Понятие и сущность искового производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность представленной курсовой работы обуславливается необходимостью концентрирования внимания на механизмах защиты прав и законных интересов граждан. Особое значение приобретает проблема расширения судебной формы защиты права и в связи с принятием Конституции РФ, в которой право на судебную защиту возведено в ранг одного из основных конституционных прав российских граждан. В ст. 46 Конституции закреплено, что «Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод». Во всех тех случаях, когда применение правовых норм влечет за собой применение санкций или ведет к ограничению или лишению определенных субъективных прав, наиболее эффективным, как справедливо считают российские ученые-юристы, является использование методов правосудия.

Содержание

Введение 3
§1 Понятие искового производства 6
§2 Формы распоряжения исковыми средствами защиты прав и интересов 10
§3 Порядок предъявления искового заявления и его принятие 15
§4 Обеспечение иска 25
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГПП.docx

— 97.04 Кб (Скачать файл)

ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ

ИЛИ ПРИНЯТИЮ В  СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ  ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В связи с принятием  Федерального закона «О внесении изменений  в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ 

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ  ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»» 

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский  процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 52

г. Москва 27 декабря 2007 г.

О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях

(с изменениями,  внесенными постановлениями Пленума  от 10 июня 2010 г. № 13 и от 9 февраля  2012 г. № 3)

Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских  дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан  на судебную защиту, гарантированное  статьей 46 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции  Российской Федерации составной  частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора  о его гражданских правах и  обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения  имеет право на справедливое и  публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и  беспристрастным судом, созданным  на основании закона.

С учетом требований данной нормы, а также положений подпункта  «с» пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях  должны рассматриваться без неоправданной  задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки  рассмотрения дел.

Итоги проведенного обобщения  свидетельствуют о том, что председателями районных судов, а также верховных, краевых, областных и равных им судов  в целом осуществляется постоянный контроль за соблюдением процессуальных сроков рассмотрения дел, принимаются  меры для обеспечения правильного  и своевременного их разрешения, проводятся 2

мероприятия, направленные на устранение причин, порождающих  неоправданное затягивание сроков судопроизводства.

При выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения  судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов  граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий.

Указанные меры, а также  иные мероприятия, проводимые в целях  осуществления судопроизводства в  установленные законом сроки, обеспечили уменьшение количества уголовных и  гражданских дел, рассмотренных  с нарушением сроков, несмотря на продолжающийся рост поступлений таких дел в  суды.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации  доля уголовных и гражданских  дел, рассмотренных судами с нарушением сроков, в два и более раза превышает  средний показатель по Российской Федерации.

Несмотря на наметившееся за последние три года уменьшение доли дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах апелляционной  инстанции, еще значительное количество уголовных и гражданских дел  разрешается этими судами с нарушением сроков.

На протяжении последних  трех лет наблюдалось увеличение доли уголовных дел, рассмотренных  судами в кассационном порядке с  нарушением сроков, а также значительное увеличение количества уголовных дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах надзорной инстанции  по жалобам и представлениям.

В условиях постоянного роста  числа дел об административных правонарушениях  в ряде регионов увеличивается количество дел, рассмотренных судами с нарушением установленных сроков. В отдельных  субъектах Российской Федерации  доля таких дел в несколько  раз превышает средние показатели в целом по России.

Одной из основных причин нарушения  сроков рассмотрения гражданских дел  и дел об административных правонарушениях  мировыми судьями и судьями районных судов является ненадлежащая подготовка дел к судебному разбирательству. Подготовка дела проводится не всегда либо проводится формально, без выполнения в полной мере всех необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии судебного процесса.

Имеются случаи ненадлежащего  извещения участников процесса о  времени и месте судебного  разбирательства, необоснованного  отложения дел либо отложения  дел без указания даты следующего судебного заседания или назначения даты заседания через значительный промежуток времени без достаточных  на то оснований. Нередко при рассмотрении уголовных и гражданских дел  необоснованно приостанавливается производство по делам, отсутствует  контроль за прекращением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, что приводит к увеличению времени нахождения дел в производстве судов. 3

Допускаются факты длительного  содержания подсудимых под стражей  свыше срока, предусмотренного частью 2 статьи 255 УПК РФ.

Вследствие недостаточной  организованности ряда судей и работников аппаратов судов имеют место  нарушения сроков изготовления мотивированных решений, протоколов судебных заседаний, что является причиной затягивания  сроков подачи апелляционных и кассационных жалоб.

Ошибки, допускаемые судами при применении норм материального  и процессуального права, и в  ряде случаев прямое игнорирование  требований процессуального законодательства приводят к отмене судебных постановлений  и направлению дела на новое судебное рассмотрение, а при производстве по делам об административных правонарушениях  – нередко к прекращению производства по делу вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

На сроки осуществления  судопроизводства негативное влияние  оказывают и такие факторы, как  высокая нагрузка на мировых судей, длительность прохождения судебных извещений о времени и месте  судебного заседания, ненадлежащее качество дознания и предварительного следствия по уголовным делам, трудности  формирования коллегии присяжных заседателей, неявка в судебные заседания без  уважительных причин адвокатов, назначенных  в соответствии с частью 3 статьи 51 УПК РФ, а также ненадлежащий уровень исполнения постановлений  и определений судей о приводе  лиц по уголовным делам и делам  об административных правонарушениях, несвоевременное направление в  суды протоколов об административных правонарушениях.

В целях обеспечения соблюдения судами процессуальных сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и  дел об административных правонарушениях, а также в связи с возникшими у судов вопросами при применении отдельных норм процессуального  законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:

1. Судам общей юрисдикции  принять необходимые меры по  устранению отмеченных ошибок  и упущений в применении законодательства  о процессуальных сроках рассмотрения  уголовных, гражданских дел и  дел об административных правонарушениях,  влекущих увеличение сроков судебного  разбирательства дел. 

2. Всем судьям необходимо  повысить личную ответственность  за рассмотрение дел в установленные  сроки, исключить факты волокиты.

Обратить внимание судей  на то, что за грубое или систематическое  нарушение судьей процессуального  закона, повлекшее неоправданное  нарушение сроков разрешения дела и  существенно ущемляющее права и  законные интересы участников судебного  процесса, с учетом конкретных обстоятельств  может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения  полномочий судьи (пункт 1 статьи 121 Закона Российской Федерации «О статусе  судей в Российской Федерации»). 4

3. Исходя из положений  статьи 62 Закона Российской Федерации  «О статусе судей в Российской  Федерации» председателям судов  необходимо осуществлять постоянный  контроль за движением уголовных,  гражданских дел и дел об  административных правонарушениях,  не оставлять без надлежащего  реагирования факты грубого или  систематического нарушения сроков  рассмотрения дел, регулярно обобщать  практику соблюдения судами процессуальных  сроков разрешения дел, выявлять  причины нарушения сроков и  принимать меры к их устранению.

Вносить на обсуждение семинаров  и президиумов судов результаты ознакомления с работой мировых  судей, судей районных судов, гарнизонных  военных судов, а также судей, рассматривающих кассационные и  надзорные жалобы и представления, в целях предотвращения в дальнейшем в судебной деятельности ошибок в  применении норм процессуального законодательства и устранения причин волокиты.

4. С учетом того, что  в силу положений пункта 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека  и основных свобод каждый задержанный  или заключенный под стражу  имеет право на судебное разбирательство  в течение разумного срока  или на освобождение до суда, председателям судов следует  уделять особое внимание вопросу  усиления контроля за движением  уголовных дел в отношении  лиц, содержащихся под стражей,  принимать организационные и  другие меры по устранению  причин, препятствующих своевременному  рассмотрению таких дел, не  допускать случаев незаконного  содержания лиц под стражей. 

5. Рекомендовать председателям  судов принять необходимые меры  по улучшению организации работы  сотрудников аппаратов судов,  повышению их профессионального  уровня, соблюдению ими исполнительской  дисциплины.

6. В целях правильного  и своевременного рассмотрения  гражданских дел, а также с  учетом задач подготовки дел  к судебному разбирательству,  указанных в статье 148 ГПК РФ, судьи  обязаны соблюдать положения  статьи 147 ГПК РФ о подготовке  дела к судебному разбирательству,  выполняя в полном объеме необходимые  для каждого конкретного дела  действия, предусмотренные статьей 150 ГПК РФ, а также иные процессуальные действия.

7. Поскольку в случае  привлечения соответчика или  соответчиков к участию в деле (часть 3 статьи 40 ГПК РФ), замены  ненадлежащего ответчика надлежащим (часть 1 статьи 41 ГПК РФ) подготовка  и рассмотрение дела в суде  производятся с самого начала, течение срока рассмотрения дела, предусмотренного Гражданским процессуальным  кодексом Российской Федерации,  по аналогии с положениями  части 3 статьи 39 ГПК РФ должно  начинаться со дня совершения  соответствующего процессуального  действия.

Аналогичным образом должен исчисляться срок рассмотрения дела при вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, так как  в силу части 1 статьи 42 ГПК РФ данный участник правоотношения пользуется всеми  правами и обязанностями истца, в том числе и правом на изменение  основания иска, увеличение размера  исковых требований. 5

8. Учитывая, что соединение  или разъединение нескольких  исковых требований (статья 151 ГПК  РФ) производится по инициативе  суда и при условии, что это  будет способствовать правильному  и своевременному рассмотрению  и разрешению дела, срок рассмотрения  выделенного требования (требований) следует исчислять со дня начала  течения срока по первоначально  заявленному требованию, а при  объединении дел в одно производство  срок рассмотрения такого дела  исчисляется со дня наиболее  раннего начала течения срока  по одному из объединенных  дел. 

9. В случае приостановления  производства по гражданскому  делу по обстоятельствам, предусмотренным  статьями 215, 216 ГПК РФ, суду необходимо  осуществлять контроль за прекращением  таких обстоятельств в целях  исключения фактов неоправданного  увеличения времени нахождения  дела в производстве суда.

Информация о работе Понятие и сущность искового производства