Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

После судебной реформы 1864 г., проведенной Александром II, концепция прокурорской деятельности была пересмотрена и основная ее функция перенесена в сферу судопроизводства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая сторона», представляя суду заключение после состязания сторон. В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как «главная сторона», состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда.

Содержание

Введение
1. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1 Роль и функции прокурора в гражданском процессе
1.2 Соотношение судебного контроля и прокурорского надзора
2. Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса
2.1 Участие прокурора в судебном разбирательстве по первой инстанции
2.2 Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях гражданского процесса
2.3 Иные формы участия прокурора в гражданском процессе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр прокурорский.docx

— 50.98 Кб (Скачать файл)

Отказ прокурора  от предъявленного им иска не лишает лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск, права требовать рассмотрения дела по существу. Прокурор, предъявивший иск, не связан в процессе своей первоначальной позицией, выраженной в исковом заявлении. Если в ходе судебного разбирательства  по делу прокурор придет к выводу, что  его исковое требование в части  или в целом необоснованны, то он обязан отказаться полностью или  частично от предъявленного иска. Если в этом случае суд иск удовлетворит, прокурор должен опротестовать решение  суда, если оно будет противоречить  материалам дела или по делу были допущены нарушения закона.

В тех случаях, когда прокурор вступает в начатый  процесс, он также занимает положение  лица, участвующего в деле, обладая  комплексом процессуальных прав и обязанностей, необходимых ему для вынесения  правосудного решения по делу. Прокурор, участвующий в деле, знакомится в материалами дела, заявляя отводы, представляет доказательства, участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, дает заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные действия, предусмотренные законом.

Вступление прокурора  в начатое гражданское дело возможно по инициативе суда, прокурора или  в силу закона. Признав участие  прокурора в деле обязательным, суд  выносит определение с указанием  дела, времени и места его рассмотрения и направляет определение прокурору. Если же участие прокурора в деле обязательно в силу закона, ему  направляется извещение.

Вступление прокурора  в начатый процесс может осуществляться на различных стадиях процесса в  зависимости от того, на какой стадии процесса прокурор принял решение об участии в деле. Прокурор может  участвовать в суде первой инстанции, начиная со стадии подготовки дела к судебному разбирательству  и до вынесения решения по делу. Он может вступить в процесс и  после вынесения решения по делу, если придет к выводу, что вынесенное судом решение является незаконным и необоснованным. В последнем  случае вступление прокурора в процесс  имеет место в форме принесения кассационного протеста в суд  второй инстанции. Сроки и порядок  принесения протеста прокурора те же самые, что, и для принесения кассационной жалобы на решение суда или же частной  жалобы на определение суда первой инстанции.

В тех случаях, когда прокурор обнаружит незаконное или необоснованное решение суда, вступившее в законную силу, он имеет  право принесения протеста в порядке  надзора.

Прокурор может  вступить в процесс в стадии исполнения решения суда как путем возбуждения исполнительного производства, так и путем участия в начатом процессе по исполнению решения.

Привлечение прокурора  к участию в процессе может  происходить по инициативе не только суда первой инстанции, но и судов, рассматривающих  дело в кассационном или надзорном  порядке.

При вступлении прокурора в начатое дело, он дает заключение по отдельным вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные действия, предусмотренные законом.

Заключение прокурора  должно быть содержательным и обоснованным. В нем дается политическая оценка разрешаемого спора, если дело имеет  общественный интерес. В заключении указываются: собранные доказательства и их оценка; установленные по делу фактические обстоятельства; нормы  материального права, подлежащие применению; вывод о правоотношении сторон; в  чем выразилось нарушение ответчиком прав истца и обоснованность требований последнего; каково должно быть содержание судебного решения. Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ.

Публичные начала в гражданском процессе находят  свое выражение в нормах, закрепляющих участие в гражданском судопроизводстве прокурора, органов государственного управления, представителей общественности, и в ряде других норм.

Согласно действующему законодательству прокурор вправе как  начать гражданское дело, так и  вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.

Указанные правомочия прокурором осуществляются как путем  предъявления иска или подачи заявления, так и путем вступления в начатый  процесс. Он опротестовывает незаконные и необоснованные решения, определения  и постановления суда, проверяет  законность их обращения к исполнению, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя. Прокурор может  принять участие в процессе как по собственной инициативе, так и по инициативен суда.

Участие прокурора  в разбирательстве гражданских  дел может быть обязательным в  тех случаях, когда оно прямо  предусмотрено законом или необходимость  участия прокурора в данном деле признана судом.

Во всех остальных  случаях прокурор сам решает, когда  ему следует предъявить иск или  вступить в начатое дело, руководствуясь указаниями Генерального прокурора  РФ (Приказ Генерального прокурора  СССР от 29 сентября 1987 г. №71 «О коренной перестройке работы органов прокуратуры  по осуществлению прокурорского  надзора за исполнением законов  в гражданском судопроизводстве», указание Генерального прокурора РФ № 48/8 от 16 ноября 1992 г. «Об участии прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве», Приказ Генерального прокурора №41 от 1 августа 1995 г. «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе» и др.).

Как правило, прокурор должен участвовать в гражданских  делах, если дело имеет общественное значение или затрагивает существенные интересы государства и граждан.

В первую очередь  прокурор обязан участвовать в таких  делах, как дела по жалобам на действия должностных лиц, ущемляющих права  граждан, об освобождении имущества  от ареста, о выселении граждан  без предоставления жилого помещения  и восстановлении на работе рабочих  и служащих и др.

В последнее  время очень актуальными являются иски прокуроров в защиту прав несовершеннолетних детей, нарушенных в результате незаконных сделок с приватизированными квартирами. Такие сделки заключаются родителями несовершеннолетних в обход закона без необходимого разрешения органов  опеки и попечительства или при  попустительстве последних и  носят характер скрытого противоправного  действия. Вследствие этого бывает очень сложно восстановить нарушенное право и прокуроры вынуждены предъявлять сложные иски, содержащие несколько требований и характеризующиеся множественностью заинтересованных лиц. В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ приводится дело, по которому прокурором в интересах несовершеннолетних к Д. было заявлено требование о признании недействительными: обмена жилой площади, обменного ордера, договора купли-продажи квартиры и к С. о признании договора на передачу квартиры в собственность недействительным, выселении, признании права на жилую площадь за несовершеннолетними22 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 10. С. 12-13..

Указанные требования были удовлетворены, упомянутые договоры были признаны недействительными.

Иск или заявление  прокурор предъявляет, как правило, в защиту прав или охраняемых законом  интересов конкретного лица, права  которого нарушены. В этом случае лицо, в интересах которого прокурором возбуждено гражданское дело, в процессе будет занимать положение истца (ст. 33 ГПК), так как оно является субъектом спорного материального правоотношения, и именно его нарушенные права и интересы подлежат защите, и на него будут распространяться материально-правовые последствия судебного решения, а лицо, против которого прокурором начато дело, занимает положение ответчика.

В отличие от прокурора, предъявившего иск, прокурор, вступивший в начатое дело, осуществляет надзор за законностью путем дачи заключения по любому вопросу, а также  по существу дела в целом.

Функции прокурора  в гражданском процессе, методы и  формы их осуществления определены ст. 2, 21, 22, 31-33, 35-36 Закона Российской Федерации  от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Закона от 18 октября 1995 г., ст. 12,41 и др. ГПК.

Положение прокурора  в гражданском процессе отличается от положения суда тем, что прокурор не принимает никаких решений  по делу.

Прокурор включен  в состав лиц, участвующих в деле (ст. 29 ГПК). Однако по процессуальному  положению прокурор отличается от других участвующих в деле лиц. Это отличие  предопределяется прежде всего тем, что прокурор участвует в гражданском процессе в целях охраны государственных или общественных интересов либо прав и законных интересов граждан. Поэтому, помимо прав, которые предоставлены прокурору как лицу, участвующему в деле (ст. 30 ГПК), он наделен рядом правомочий, которыми другие лица не обладают (ст. 41, 187, 303, 320, 328 ГПК). Так, прокурор вправе знакомиться с материалами любого дела в суде и приносить протесты по делу, независимо от участия в деле.

Прокурор может  участвовать в процессе как по своей инициативе, так и по инициативе суда в любой стадии процесса и по любому делу. Участие прокурора в разбирательстве гражданского дела во всех стадиях процесса обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом или когда необходимость его участия в данном деле признана судом (ст. 41 ГПК). В последнем случае суд выносит об этом определение. Обязательное участие прокурора в деле предусмотрено в ст. 234, 255, 261 и 328 ГПК, ст. 70, 72, 73 и др. СК.

В остальных  случаях вопрос об участии прокурора  в деле решается им самим или судом  в зависимости от того, требует  ли этого охрана государственных  или общественных интересов либо прав и охраняемых законом интересов  граждан.

Прокурор может  быть привлечен к участию в  деле по инициативе не только суда первой инстанции, но и судов, рассматривающих  дело в кассационном и надзорном  порядке либо решающих вопрос о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

В практике прокуроры  участвуют в первую очередь по делам о возмещении материального  ущерба, причиненного преступлением, об освобождении имущества от ареста, по трудовым, жилищным делам, по делам  об установлении отцовства и по другим делам, затрагивающим интересы детей. Однако практически может возникнуть необходимость участия прокурора и в других гражданских делах. Прокурор, руководствуясь задачей защиты интересов государства и граждан, должен уметь выделять принципиальные дела, имеющие государственное и общественное значение, и определять конкретно те дела, в которых необходимо его участие с учетом состояния законности в районе или городе, сложности дела.

Порядок вступления прокурора в процесс и объем  его процессуальных прав и обязанностей зависит от того, в какой стадии процесса он вступает в дело, и от формы участия в деле.

1.2 Соотношение  судебного контроля и прокурорского  надзора

Изменения в  правовом регулировании механизма  обеспечения законности требуют  четкого определения соотношения  судебного контроля и прокурорского  надзора за законностью. Концепция развития прокуратуры на переходный период, справедливо признавая, что постепенно расширяющийся судебный порядок защиты прав граждан является наиболее надежным и эффективным, вместе с тем исходила из того, что правосудие не заменяет и не подменяет прокурорский надзор за законностью, а судебная система не может и не должна выполнять надзорные функции прокуратуры, поскольку суд в силу многих причин весьма ограничен в своих возможностях.

Если говорить о сферах распространения компетенции  суда и прокуратуры в контроле (надзоре) за законностью, то, с одной  стороны, они в значительной степени  совпадают, а с другой - прокурорская значительно шире судебной. В поле зрения прокурора - и соблюдение порядка приема и рассмотрения обращений граждан в государственных органах и органах местного самоуправления, и законность расходования бюджетных средств, и обеспечение установленных законом льгот военнослужащим, ветеранам, семьям с детьми и т.п., и соблюдение законности при регистрации, учете и разрешении заявлений. Отсюда и значительно более широкий круг лиц, подпадающих в сферу надзора. Способы осуществления судом и прокуратурой своих контрольно-надзорных полномочий принципиально отличаются. Суд реализует их только по инициативе заинтересованных лиц, по мере поступления конкретных заявлений и жалоб граждан, организаций, материалов следственных и оперативных органов, и, как правило, публично, путем судебного разбирательства. Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно.

Ежегодно органы прокуратуры анализируют состояние  правопорядка на подведомственной им территории, на основании результатов  его анализа планируют свою деятельность по выявлению и устранению нарушений  закона. Прокуратуре, в отличие от суда, необязательно ждать поступления  обращений заинтересованных лиц, чтобы  начать проверку. Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" основанием для проведения проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Законом и приказами Генерального прокурора РФ установлены жесткие сроки рассмотрения органами прокуратуры жалоб и заявлений граждан и организаций по поводу нарушения законности и жесткий контроль за сроками, порядком и правильностью рассмотрения обращений со стороны вышестоящих органов прокуратуры. Если в суде истребование и отмена решения нижестоящего суда могут иметь место лишь в апелляционном и кассационном порядке по инициативе участников процесса или в надзорном порядке по инициативе руководителей органов суда или прокуратуры и в строго определенной процедуре, то централизованная прокурорская система предполагает возможность для вышестоящих органов прокуратуры в любое время истребовать материалы от нижестоящего органа и принять самостоятельное решение.

Информация о работе Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса