Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Именно поэтому целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Кемеровской области и муниципальном образовании Заводском районе г. Кемерова;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА
2.1 Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

иссл.работа курсовая.docx

— 69.94 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Финансовые основы  социальной защиты населения

 

Социально-экономические  реформы, осуществляемые в ходе становления  в России рыночной экономики, привели  к радикальным переменам в  жизни общества. Важнейшим их следствием стали преобразования в форме  собственности, сводившиеся, в частности, к возникновению наряду с государственными негосударственных форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальную сферу. Последствия оказались противоречивыми, прежде всего потому, что параллельно с традиционным государственным бесплатным обслуживанием начал формироваться рынок социальных услуг [9, с.16].

В связи с появлением негосударственных  учреждений социального обслуживания изменилось предложение, и у людей  появилась реальная возможность  выбора наиболее предпочтительных форм медицинского обслуживания, страхования  и т.п. Благодаря стабильной экономической  ситуации в регионе, финансирование здравоохранения, как из бюджета, так  и из средств обязательного медицинского страхования в отчетном году значительно  улучшилось. Планомерное и устойчивое финансирование учреждений здравоохранения  позволило сократить дефицит  Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Внедрены новые  технологии в медицинскую практику, стали применяться лекарственные  препараты нового поколения, что  сделало медицинскую помощь более  эффективной (Таблица 1). Произошли изменения  в структуре обслуживания: резко  возросла доля платных социальных услуг  при одновременном снижении удельного  веса бесплатного обслуживания, чему в значительной мере способствовала сложившаяся экономическая ситуация в России. Социальная защита оказалась  во многом уравнительной, не адресной и потому недостаточной и неэффективной. Особенно заметно ухудшилось материальное положение пенсионеров, инвалидов  и многодетных семей, т.е. наиболее - уязвимых, малообеспеченных социальных групп населения России [29, с.76].

Широкое использование аппарата льгот на социальные услуги не вписывается  в режим рыночного хозяйства. Это, однако, не означает, что льготами, финансируемыми из бюджета, не следует  пользоваться, поскольку целевое  льготирование в отличие от выплаты  денежной компенсации связывает  экономическую помощь государства  с потреблением конкретного блага  и услуги.

 

Таблица 1 – Сведения о  финансировании системы здравоохранения  Кемеровской области за 2004-2006 годы

Источники финансирования

годы

Удельный вес в разрезе  источников за 2006 г. (%)

2004

2005

2006

Бюджет области (без платежей на неработающее население)

735,8

1117,6

1203,7

52,4

Средства ОМС (финансирование территориальной программы без  ведомственных ЛПУ)

407,3

609,4

828,8

36,0

Федеральный бюджет (целевые  программы и внепрограммные поступления, бесплатные и льготные медикаменты)

74,5

69,9

31,5

1,4

Средства ФФОМС и ТФОМС  на финансирование целевых программ

15,2

12,5

38,9

1,7

Прочие поступления (доходы от предпринимательской деятельности)

85,2

140,1

195,2

8,5

Всего:

1318.0

1949,5

2298,1

100,0


 

Создание внебюджетных социальных фондов в жестких условиях рыночной экономики было направлено на достижение большей социальной защищенности населения. На практике это означало соблюдение страховой основы формирования ресурсов специализированных социальных фондов, строго целевого расходования их средств, обеспечение возможности периодической  индексации выплат за счет прироста накоплений фонда.

Наряду с бюджетным  финансированием и внебюджетными  социальными фондами своеобразным источником средств, направляемых на цели социального развития, становятся негосударственные  пенсионные фонды.

Дополнительная негосударственная  система пенсионного обеспечения  граждан РФ строится на иных принципах, отличных от положенных в основу государственного пенсионного обеспечения. Прежде всего, это касается принципа добровольности участия.

Второе важное принципиальное отличие - не применение принципа солидарности поколений, действует принцип долгосрочного  индивидуального накопления фонда, из которого после наступления пенсионного  возраста застрахованного выплачивается  индивидуальная пенсия. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

на современном этапе  в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах.

Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного  населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА 

 

2.1 Деятельность Отдела  социальной защитой населения  в Заводском районе города  Кемерова

 

Социальную защиту на территории Заводского района, г. Кемерова осуществляет Отдел социальной защиты населения Заводского района, г. Кемерово. В своей деятельности Отдел подчинен главе администрации района, отделу здравоохранения и социального развития Кемеровской области.

Правовую основу деятельности Отдела составляют Конституция РФ, Федеральные законы, законы Кемеровской  области, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства  РФ, Устав Кемеровской области  и города Кемерова, акты иных органов государственной власти РФ и Кемеровской области, решения городской администрации, постановления и распоряжения главы города и района.

Отдел возглавляет начальник, назначенный на должность и освобождаемый  от нее распоряжением главы администрации  района.

Начальник Отдела имеет заместителя, который назначается и освобождается  от должности распоряжением главы  администрации района по представлению  начальника Отдела, заместителя главы-руководителя аппарата администрации и по согласованию с отделом здравоохранения и  социального развития Кемеровской  области.

Другие работники Отдела назначаются и освобождаются  от должности главой администрации  по представлению начальника Управления, заместителя главы-руководителя аппарата администрации.

Основные задачи и функции  Отдел осуществляет в соответствии с Положением об Отделе социальной защиты населения Заводского района г. Кемерова.

Основными задачами Отдела являются:

1. Организация социальной  защиты пожилых граждан, ветеранов  войны и труда, инвалидов, граждан,  уволенных с профессиональной  военной службы и членов их  семей, семей военнослужащих, погибших  при исполнении обязанностей  военной службы, защиты семьи,  материнства, отцовства и детства,  других групп населения, нуждающихся  в социальной поддержке.

2. Участие в разработке  и выполнении программ социальной  защиты населения на территории  района.

3. Организация социального  обеспечения граждан, семей с  детьми.

4. Проведение мероприятий  по материально-бытовому обслуживанию  престарелых граждан, инвалидов  и семей с детьми. Развитие  благотворительной деятельности  организаций, учреждений и предприятий  по привлечению внебюджетных  средств для укрепления материально-технической базы системы социальной защиты населения и финансирование программ социальной поддержке.

5. Организация работы по  координации деятельности центра  социального обслуживания, общественных  организаций.

6. Организация и внедрение  в систему социальной защиты  населения района современных  единых информационных технологий, разрабатываемых Министерством  здравоохранения и социального  развития Кемеровской области.

7. Обеспечение контроля  за целевым и экономным использованием  бюджетных средств, предназначенных  для выплаты пособий, компенсаций  в соответствии с источниками  финансирования.

8. Осуществление контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг в муниципальном и негосударственном секторах на подведомственной территории.

Организация социального  обеспечения граждан, семей с  детьми:

– обеспечение современного и правильного назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций.

- осуществление контроля за возмещением расходов по медицинскому, бытовому, транспортному, жилищно-коммунальному и другим видам обслуживания инвалидов, ветеранов и иных категорий лиц, за реализацией льгот гражданами, предусмотренных действующим законодательством.

– дальнейшее совершенствование  порядка назначения, начисления и  выплаты пособий и компенсаций  на основе применения современной вычислительной техники и повышения профессионального  мастерства работников.

Проведение мероприятий  по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов  и семей с детьми.

– совершенствование порядка  выявления, учета, материально-бытового обследования лиц, нуждающихся в  социальной поддержке на основе применения современных средств.

– оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.

– организация социального  обслуживания пенсионеров, ветеранов  войны и труда, инвалидов, семей  с детьми и других групп населения.

– обеспечение качества и  доступности социального обслуживания.

В соответствии с возложенными задачами Отдел осуществляет следующие  функции:

а) в области социального  обслуживания:

– оформляет документы  на помещение престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие  государственные дома-интернаты;

– оказывает помощь по обеспечению  социальной защиты граждан, оказавшихся  в экстремальных ситуациях, в  том числе лиц, без определенного  места жительства и занятия, беженцев, вынужденных переселенцев;

– осуществляет координацию  деятельности учреждений социального  обслуживания, расположенных на территории района, и оказывает им организационно-методическую помощь;

– проводит прием граждан  по вопросам социальной защиты населения.

б) в области реабилитации инвалидов:

– осуществляет реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;

– оформляет документы  для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;

– оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального  положения инвалидов;

– вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

в) в области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов  и других категорий граждан:

– осуществляет в пределах своей компетенции контроль по реализации нуждающихся в социальной поддержке  социальных гарантий, установленных  действующим законодательством  для пожилых граждан и ветеранов  и других льготных категорий граждан;

– координирует работу общественных организаций в вопросах улучшения  социального положения ветеранов  войны, и труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, и других социально уязвимых групп населения, нуждающихся в  социальной поддержке;

– обеспечивает санаторно-курортным  лечением льготные категории граждан;

– осуществляет оформление документов, дающих право пользования  льготами в соответствии с законодательством;

– проводит назначение и  выплату социальных пособий и  компенсаций, предусмотренных законодательством;

г) в области социальной поддержки семьи, материнства, и  детства:

– осуществляет реализацию программ на улучшение положения  семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание поддержки  наиболее нуждающихся в ней;

– производит назначение и  выплату единовременных и ежемесячных  пособий на детей;

– осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными физическими  возможностями;

В соответствии с возложенными на него задачами и функциями Отдел  имеет право:

1. Запрашивать и получать  в установленном порядке от  предприятий, учреждений, организаций  независимо от их организационно-правовых  форм и ведомственной подчиненности  материал, необходимый для решения  вопросов, входящих в его компетенцию.

2. Проводить совещания,  семинары, встречи, организовывать  выставки и другие мероприятия  по вопросам, входящими в его  компетенцию.

3. Привлекать на договорной  основе специалистов к решению  проблем, относящихся к его  ведению.

Отдел социальной защиты населения  строит свою деятельность в соответствии с планами, составленными на основе перспективных и текущих планов работы администрации района в целом.

Отдел в соответствии с  действующим законодательством  несет ответственность за правильное и точное выполнение возложенных  на него функций.

Рассмотрим наиболее крупные  по функциональному признаку структурные  подразделения Отдела социальной защиты.

1) Группа по назначению  и выплате государственных пособий  на детей гражданам, имеющим  детей, если их среднедушевой  доход не превышает величины  прожиточного минимума.

Основными задачами и функциями  группы по назначению и выплате государственных  пособий на детей являются:

Информация о работе Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения