах права, правила поведения человека
и гражданина за неисполнение которых
предусмотрена юридическая ответственность.
Основными признаками их являются: верховенство,
общий вид, действие на всей территории
России, равноправие для всех лиц, постоянно
действующий непрерывный характер.
Обязанности
граждан, так же как и права, возникли
и развивались вместе с возникновением
государства. Можно сказать, что
выполнение своих обязанностей гражданами
перед Отечеством поначалу было просто
долгом, а впоследствии они получили
конституционное подкрепление. Обязанности
перед государством граждан были
в разные времена и в разные
века неодинаковы. Так, например, в США,
в Конституции республики Массачусетс
в ч 1, именуемой "Декларация прав
жителей республики Массачусетс" в
ст. 2 вменяется в обязанность публичное
отправление культа США. Но историю этого
вопроса рассмотрим более подробно на
примере развития обязанностей и прав
в России, так как они неразрывно связаны
друг с другом, и из одного вытекает другого,
но делая все-таки упор на развитие обязанностей[6,
c.458].
Первая
конституция РСФСР была принята
после Великой Октябрьской Социалистической
Революции 1917 года 10 июля 1918 года. В
ней, в разделе 2 называющимся "Общие
положения Конституции Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики"
5 главе в обязанности граждан входило
трудиться и был даже провозглашен лозунг
"Не трудящийся да не ест". А в целях
охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской
революции РСФСР признавала обязанностью
всех граждан Республики Социалистического
Отечества всеобщую воинскую повинность.
Причем право защищать Революцию предоставлялось
только трудящимся, на нетрудовые же элементы
возлагалось отправление иных обязанностей
военных. Постановка военной обязанности
одной из главных понятна потому, что это
были годы, когда встал вопрос о самом
существовании советской власти. В стране
сложилась острая обстановка[13, c.46]. Резко
обострилась классовая борьба, приняв
самую беспощадную форму гражданской
войны. Тогдашнему государству пришлось
отбивать нападения внешних и внутренних
врагов. На первое место выдвинулись военные
функции государства: обороны страны от
нападения внешних врагов и подавление
сопротивления свергнутых эксплуататорских
классов. Это было жестокое время, когда
брат шел на брата. В стране объявлялся
военный режим, причем не только в армии,
но и на транспорте, военной промышленности
и в снабжении продовольствием. 30 ноября
1918 года был создан, Совет Рабочей и Крестьянской
Обороны, которому предоставлялась вся
полнота власти в области обороны. Возглавил
этот орган председатель СНК В.И. Ленин.
Что же касается труда, то здесь надо сказать
следующее - новое государство было первым
государством, и это был прогресс в то
время, что был установлен восьмичасовой
рабочий день. Это распространялось на
всех и в том числе на работающих по найму.
Рабочее время в течение недели не должно
было превышать 46 часов, устанавливался
перерыв в рабочее время для отдыха и приема
пищи длиною в час. Ночной труд запрещался
для женщин и для подростков до 16 лет. Нельзя
было работать по найму не достигшим 14
лет. Это тоже было правильно, так как если
бы не было запрета, начались бы всякие
злоупотребления. Подлежал так же сокращению
рабочий день в особо вредных условиях.
Что же касается возведения труда в обязанность
и лозунга "кто не работает, тот не ест"
то это не совсем правильно, так как труд
не должен быть обязанностью, а он должен
быть правом, ибо трудясь человек должен
удовлетворять свои потребности и создавать
блага для общества и государства. А труд
из-под палки - плохой труд, ибо человек
понимает, что если он не будет трудиться
и исполнять свою обязанность, то за это
может наступить наказание. А лозунг "не
трудящийся да не ест" вообще не понятен,
так как под трудом каждый понимает свое,
например, как могли оценить в то время
труд ученого и рабочего и военного и крестьянина.
Каждый из них трудится по своему, а ведь,
кого - то из них могли признать нетрудовым
элементом, потому, что труд его незаметен
и не сразу видны результаты его труда.
В целом же говоря о Конституции 1918 года
можно сказать, что она носила четко выраженный
классовый характер, являлась средством
юридического закрепления диктатуры пролетариата
полновластия трудящихся, руководимых
рабочим классом. Она явилась образцом
для конституций других независимых республик:
Белорусской (1919), Украинской (1919), Азербайджанской
(1921), Армянской (1922), Грузинской (1922). Образование
СССР нашло свое конституционное закрепление
в основном законе - Конституции СССР 1924
года. Декларация об образовании СССР,
утвержденная первым съездом Советов
СССР, без изменений вошла в текст Конституции
СССР. Что же касается Договора об образовании
СССР, то этот документ так же вошедший
в текст Конституции подвергся значительным
изменениям и дополнениям. По содержанию
Конституция СССР 1924 года не похожа на
Конституцию 1918 года и последующие советские
конституции. В ней нет характеристики
общественного устройства, отсутствует
глава о правах и обязанностях граждан,
избирательные права, местных органах
власти и управления. Все эти вопросы решались
республиканскими конституциями. Главное
основное внимание конституция 1924 года
уделила факту конституционного закрепления
образования СССР, прав Союза СССР и союзных
республик, система высших государственных
органов Союза СССР и Союзных республик.
По мнению автора правильно было сделано,
что права и обязанности и главы о них
не были включены в Конституцию СССР 1924
года, так как эта Конституция с помощью
договора объединяла республики в единый
союз и соответственно республиканские
обязанности должны были стать общесоюзными.
В 30-е годы в стране складывается аномальная
противоестественная, но исторически
оказавшаяся неизбежной модель нового
общественного строя - авторитарно-мобилизационный
социализм с тоталитарными извращениями.
Эффективность этого строя (сталинизма)
снижалась, но не сводилась на нет сталинщиной.
Это были годы массовых репрессий и террора
против собственного народа. И вот в этих
условиях принимается решение о создании
новой Конституции СССР[3, c.142].
В связи
с этим была образована Комиссия по
созданию новой Конституции во главе
с И.В. Сталиным. Поначалу хотели внести
изменения в действующую Конституцию,
но потом стало ясно, что это
невозможно. Поэтому комиссия сочла
целесообразным подготовить проект
новой Конституции, который и
был опубликован 12 июня 1936 года во всех
газетах страны для всенародного
обсуждения. Наибольшее число предложений
касались таких вопросов как определение
общественного устройства, прав и
обязанностей граждан, принципов избирательной
системы, решения национального
вопроса[8, c.56].
Немалое
количество поступивших предложений
касалось устройства высших органов
власти СССР и их деятельности. Новая
Конституция СССР была утверждена Чрезвычайным
VIII съездом Советов 5 декабря 1936 года.
В те годы Конституцию 1936 года называли
"Сталинской" но это не совсем
верно, так как над ней работали
и оппозиционные по отношению
к Сталину политики. Это, к примеру,
Николай Бухарин. В Конституции
СССР 1936 года в отличие от Конституции
СССР 1924 года были закреплены не только
права, но и обязанности, а в предыдущей
о них ничего не говорилось. Это говорит
о зрелости государства. В Конституции
1936 года правам и обязанностям посвящена
глава X. Обязанностей становится больше.
Но прежде чем о них говорить, хотелось
бы отметить особо ст. 127 главы X, в которой
говорится что "гражданам СССР обеспечивается
неприкосновенность личности". Никто
не может быть подвергнут аресту не иначе
как по постановлению суда или с санкции
прокурора. За последние десятилетия было
много написано, как осуществлялась в
те годы неприкосновенность личности[6,c.460].
Статья
130 Конституции говорила впервые
об обязанности граждан СССР соблюдать
Конституцию Союза Советских
Социалистических республик, исполнять
законы, блюсти дисциплину труда, честно
относиться к общественному долгу,
уважать правила социалистического
общежития.
В статье
131 говорилось, что каждый гражданин
и обязан беречь и укреплять общественную,
социалистическую собственность как
священную и неприкосновенную основу
советского строя, как источник богатства
и могущества Родины, как источник
зажиточной и культурной жизни всех
трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную,
социалистическую собственность являются
врагами народа.
Статьи
132-133 взаимосвязаны между собой,
потому что в них как и конституции 1918
года говорится о воинской обязанности
граждан СССР и ответственности за ее
не выполнение.
Новым
в этой Конституции было то, что
труд перешел из обязанностей в права
граждан ст. 118. Впервые говорится
об обязанности соблюдать гражданами
конституцию, в предыдущих двух об этом
не упоминалось. Повидимому в этом не было
необходимости, так как стояли перед государством
другие задачи. Вообще же соблюдение конституции
это необходимая обязанность, так как
в этом проявляется уважение граждан к
своему основному, можно сказать ,центральному
закону страны. Эти слова находят свое
подтверждение в многочисленных работах
прошлых лет ученых-юристов. Исполнение
законов, об этом так же впервые говорится
в Конституции 1936 года, в принципе нормальная
обязанность и даже нужная, потому что
четкое исполнение законов всеми гражданами
залог нормального (здорового) общества.
Поэтому законы должны отражать наиболее
важные моменты в жизни общества и, самое
главное, чтобы эти законы не противоречили
конституции и были не против граждан,
а для граждан. Но в то время было все наоборот
и законы были часто против граждан. Так,
например 14 сентября 1937 года ЦИК СССР принял
постановление, по которому обвиняемому
во вредительстве и диверсиях обвинительное
заключение вручалось за сутки до разбирательства
дела. По таким делам не допускалось кассационное
обжалование. Президиум Верховного Совета
СССР 10 августа 1940 года издал указ "Об
уголовной ответственности за мелкие
кражи на производстве и за хулиганство",
по нему виновные в мелких кражах подвергались
тюремному заключению сроком на один год.
В постановлении ЦИК и СНК СССР "О мерах
борьбы с преступностью среди несовершеннолетних"
устанавливалась уголовная ответственность
с четырнадцатилетнего возрасти за следующие
тяжкие преступления - это кража, убийство,
насилие и увечье. К этой группе преступлений
относились такие действия несовершеннолетних,
которые могли вызвать крушение поездов.
За все остальные преступления указ президиума
ВС СССР от 31 мая 1941 года устанавливает
уголовную ответственность с двенадцатилетнего
возраста. Многие современные юристы отмечают
негуманность этих норм.