Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа
Актуальность темы исследования определена тем, что категория принципа справедливости признается одной из центральных в теории права. Принципы права служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов. Их соблюдение обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование правовой системы. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях весьма часто ссылаются на необходимость использования принципа справедливости. Принцип справедливости служит источником права при определенных обстоятельствах (например, в случае пробелов в праве).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ХАРАКЕТРСИТКИА ИДЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПАХ 6
1.1. Становление и развитие справедливости в теории права 6
1.2 Современное видение идеи социальной справедливости как правовой категории 10
1.3. Справедливость как правовое явление 12
Глава 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРАВОВОМ И СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ 16
2.1. Установление принципа справедливости в праве 16
2.2. Справедливость и закон 19
2.3. Проблемы и особенности справедливости и права в современном Российском государстве 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования определена тем, что категория принципа справедливости признается одной из центральных в теории права. Принципы права служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов. Их соблюдение обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование правовой системы. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях весьма часто ссылаются на необходимость использования принципа справедливости. Принцип справедливости служит источником права при определенных обстоятельствах (например, в случае пробелов в праве).
Справедливость - это одна из важнейших проблем современности, которая выражает сложные диалектические процессы мирового развития в прошлом и настоящем. С нею, так или иначе, связаны представления людей о будущем, их извечное стремление к гармонии и совершенства общественных взаимоотношений. Изучение проблем справедливости дает возможность глубже постигнуть смысл переживаемой современным человечеством эпохи.
Среди таких идеалов, высших ценностей, важнейших человеческих побуждений достойное место занимает справедливость. Вместе с представлениями о мире и труде, свободе и равенстве, братстве и счастье. Справедливость входит в общую систему идеалов, отобранных историей, которые наиболее полно выражают потребности людей.
В историческом аспекте справедливость имеет различное толкование Неодинаковый смысл вкладывается в идею справедливости в античном мире, в средние века и в XIX веке. Отличны ее контуры от прошлых трактовок и в наши дни. Понятие справедливости вбирает в себя не только конкретно исторические обстоятельства, но и интересы членов общества.
В период проведения правовой реформы происходит возрастание ценностей справедливости. Сложная ситуация к которой прибывало наше государство в 90-е годы XX века обострила многие коллизии, вплотную поставила нас перед необходимостью рассчитаться с драматическим прошлым и, опираясь на его позитивные тенденции, осуществить мощный рывок к обновлению государства, приданию ему современных форм, возрождению подлинных ценностей.
Взаимосвязь права и морали стала уже традиционной областью юридических исследований. Преимущественно эта взаимосвязь изучалась в общем плане, то есть как взаимосвязь этих явлений в целом. Однако существуют и иные способы анализа проблемы, например, выяснение особенностей взаимодействия права как с моралью вообще, так и с отдельными этическими категориями.
В данной работе особое внимание уделено соотношению права и справедливости, как одной из центральных категорий морали, формам ее выражения в праве, а также особой ролью справедливости в правотворчестве и правоприменении.
В современный период сохраняется тенденция к изучению специфики проявления справедливости в сфере отдельных отраслей права. Так в уголовном процессе справедливость рассматривается в плане построения и применения уголовно-правовых санкций совершенствования судебной деятельности. Во многих отраслевых науках справедливость изучается в связи с исследованием принципов отраслей права. При этом справедливость исследуется как самостоятельный принцип, либо анализируются ее специфические проявления.
Проблема соотношения права и справедливости занимала и занимает сейчас одно из ведущих мест в научных исследованиях не только правоведов, но и философов-социологов, политологов. Литература, освещающая данную тему, весьма обширна. Это работы С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, В.М. Баранова, Л. Г. Гринберга, Д. А. Керимова, Л. Д. Коноваловой, Р. 3. Лившица, Е. А. Лукашовой, Г. В. Мальцева, В. С. Соловьева, В. А. Туманова, А. И. Экимова и других ученых.
Объектом данного исследования является право и справедливость.
Предмет исследования
составило изучение нормативно-правовых
основ и механизма взаимодейств
Цель исследования заключается в анализе теории и практики соотношения и взаимодействия права и справедливости.
Достижение цели исследования потребовало разрешения следующих задач:
1. Рассмотреть становление и развитие справедливости в теории права.
2. Раскрыть современное видение идеи социальной справедливости как правовой категории.
3. Охарактеризовать справедливость как правовое явление.
4. Проанализировать теорию и практику правовой справедливости в правовом и социальном государстве.
В основу исследования легли различные источники. Среди них можно выделить пособия по общей теории права, а также по отраслевым юридическим наукам и иной литературе Проведение исследования потребовало изучения специальных отечественных и зарубежных источников по проблематике.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
С начала цивилизации слово «справедливость» вошло в язык всех народов. Первые представления о справедливое и формируются уже в первобытном обществе.
С древнейших времен лучшие умы человечества пытались отыскать понятие «справедливость».1
Представления о справедливости, складывавшиеся в древневосточных обществах, не были однородными. В них отчетливо сказывались различные, иногда противоположные социальные тенденции, которые отражали противоречивость социальной структуры общества.
В Древней Греции, колыбели европейской культуры, понятию справедливости уделялось повышенное внимание. На ранних этапах развития античного общества философия могла развиваться в силу достигнутого знания только как натурфилософия Категория справедливости, которая теснейшим образом связана с такими понятиями, как судьба, рок, получает в древнегреческой мысли богатое и разнообразное развитие. Проблема справедливости играла немаловажную роль в миросозерцании древних греков, которые вели оживленный спор вокруг вопроса, где именно коренится справедливость «в природе» или «в установлении».
Многие идеи греческих философов (Эпикура, Аристотеля и других) нашли свое отражение в философско-социальных и юридических концепциях Древнего Рима.2
В Риме понятие справедливости переместилось из области философии в область правовой мысли. Категория справедливости становилась предметом не только философских, но и философско-правовых исследований. При этом она не удалялась от философии в сторону права, а утверждалась в философской мысли во все более подчеркнутом философско-правовом обличии.
Учение о праве и справедливости средневековой эпохи отличается от соответствующих античных воззрений. На протяжении длительного периода понятие справедливости было включено в рамки теологического мировоззрения, обретало религиозную окрашенность. Справедливость была представлена как выражение воли бога. Для теологического понимания справедливости характерно признание неравноценности людей, их бытия по отношению к богу.3
На смену теологического мировоззрения по мере развертывания капиталистических отношений пришло юридическое мировоззрение. Эпоха борьбы буржуазии с господствующими феодальными порядками принесла с собой новые моменты в теоретическое истолкование понятия справедливости.
Историческая и логическая характеристика категории справедливости важна для истории общественной мысли, юридических дисциплин. В истории человеческой мысли проблема справедливости истолковывалась разным образом. Она не только получила материалистическую и идеологическую интерпретацию, но и решалась по-разному в зависимости от тех или иных методологических установок. Сложность характеристики категории справедливости обусловлена и многоаспектностью. Одно и тоже слово выражало в истории и философское, и этическое, и юридическое понятие использовалось для закрепления не только теоретического и идеологического, но и социально-психологического отношения к действительности. Без этой истории соотношении не может быть понято многообразие современных теорий справедливости.
В середине XX века в спорах о справедливости на первый план выдвигаются два вопроса. Можно ли с научной достоверностью определить, что есть справедливость? Достижима ли справедливость в человеческом обществе? Оба эти вопроса находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, поскольку положительный ответ на первый вопрос создает предпосылки для ответа на второй. Если справедливость может быть познана, то ее нельзя отнести к беспочвенным мечтаниям и, в таком случае можно говорить о ее достижении.
Многие исследователи отправным моментом для изучения проблемы справедливости делают юридическое мировоззрение. Не одно столетие проблема справедливости рассматривалась как философско-правовая.
Суть справедливости состоит в том, чтобы установить, сконструировать меру для человеческих поступков. Это своего рода мера-оценка. Оценка веса поступка человека, которая ориентирована на существующую в конкретном обществе иерархию ценностей.
Справедливость - сложное явление, которое выражается в различных формах. Прежде всего, справедливость выступает как определенное чувство, охраняющее реальное положение личности в обществе. Как и всякое иное чувство, оно исполняет функции необходимые для общественной жизни человека его приспособления к естественной среде и изменениям этой среды с точки зрения интересов и потребностей не только личности но и общества.4
Другой формой справедливости является идея о ней. Идея справедливости выражает социальное отношение к чему-то либо как к справедливому или несправедливому. В зависимости от степени зрелости справедливость может выступать как представление, идеал, понятие Представления о справедливости складывались в процессе практической деятельности людей. Но и аккумулируют в себе, с одной стороны, индивидуальный чувственный опыт человека, а с другой - общественный смысл, значение совершаемых ими поступков. Именно на основе данных представлений о справедливости формируются простые нормы справедливости, выступающие в качестве меры нравственно оправданного поведения людей в соответствующих ситуациях.
Справедливость должна господствовать и в области права - быть фундаментом государственного строя. Справедливость призвана диктовать законы в человеческом обществе. 5
Учения о справедливости в естественно-правовых теориях отличаются друг от друга в зависимости от того, как в них решается вопрос об истоках естественного права. Существуют два направления. Одно из них связано с идеей божественного происхождения естественного права. Здесь справедливость носит неземной характер. Людям присуще стремление познать божественный смысл справедливости. Она, в свою очередь, последовательно отражает «отношения между людьми и богом», охватывает «обязанности человека перед богом».
В основе светского направления лежит естественное право и справедливость, которые выводятся из человеческого разума и «природы вещей».
Для естественно-правовые представлений о справедливости характерны попытки соединить абсолюты естественного права с меняющейся реальностью. В обществе с резко ускоряющимися темпами развития защитить социальное статус-кво, опираясь только на «вечные, неизменные и абсолютные» критерии действия. Так же как и в политике власть предержащие вынуждены прибегать ко все более сложному маневрированию, тем самым приспосабливаясь к быстрым и подчас неожиданным изменениям обстановки, маневрировать приходится и в социальной теории.
В теории и философии права доминируют два направления в решении вопроса о соотношении права и справедливости. Сторонники первого направления видят справедливость «под» правом, второго - «над» правом. Первое направление органически связано с философским и правовым позитивизмом и с различными модификациями идеалистической аксиологии, а также с доктриной естественного права.
Различные естественно-правовые концепции справедливости вопреки их претензиям на направленность (или смешанную нравственно-правовую всеобщность) и абсолютную ценность - на самом деле имеют отрицательную ценность и выражают релятивистские представления о справедливости вообще и нравственных ценностях права и частности.
Идея всеобщей
формальной одинаковости сегодня не
может быть привлекательной: если в
системе юридических норм отсутствует
дифференциация по ряду значимых для
общества обстоятельств (например, в
связи с созданием
О воплощении социальной справедливости в праве можно говорить только тогда, когда оно обеспечит каждому человеку (помимо сказанного выше) достойный уровень жизни.6
Можно сказать, что выражение «достойный уровень жизни» берет свое начало от провозглашенного российскими учеными на рубеже XIX и XX веков права на достойное человеческое существование. Известный философ-правовед П.И. Новгородцев отмечал, что право не ограничивается одной охраной свободы граждан, «а берет на себя также и регулирование материальных условий ее осуществления»7. Цель, которая должна быть при этом достигнута, П.И. Новгородцевым была названа так: «признание права на достойное человеческое существование»8.