Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:38, лекция
Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.
Принятые сокращения
· Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ
· 1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»
· |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
· 1.3. Система правоохранительных органов
· 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
· Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 2.1. Понятие и признаки судебной власти
· 2.2. Суд как орган судебной власти
· 2.3. Судебная система
· Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ
· 3.1. Понятие правосудия
· 3.2. Принципы правосудия
· 3.3. Система принципов правосудия
· Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ
· 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
· 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
· 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
· 4.4. Гарантии независимости судей
· 4.5. Органы судейского сообщества
· Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
· 5.1. Мировые судьи
· 5.2. Районный суд
· 5.3. Суды субъектов РФ
· 5.4. Верховный Суд РФ
· 5.5. Военные суды
· Тема 6. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
· 6.2. Арбитражные суды субъектов РФ
· 6.3. Арбитражные апелляционные суды
· 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
· 6.5. Высший Арбитражный Суд РФ
· Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ
· 7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ
· 7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ
· Тема 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
· 8.2. Следственный комитет при прокуратуре РФ
· 8.3. Кадры органов прокуратуры
· 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
· 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
· Тема 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 9.1. Система органов внутренних дел
· 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
· 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
· 9.4. Кадры милиции
· Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
· 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
· 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ
· 10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ
· 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
· Тема 11. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
· 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
· 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
· 11.4. Федеральная служба государственной охраны
· 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
· Тема 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
· 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
· 12.2. Правовой статус адвоката
· 12.3. Система адвокатуры
· 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам
Разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности государства.
Направлениями пограничной деятельности являются:
– защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения ее противоправного прохождения;
– обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
– защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа нашего государства;
– охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности – это деятельность органов федеральной службы безопасности:
– по реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
– обеспечению криптографическими
и инженерно-техническими методами безопасности
информационно-
Полномочия и функции органов федеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасности обязаны:
– информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ об угрозах безопасности государству;
– выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности России;
– добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
– выявлять, предупреждать и пресекать преступления; производить дознание и предварительное следствие; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
– выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
– разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя;
– проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами.
Органы федеральной службы безопасности имеют право:
– устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
– осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
– осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
– беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов;
– временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности, обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;
– получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации.
Кадры органов федеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасности комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.
Сотрудником органов федеральной службы безопасности ФСБ России может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Сотрудники органов федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций. Сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники органов федеральной службы безопасности не вправе совмещать военную службу с иной оплачиваемой деятельностью, кроме занятий научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью).
Внешняя разведка РФ – это совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки Российской Федерации, которые являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.
Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:
– добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
– оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Необходимость осуществления
разведывательной деятельности определяют
в пределах своих полномочий Президент
РФ и Федеральное Собрание РФ исходя
из невозможности или
Целями разведывательной деятельности являются:
– обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
– обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики России в сфере безопасности;
– содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России.
Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных законом.
Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации. Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:
– установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
– осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
– использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ;
– взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
– организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами ее территории;
– обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;
– обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
– взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
– обеспечение собственной безопасности, т. е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз.
Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Решения о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки РФ в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом РФ по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Разведывательную деятельность в пределах своих полномочий осуществляют:
– СВР России – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за ее пределы граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
– органы внешней разведки Минобороны России – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
– ФСБ России – во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».
Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ, который в пределах своих полномочий:
– определяет задачи разведывательной деятельности;
– контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;
– принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки РФ и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
– назначает руководителей органов внешней разведки РФ. В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории РФ не допускается.
Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.
Кадры внешней разведки. Сотрудниками органов внешней разведки РФ являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Сотрудником органов внешней разведки РФ может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
На военнослужащих органов
внешней разведки РФ распространяется
действие федеральных законов, регулирующих
прохождение военной службы, с
учетом установленных федеральным
законодательством
Информация о работе Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»