Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа
Именно поэтому целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Кемеровской области и муниципальном образовании Заводском районе г. Кемерова;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА
2.1 Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения
Социально-экономические реформы, осуществляемые в ходе становления в России рыночной экономики, привели к радикальным переменам в жизни общества. Важнейшим их следствием стали преобразования в форме собственности, сводившиеся, в частности, к возникновению наряду с государственными негосударственных форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальную сферу. Последствия оказались противоречивыми, прежде всего потому, что параллельно с традиционным государственным бесплатным обслуживанием начал формироваться рынок социальных услуг [9, с.16].
В связи с появлением негосударственных
учреждений социального обслуживания
изменилось предложение, и у людей
появилась реальная возможность
выбора наиболее предпочтительных форм
медицинского обслуживания, страхования
и т.п. Благодаря стабильной экономической
ситуации в регионе, финансирование
здравоохранения, как из бюджета, так
и из средств обязательного
Широкое использование аппарата льгот на социальные услуги не вписывается в режим рыночного хозяйства. Это, однако, не означает, что льготами, финансируемыми из бюджета, не следует пользоваться, поскольку целевое льготирование в отличие от выплаты денежной компенсации связывает экономическую помощь государства с потреблением конкретного блага и услуги.
Таблица 1 – Сведения о финансировании системы здравоохранения Кемеровской области за 2004-2006 годы
Источники финансирования |
годы |
Удельный вес в разрезе источников за 2006 г. (%) | ||
2004 |
2005 |
2006 | ||
Бюджет области (без платежей на неработающее население) |
735,8 |
1117,6 |
1203,7 |
52,4 |
Средства ОМС (финансирование территориальной программы без ведомственных ЛПУ) |
407,3 |
609,4 |
828,8 |
36,0 |
Федеральный бюджет (целевые программы и внепрограммные поступления, бесплатные и льготные медикаменты) |
74,5 |
69,9 |
31,5 |
1,4 |
Средства ФФОМС и ТФОМС на финансирование целевых программ |
15,2 |
12,5 |
38,9 |
1,7 |
Прочие поступления (доходы
от предпринимательской |
85,2 |
140,1 |
195,2 |
8,5 |
Всего: |
1318.0 |
1949,5 |
2298,1 |
100,0 |
Создание внебюджетных социальных
фондов в жестких условиях рыночной
экономики было направлено на достижение
большей социальной защищенности населения.
На практике это означало соблюдение
страховой основы формирования ресурсов
специализированных социальных фондов,
строго целевого расходования их средств,
обеспечение возможности
Наряду с бюджетным
финансированием и
Дополнительная
Второе важное принципиальное
отличие - не применение принципа солидарности
поколений, действует принцип
на современном этапе
в социальной защите населения Российской
Федерации выделяется четыре приоритетных
направления, которые базируются на
соответствующих нормативно-
Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА
2.1 Деятельность Отдела социальной защитой населения в Заводском районе города Кемерова
Социальную защиту на территории Заводского района, г. Кемерова осуществляет Отдел социальной защиты населения Заводского района, г. Кемерово. В своей деятельности Отдел подчинен главе администрации района, отделу здравоохранения и социального развития Кемеровской области.
Правовую основу деятельности Отдела составляют Конституция РФ, Федеральные законы, законы Кемеровской области, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, Устав Кемеровской области и города Кемерова, акты иных органов государственной власти РФ и Кемеровской области, решения городской администрации, постановления и распоряжения главы города и района.
Отдел возглавляет начальник,
назначенный на должность и освобождаемый
от нее распоряжением главы
Начальник Отдела имеет заместителя,
который назначается и
Другие работники Отдела назначаются и освобождаются от должности главой администрации по представлению начальника Управления, заместителя главы-руководителя аппарата администрации.
Основные задачи и функции Отдел осуществляет в соответствии с Положением об Отделе социальной защиты населения Заводского района г. Кемерова.
Основными задачами Отдела являются:
1. Организация социальной
защиты пожилых граждан,
2. Участие в разработке
и выполнении программ
3. Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми.
4. Проведение мероприятий
по материально-бытовому
5. Организация работы по
координации деятельности
6. Организация и внедрение
в систему социальной защиты
населения района современных
единых информационных
7. Обеспечение контроля
за целевым и экономным
8. Осуществление контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг в муниципальном и негосударственном секторах на подведомственной территории.
Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми:
– обеспечение современного и правильного назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций.
- осуществление контроля за возмещением расходов по медицинскому, бытовому, транспортному, жилищно-коммунальному и другим видам обслуживания инвалидов, ветеранов и иных категорий лиц, за реализацией льгот гражданами, предусмотренных действующим законодательством.
– дальнейшее совершенствование
порядка назначения, начисления и
выплаты пособий и компенсаций
на основе применения современной вычислительной
техники и повышения
Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми.
– совершенствование порядка выявления, учета, материально-бытового обследования лиц, нуждающихся в социальной поддержке на основе применения современных средств.
– оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.
– организация социального обслуживания пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, семей с детьми и других групп населения.
– обеспечение качества и
доступности социального
В соответствии с возложенными задачами Отдел осуществляет следующие функции:
а) в области социального обслуживания:
– оформляет документы
на помещение престарелых граждан,
инвалидов, детей-инвалидов в
– оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц, без определенного места жительства и занятия, беженцев, вынужденных переселенцев;
– осуществляет координацию деятельности учреждений социального обслуживания, расположенных на территории района, и оказывает им организационно-методическую помощь;
– проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения.
б) в области реабилитации инвалидов:
– осуществляет реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;
– оформляет документы
для обеспечения инвалидов
– оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов;
– вносит предложения по
созданию и совершенствованию
в) в области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорий граждан:
– осуществляет в пределах
своей компетенции контроль по реализации
нуждающихся в социальной поддержке
социальных гарантий, установленных
действующим законодательством
для пожилых граждан и
– координирует работу общественных
организаций в вопросах улучшения
социального положения
– обеспечивает санаторно-курортным лечением льготные категории граждан;
– осуществляет оформление документов, дающих право пользования льготами в соответствии с законодательством;
– проводит назначение и
выплату социальных пособий и
компенсаций, предусмотренных
г) в области социальной поддержки семьи, материнства, и детства:
– осуществляет реализацию программ на улучшение положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание поддержки наиболее нуждающихся в ней;
– производит назначение и выплату единовременных и ежемесячных пособий на детей;
– осуществляет меры, направленные
на создание условий для социальной
адаптации и интеграции в общество
детей с ограниченными
В соответствии с возложенными на него задачами и функциями Отдел имеет право:
1. Запрашивать и получать
в установленном порядке от
предприятий, учреждений, организаций
независимо от их
2. Проводить совещания, семинары, встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящими в его компетенцию.
3. Привлекать на договорной основе специалистов к решению проблем, относящихся к его ведению.
Отдел социальной защиты населения строит свою деятельность в соответствии с планами, составленными на основе перспективных и текущих планов работы администрации района в целом.
Отдел в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за правильное и точное выполнение возложенных на него функций.
Рассмотрим наиболее крупные по функциональному признаку структурные подразделения Отдела социальной защиты.
1) Группа по назначению
и выплате государственных
Основными задачами и функциями группы по назначению и выплате государственных пособий на детей являются: