Конституционный Суд РФ: устройство и сфера юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы заключается в следующем: раскрыть и рассмотреть Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля. Объектом исследования является Конституционный суд РФ. Предметом - Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ..docx

— 69.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль относится  к числу эффективных средств  обеспечения верховенства конституционных  предписаний, которое является главным  атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении  правовых актов и действий государственных  органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически  конституционный контроль возник там  и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции  нуждались в гарантиях их реального  исполнения всеми в условиях конкретных государств.

Конституционный Суд - важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в  установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция  Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или  миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.

Главная особенность и  важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и  арбитражных судов в том, что  Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой  конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.

Целью написания данной работы заключается  в следующем: раскрыть и рассмотреть  Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля. Объектом исследования является Конституционный  суд РФ. Предметом - Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и определение Конституционного суда;
  2. Определить принципы организации и деятельность Конституционного суда;
  3. Раскрыть состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ;
  4. Проанализировать полномочия Конституционного Суда;
  5. Рассмотреть решения Конституционного суда.

 

Глава 1. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля: понятие, принципы организации и деятельности, функции.

 

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд независим  в организационном, финансовом и  материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления  конституционного судопроизводства в  полном объеме1. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей  деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном  управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.

Основная функция Конституционного Суда — осуществление конституционного контроля в целях защиты основ  конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия предписаний Конституции  на всей территории Российской Федерации. Конституционный контроль состоит  в выявлении правовых актов государственных  органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также  в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового  акта неконституционным он утрачивает юридическую силу. Конституционный  Суд осуществляет судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

В своей деятельности Конституционный  суд Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного  заседания, состязательность и равноправие  сторон.

1. Независимость. Судьи  Конституционного Суда Российской  Федерации независимы и руководствуются  при осуществлении своих полномочий  только Конституцией Российской  Федерации и настоящим Федеральным  конституционным законом. В своей  деятельности судьи Конституционного  Суда Российской Федерации выступают  в личном качестве, и не представляют, каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают  решения в условиях, исключающих  постороннее воздействие на свободу  их волеизъявления. Они не вправе запрашивать  или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным  Судом Российской Федерации. Конституционный  суд сегодня, в отличие от ранее  действовавшего законодательства, независим  в организационном, финансовом и  материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного суда производится за счет федерального бюджета, что обеспечивает возможность осуществления независимого конституционного судопроизводства в  полном объеме.

Конституционный суд независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей работы. Имущество, которым он пользуется в процессе осуществления своих функций, является федеральной собственностью. Какое  бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных законом, не допускается.

2. Коллегиальность. Рассмотрение  дел и вопросов и принятие  решений по ним производятся  Конституционным Судом Российской  Федерации коллегиально. Решение  принимается только теми судьями,  которые участвовали в рассмотрении  дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать  решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании  палаты - при наличии не менее  трех четвертей ее состава. При определении  кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в  рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

3. Гласность. Рассмотрение  дел в заседаниях Конституционного  Суда Российской Федерации проводится  открыто. Проведение закрытых  заседаний допускается лишь в  случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным конституционным законом.

Решения, принятые как в  открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность разбирательства.  Разбирательство в заседаниях  Конституционного Суда Российской  Федерации происходит устно. В  ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд Российской Федерации заслушивает  объяснения сторон, показания экспертов  и свидетелей, оглашает имеющиеся  документы. В заседании Конституционного  Суда Российской Федерации могут  оглашаться документы, которые  были представлены для ознакомления  судьям и сторонам либо содержание  которых излагалось в заседании  по данному делу. Производство  в Конституционном Суде Российской  Федерации ведется на русском  языке.

Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

5. Непрерывность судебного  заседания. Заседание Конституционного  Суда Российской Федерации по  каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного  для отдыха или необходимого  для подготовки участников процесса  к дальнейшему разбирательству,  а также для устранения обстоятельств,  препятствующих нормальному ходу  заседания. Конституционный Суд  Российской Федерации до принятия  решения по делу, рассматриваемому  в пленарном заседании, или  до отложения его слушания  не может рассматривать в пленарном  заседании другие дела. Палата  Конституционного Суда Российской  Федерации до принятия решения  по рассматриваемому делу или  до отложения его слушания  не может рассматривать другие  дела, отнесенные настоящим Федеральным  конституционным законом к компетенции  палаты. До принятия решения по  делу, рассматриваемому в пленарном  заседании Конституционного Суда  Российской Федерации, возможно  рассмотрение других дел в  заседаниях палат. До вынесения  решения по делу, рассматриваемому  в заседании палаты, возможно  рассмотрение других дел в  пленарном заседании.

6. Состязательность и  равноправие сторон. Стороны пользуются  равными правами и возможностями  по отстаиванию своей позиции  на основе состязательности в  заседании Конституционного Суда  Российской Федерации2.

 

 

 

Глава 2. Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ.

 

Конституционный Суд Российской Федерации  состоит из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд  Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в  его составе не менее трех четвертей  от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой  устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат. В  пленарных заседаниях участвуют  все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный  состав палат не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут  входить Председатель и заместитель  Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании  Конституционный суд может рассмотреть  любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые  Суд может рассматривать исключительно  на пленарных заседаниях. К делам  подобного рода относятся: дела о  соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик  и устав субъектов РФ; толкование Конституции Российской Федерации; вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления; утверждение посланий Конституционного суда; решение вопросов о выступлении с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний  Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы  палат Конституционного Суда; принимает  Регламент Конституционного суда и  вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а  также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении  или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также  в случае необходимости – о  досрочном освобождении от должности  Председателя, его заместителя или  судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

Информация о работе Конституционный Суд РФ: устройство и сфера юрисдикции