Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы заключается в проведении комплексного сравнительно-правового исследования современных тенденций организации и функционирования института несостоятельности (банкротства) в России.
На сегодняшний день данная тема весьма актуальна, так как неизбежным и объективным результатом функционирования рыночных отношений является возникновение у некоторой части субъектов имущественного оборота финансовых трудностей, которые они не в состоянии преодолеть самостоятельно. Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц является актуальным для экономики любого государства.
Введение………………………………………………………………………3
Общая характеристика юридического лица…………………...………..4
Понятие и правовая природа юридического лица…………………..4
Виды юридических лиц..……………………………………………...8
Несостоятельность (банкротство): теоретико-правовой аспект…..…..19
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)…...……….19
Процедуры несостоятельности (банкротства)…………………...…25
Заключение…………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………......................33
В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в соответствии со ст. 76 Закона о банкротстве вправе обратиться к первому собранию кредиторов, к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 75 Закона о банкротстве.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.
В случае
предоставления обеспечения исполнения
обязательств в соответствии с графиком
погашения задолженности
Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.
Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
План
финансового оздоровления, подготовленный
учредителями (участниками) должника,
собственником имущества
График
погашения задолженности
В соответствии со ст. 84 графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления. Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности.
В случае
погашения должником всех требований
кредиторов, предусмотренных графиком
погашения задолженности, до истечения
установленного арбитражным судом
срока финансового оздоровления
должник представляет отчет о
досрочном окончании
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.
Согласно п. 1 ст. 92 Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:
а) установления возможности восстановления платежеспособности должника в предусмотренные Законом о банкротстве сроки;
б) подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
в) подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если после проведения собрания кредиторов возникли обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена в установленные Законом о банкротстве сроки;
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено Законом о банкротстве.
С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве и так далее.
Кредиторы
вправе предъявить свои требования к
должнику в любой момент в ходе
внешнего управления. Указанные требования
направляются в арбитражный суд
и внешнему управляющему с приложением
судебного акта или иных подтверждающих
обоснованность этих требований документов.
Указанные требования включаются внешним
управляющим или
Согласно п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона о банкротстве.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- продажа предприятия должника;
- замещение активов должника;
- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.
В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.
В случае,
если арбитражный суд принял решение
о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства
и утвердил конкурсным управляющим
другое лицо или если невозможно утвердить
конкурсного управляющего одновременно
с принятием такого решения, внешний
управляющий исполняет
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
В соответствии с п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется ст. 134 Закона о банкротстве.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
В случае недостаточности имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся организации, у кредиторов есть возможность взыскать с контролирующих лиц суммы, которых недостает для удовлетворения их требований. Таким образом, субсидиарная ответственность введена в значительной мере как предупредительная мера для предотвращения злоупотреблений со стороны вышеуказанных лиц в преддверии банкротства.13
В случае,
если прекращение деятельности организации
должника или ее структурных подразделений
может повлечь за собой техногенные
и (или) экологические катастрофы либо
гибель людей, вне очереди также
погашаются расходы на проведение мероприятий
по недопущению возникновения
Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования
кредиторов по текущим платежам, относящиеся
к одной очереди, удовлетворяются
в порядке календарной
Контроль за соблюдением предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве очередности при расходовании денежных средств со счета должника осуществляет кредитная организация, которая производит проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании данных, имеющихся в расчетном документе. Кредитная организация не вправе исполнять представленный расчетный документ, не содержащий соответствующих данных; такой документ подлежит возврату кредитной организацией с указанием причины его возвращения.14
При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога.
При
оплате труда работников должника,
продолжающих трудовую деятельность в
ходе конкурсного производства, а
также принятых на работу в ходе
конкурсного производства, конкурсный
управляющий должен производить
удержания, предусмотренные
В случае,
если в отношении должника не вводились
финансовое оздоровление и (или) внешнее
управление, а в ходе конкурсного
производства у конкурсного управляющего
появились достаточные