Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа
Именно поэтому целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Кемеровской области и муниципальном образовании Заводском районе г. Кемерова;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА
2.1 Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Важным направлением реформирования
оказания социальной поддержки населения
является изменение принципов социальной
защиты различных категорий
В сфере развития социальной защиты и реабилитации инвалидов.
В настоящее время остро стоит проблема инвалидизации населения и этой проблеме нужно уделить достаточно внимания. Акцент должен быть сделан на комплексную реабилитацию инвалидов, позволяющую преодолеть ограничения их жизнедеятельности и обеспечить участие в жизни общества, уделив особое внимание реабилитации детей-инвалидов, способных стать его полноправными членами. Кроме того, необходимо смещение акцента от политики стационарного обслуживания инвалидов в сторону их независимого проживания и оказания помощи на дому.
Реабилитация инвалидов
является эффективной мерой их социальной
защиты, она экономически рентабельна,
так как оплата данных мероприятий
более выгодна государству, чем
расходы на выплату пенсий по инвалидности,
поэтому целесообразно создание
центров профессиональной реабилитации
инвалидов, функционирующих (при сохранении
значительной доли государственного финансирования)
на основе самоокупаемости и
В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей.
В целом по многим показателям
условия жизнедеятельности
– обеспечение необходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение дотаций на детей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля за медицинскими учреждениями);
– создание благоприятных
условий для полного и
– обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (развитие детских клубов, спортивных секций, кружков, проведение организации экскурсий в другие города).
Решение поставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и детей, в том числе, в области поддержки семьи:
– государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;
– развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков, расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям.
В целях улучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка:
– обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;
– расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);
– создание эффективной системы
профилактики безнадзорности, наркомании
и правонарушений несовершеннолетних,
социальной защиты детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации,
включая социально
– срок реабилитации ребенка
в учреждении должен быть обоснован
его индивидуальными
– на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания при центрах социального обслуживания, обеспечив условия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.
В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста.
Одним из основных направлений
в системе социального
Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).
Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход является наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком диапазоне.
На основе вышесказанного целесообразно следующее:
– формирование комплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах во всех сельских центрах, такие бригады существуют, но их очень мало;
– организацию мастерских,
подсобных хозяйств и других форм
предпринимательской
– рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного мнения по проблемам пожилого возраста и инвалидов;
– изучение возможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а также детей, оставшихся без родителей.
В целом изменения должны
идти, прежде всего, а в направлении
изменения взаимодействия органов
государственного и муниципального
управления с некоммерческими и
общественными организациями, развитием
такой формы социального
Данные предложения и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преобразования в политической,
экономической и социальной областях,
осуществляемые в государстве, предусматривают
проведение активной социальной политики,
которая должна основываться на правильно
выстроенной системе
На современном этапе
в социальной защите населения Российской
Федерации выделяется четыре приоритетных
направления, которые базируются на
соответствующих нормативно-
Проанализировав деятельность учреждений социальной защиты населения на территории Заводского района г. Кемерова можно отметить следующие проблемы:
– нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовых средств;
– отсутствие квалифицированных специалистов в этой области;
– ограниченный набор предоставляемых услуг.
Соответственно можно
рекомендовать возможные
– привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности органов социальной защиты путем предоставления льгот в налогообложении;
– подготовка специалистов по социальной работе в вузах г. Кемерова, открытие курсов переквалификации;
– разрешение деятельности органов социальной защиты путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие.
Однако такое «точечное» исправление ошибок не может и не приведет к позитивным изменениям в оказании социальной поддержки населению, для этого необходимо создание комплексной программы по совершенствованию социальной защиты населения на территории муниципального образования.
В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы.
– Принцип государственной ответственности.
– Принцип равенства всех граждан.
– Принцип соединения правового и этического регулирования.
– Принцип социального участия.
– Принцип социального партнерства.
– Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан.
– Принцип социальной эффективности.
– Принцип единства политики
в отношении граждан
В целом изменения должны
идти, прежде всего, в направлении
изменения взаимодействия органов
государственного и муниципального
управления с некоммерческими и
общественными организациями, развитием
такой формы социального
Все вышеперечисленное
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от 12.12 1993.
2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Собрание Законодательства РФ, 2001, № 52, ст. 4920.
3. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Собрание Законодательства РФ, 2001, № 51, ст. 4831.
4. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.03.2001г. №24 «О внесении изменений и дополнений в методику исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ, утвержденную Постановлением Минтруда РФ и Госкомстатом России от 28.047.2000г. №36/34».
5. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 24 ноября 2003г. №327-ст «О принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»
6. Постановление Администрации Кемеровской области «О программе экономического и социального развития Кемеровской области на 2003-2008 гг.» от 09.01.2003 г. № 9-пП.
7. Концепция развития в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты населения Кемеровской области на 2003-2005 годы.
8. Положение об отделе социальной защиты населения Заводского района г. Кемерова. Утверждено главой администрации Заводского района г. Кемерова, от 19 декабря 2002. №521.
9. Барбышева В. Пять ступеней // Социальная защита - 2006 - №9.- с.12-16.
10. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. -2006.-№12.-с.29-34.
11. Водопьянова Е.А., Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий. - М: Пресс, 2003.- 138 с.
12. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление - М.: Финансы и статистика, 2003.- 280 с.
13. Гембаренко В. Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения // Социальное обеспечение. - 2007 - №1.-с.6-10.
14. Говорков В. Основа политики – ответственность государства // Уровень жизни населения регионов России. -2003.- №2.- с.5-8.
15. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебное пособие –М: ИНФРА-М,2004.-264 с.
16. Дмитриев В. Наша надежда - социальное страхование // Деловой Кузбасс. - 2007. - №3.-с.16-23.
17. Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение. - 2007. - №1.-с.12-19.
18. Информация о работе
органов и учреждений
19. Карелова.Г Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2006.-№6.-с.24-28.
20. Круть С. Рецепты повышения эффективности социальной защиты населения известны // Человек и труд. - 2006. -№11.- с.9-15.