Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:38, лекция
Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.
Принятые сокращения
· Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ
· 1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»
· |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
· 1.3. Система правоохранительных органов
· 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
· Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 2.1. Понятие и признаки судебной власти
· 2.2. Суд как орган судебной власти
· 2.3. Судебная система
· Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ
· 3.1. Понятие правосудия
· 3.2. Принципы правосудия
· 3.3. Система принципов правосудия
· Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ
· 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
· 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
· 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
· 4.4. Гарантии независимости судей
· 4.5. Органы судейского сообщества
· Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
· 5.1. Мировые судьи
· 5.2. Районный суд
· 5.3. Суды субъектов РФ
· 5.4. Верховный Суд РФ
· 5.5. Военные суды
· Тема 6. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
· 6.2. Арбитражные суды субъектов РФ
· 6.3. Арбитражные апелляционные суды
· 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
· 6.5. Высший Арбитражный Суд РФ
· Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ
· 7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ
· 7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ
· Тема 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
· 8.2. Следственный комитет при прокуратуре РФ
· 8.3. Кадры органов прокуратуры
· 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
· 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
· Тема 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 9.1. Система органов внутренних дел
· 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
· 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
· 9.4. Кадры милиции
· Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
· 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
· 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ
· 10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ
· 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
· Тема 11. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
· 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
· 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
· 11.4. Федеральная служба государственной охраны
· 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
· Тема 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
· 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
· 12.2. Правовой статус адвоката
· 12.3. Система адвокатуры
· 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам
Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость или лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции в течение указанного срока.
Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности. Сотрудники милиции принимают присягу сотрудников органов внутренних дел.
Сотрудники милиции могут быть уволены со службы по следующим основаниям:
– собственному желанию;
– достижении предельного возраста;
– выслуге срока службы, дающего право на пенсию;
– окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
– в связи с нарушением ими условий контракта;
– сокращению штатов;
– болезни – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;
– ограниченному состоянию здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;
– в связи с восстановлением на должности сотрудника, ранее занимавшего эту должность;
– служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации;
– за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;
– за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;
– в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда. Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.
Назначение на должность, продвижение и перемещение по службе в милиции осуществляются независимо от национальности сотрудника, его социального положения, отношения к религии, убеждений, членства в общественных объединениях.
Для сотрудников милиции
устанавливается общая
Предварительное расследование
представляет собой урегулированную
нормами уголовно-
Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.
Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.
Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.
Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.
Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Срок предварительного
следствия может быть продлен
до трех месяцев руководителем
По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен до 12 месяцев руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ субъекта РФ и приравненным к нему руководителем (заместителями) специализированного следственного органа, в том числе и военного.
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо – следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).
Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Следователь – это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении.
В отличие от следователя орган дознания выполняет целый ряд взаимосвязанных функций (задач). Так, основной функцией органа дознания является оперативно-розыскная деятельность, которая не имеет процессуального характера. Выполняет орган дознания и функции в сфере административной деятельности, а также по охране общественного порядка. Наконец, дознание по уголовно-процессуальному законодательству РФ – одна из форм предварительного расследования. Процессуальные акты органа дознания в пределах его компетенции имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя, а материалы законченного расследованием уголовного дела служат основанием для рассмотрения дела в суде.
Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляющим большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта и приравненного к нему военным прокурором до 12 месяцев.
По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и затем в суд.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь уполномочен:
– возбуждать уголовное дело;
– принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;
– самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями УПК требуется получение судебного решения;
– давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
– осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Руководитель следственного
органа осуществляет как организационно-
– поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
– проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
– давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
– давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
– отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
– отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;
– возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования и др.
Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного отдела.
К органам дознания в соответствии с УПК относятся:
– органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
– Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
Информация о работе Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»