Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:22, курсовая работа
После судебной реформы 1864 г., проведенной Александром II, концепция прокурорской деятельности была пересмотрена и основная ее функция перенесена в сферу судопроизводства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая сторона», представляя суду заключение после состязания сторон. В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как «главная сторона», состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда.
Введение
1. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1 Роль и функции прокурора в гражданском процессе
1.2 Соотношение судебного контроля и прокурорского надзора
2. Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса
2.1 Участие прокурора в судебном разбирательстве по первой инстанции
2.2 Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях гражданского процесса
2.3 Иные формы участия прокурора в гражданском процессе
Заключение
Список использованной литературы
Весьма немаловажным для характеристики прокурорского надзора и его соотнесения с судебным контролем является бесплатность, а значит, полная доступность для граждан и организаций. Обращения в прокуратуру не требуют оплаты госпошлины, привлечения дорогостоящих адвокатов. Более того, в ряде случаев прокурор, сам обращаясь в суд в интересах граждан или организаций, освобождает их от значительных материальных затрат (ч.4 ст.27, ч.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст.41 ГПК РСФСР и др.). Одно из важнейших свойств прокурорского надзора, отражающее особенность его полномочий, - это инициативность. Таким свойством не обладает и не может обладать по объективным причинам судебный контроль. Как отмечалось, любое дело, дающее суду возможность осуществлять контроль за законностью, возбуждается в суде исключительно по обращениям сторон. Судья, с какими бы нарушениями закона, прав и свобод граждан ни сталкивался, сам по своей инициативе ничего сделать для устранения этих нарушений не в состоянии до тех пор, пока ущемленная в правах сторона или прокурор в ее интересах не обратятся в суд. Следует учитывать и другой существенный момент - есть немало нарушений закона, по которым ни одна из сторон не заинтересована обращаться в суд, а следовательно, без инициативного вмешательства прокурора данные нарушения не могут быть устранены в судебном порядке. Речь идет, к примеру, о незаконных решениях органов власти и местного самоуправления о предоставлении необоснованных льгот отдельным организациям, предпринимателям, гражданам, где нет "ущемленной стороны", которая может возбудить судебное дело. В этом заключается объективная ограниченность судебного контроля, которому не присуща проверочная деятельность, а значит, способность не только фиксировать и устранять нарушения закона, но и выявлять и пресекать их. Напротив, прокурор, исходя из постоянного и непрерывного характера надзора, обязан самостоятельно, по собственной инициативе проверять законность действий и решений поднадзорных объектов и лиц с целью выявления, пресечения и устранения нарушений закона, восстановления нарушенных прав. Именно инициативность позволяет прокуратуре, например, выявлять и устранять незаконные правовые акты министерств, ведомств, органов власти и местного самоуправления, государственного контроля, которые достаточно редко попадают в орбиту судебного контроля по обращениям заинтересованных лиц. В то же время полномочия суда по контролю за законностью обладают императивностью. Если прокурор собственными надзорными средствами не устранил нарушения закона, то он обращается в суд и благодаря. Контроль, осуществляемый судебной властью, в силу объективно присущих правосудию закономерностей функционирования не может и не должен заменять собою прокурорский надзор.
Каждая из этих систем занимает свою нишу в правовом государстве, основанном на принципе разделения властей, где суд является самостоятельной ветвью государственной власти, а прокуратура вместе с рядом других учреждений образует систему "сдержек и противовесов", способствуя своей деятельностью не только правильному разделению и балансу различных ветвей власти, но и их эффективному взаимодействию. В таком государстве судебный контроль за законностью должен обязательно дополняться внесудебными альтернативными механизмами обеспечения исполнения законов.
2. Полномочия
прокурора на различных
2.1 Участие прокурора в судебном разбирательстве по первой инстанции
Участие прокурора
в судебном разбирательстве по первой
инстанции осуществляется практически
районными прокурорами (их заместителями
или помощниками), так как гражданско-правовые
споры разрешаются по первой инстанции
преимущественно районными
Одной из форм участия прокурора в судебном разбирательстве первой инстанции является вступление в процесс, начавшийся по инициативе других лиц в целях дачи заключения по делу в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 35 Закона о прокуратуре РСФСР).
Вторая форма - возбуждение производства в судебном разбирательстве по первой инстанции (ч. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре РСФСР, п. 2 ст. 4 ГПК) - осуществляется прокурором путем обращения в суд с заявлением. Прокурор вправе возбудить гражданское дело в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (ч. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре РСФСР).
Прокурор выполняет свои задачи в гражданском процессе, совершая все предусмотренные законом процессуальные действия (ст. 30, 41 и др. ГПК), независимо от формы участия в деле. В частности, прокурор вправе давать правовое заключение по всем вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, независимо от того, предъявил ли он иск сам или вступил в процесс, начавшийся по инициативе других лиц.
Вместе с тем процессуальное положение прокурора, возбудившего дело, характеризуется некоторыми особенностями. Прокурору может быть отказано в принятии заявления, если у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд (п. 1-6 ст. 129 ГПК). Предъявляя иск, прокурор должен соблюсти и порядок обращения в суд (см. гл.10 и 13 настоящего учебника), если законом не установлены исключения или если эти исключения прямо не следуют из смысла закона. Так, прокурор не несет судебных расходов (п. 8 ст. 80 ГПК); прокурору нельзя отказать в принятии заявления по п. 8-9 ст. 129 ГПК. Прокурор обязан ссылаться в заявлении на закон, подлежащий применению по предъявляемому иску.
Прежде чем
предъявить иск, прокурор должен собрать
необходимый фактический и
Иск прокурора, как и любые иные его действия в процессе, должен быть основан на проверенных материалах. В процессе по делу, возбужденному на основании заявления прокурора, его участие обязательно. Однако прокурор не связан в процессе своей первоначальной позицией и позицией лица, в интересах которого он предъявил иск. Он всегда должен руководствоваться законом. Поэтому, если в ходе судебного разбирательства прокурор придет к выводу, что требования истца в части или в целом незаконны или необоснованны, он вправе отказаться полностью или частично от предъявленного им иска.
Закон требует, чтобы лицо, в интересах которого начато дело по заявлению прокурора, извещалось судом о возникшем процессе и участвовало в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 33 ГПК). Соблюдение этого требования закона необходимо, так как решение, вынесенное по иску прокурора, обязательно для заинтересованного лица (ч. 4 ст. 208 ГПК). Однако отказ прокурора от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу (ч. 3 ст. 41 ГПК). При отказе прокурора от иска дело может быть прекращено производством лишь при условии отказа от иска и заинтересованного лица. Требование заинтересованного лица должно быть разрешено в том же процессе, поскольку, как следует из закона, оно всегда участвует в деле (ч. 2 ст. 33 ГПК).
Прокурор, предъявивший
иск, дает объяснение по делу и участвует
в прениях первым (ст. 166 и 185 ГПК).
Он обязан доказать те обстоятельства,
на которые ссылается в
Если истец участвует в судебном заседании, он выступает после прокурора, предъявившего иск. Стороны вправе задавать вопросы прокурору, предъявившему иск и дающему объяснения по делу.
Не являясь субъектом спорного правоотношения, прокурор не вправе распоряжаться материальным правом, в частности, он не может заключить мировое соглашение. Отказ прокурора от иска является актом распоряжения лишь процессуальным правом. По этим же основаниям к прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск к лицу, в интересах которого возбуждено дело.
Таким образом, при предъявлении иска прокурор занимает в деле положение истца, но только в процессуальном смысле.
После выступления в прениях сторон и других лиц, участвующих в деле, прокурор дает заключение по существу дела в целом, независимо от того, кто возбуждал дело. Прокурор не может воздержаться от дачи заключения по делу.
2.2 Участие прокурора
в апелляционной и
На основании
ст. 320 ГПК РФ на решение мирового
судьи прокурор, участвующий в
деле, может принести апелляционное
представление. Статья 331 ГПК РФ предусматривает
также, что на определение мирового
судьи прокурором может быть принесено
представление в районный суд
в случаях, предусмотренных ГПК
РФ, либо если это определение исключает
возможность дальнейшего
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 г. участвующие в деле прокуроры обязаны своевременно реагировать на допущенные судом ошибки, приносить апелляционные представления на незаконные решения мировых судей и кассационные представления на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных ст. 362-364 ГПК РФ.
Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК РФ, он в соответствии со ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по этим делам путем внесения апелляционных и кассационных представлений. Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в гл. 39 и 40 ГПК РФ.
Институт апелляции
был известен гражданскому судопроизводству
России и действовал на основе Устава
гражданского судопроизводства 1864 г. до
1917 г. После 1917 г. советским процессуальным
законодательством, в том числе
и российским, апелляционная проверка
решений первой инстанции была отменена.
Нормы об апелляционном обжаловании
были восстановлены в АПК РФ 1995
г., и с введением мировых судей
в систему судов общей
Апелляционное
представление прокурора
Основаниями возвращения апелляционного представления являются следующие обстоятельства: невыполнение в установленный срок указаний мирового судьи, содержащихся в определении суда об оставлении представления без движения; истечение срока обжалования, если в представлении не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока или в его восстановлении отказано. При этом апелляционное представление возвращается прокурору на основании определения мирового судьи, которое может быть обжаловано в районный суд.
В апелляционной
инстанции дело рассматривается
судьей районного суда единолично.
Законность и обоснованность решения
мирового судьи проверяются
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ апелляционная инстанция в результате рассмотрения дела вправе: оставить решение мирового судьи без изменения, а представление -- без удовлетворения, если признает, что решение является законным и обоснованным (оставляя представление без удовлетворения, суд обязан указать в своем определении мотивы, по которым доводы представления признаны неправильным и не являющимися основанием к отмене решения мирового судьи) (ч. 2 ст. 330 ГПК РФ); изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение (ст. 328 ГПК РФ); отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.
Информация о работе Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса