Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:38, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является: рассмотреть сущность и значение участия прокурора в гражданском процессе.
Из цели дипломной работы можно выделить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность, значение и задачи участия прокурора в гражданском процессе;
- рассмотреть на практических примерах значение участия прокурора в гражданском процессе;
- сделать конкретные выводы и предложения.
По какому бы поводу ни предъявлялся прокурором иск, этому должна предшествовать всесторонняя и тщательная подготовка исковых материалов, в необходимых случаях требования прокурора должны быть подкреплены соответствующими документами. Затем прокурор представляет в суд подписанное им заявление с копиями по числу ответчиков.
Дальнейшая деятельность
прокурора сводится к участию
в рассмотрении дела судом и
поддержанию своих исковых
Участие прокуроров в рассмотрении
гражданских дел в судах первой
инстанции является одной из существенных
гарантий всестороннего, полного и
объективного исследования судом фактических
обстоятельств, а также вынесение
судом законного и
Гражданско-процессуальный
закон предусматривает
- в рассмотрении судом жалоб на неправильность в списках избирателей;
- в рассмотрении судом дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
- дело о признании лица дееспособным;
- в рассмотрении гражданских дел о лишении родительских прав.
Требования закона для прокурора обязательны.
Участвуя в судебных прениях, исходя из ревизионного начала гражданского судопроизводства, прокурор дает заключение в целом по делу. В нём содержатся соображения прокурора по тем вопросам, которые суду следует обсудить и решить в совещательной комнате. Заключение должно быть объективным (позиция прокурора должна отражать интересы лица, права которого нарушены), обоснованным (предложения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств), законным (то есть основанным на нормах материального и процессуального права).
С первой формой участия прокурора проблем не возникает, так как именно прокурор подает в суд исковое заявление или заявление, вступая с судом в гражданские процессуальные правоотношения, и в дальнейшем участвует в процессе с правами и обязанностями истца или заявителя.
Одной из форм участия прокурора в суде первой инстанции является так же вступление в любой процесс, начавшийся по инициативе других лиц в целях дачи заключения по делу. Таким образом, закон связывает приобретение прокурором статуса лица, участвующего в деле, с его вступлением в процесс для дачи заключения по делу. Соответственно прокурор, не вступивший в процесс, не является лицом, участвующим в деле, не наделен его правами и не несет его обязанностей.
Однако содержание «вступления в процесс» в тексте Кодекса не раскрывается.
Поскольку Генеральная прокуратура
признает лицом, участвующим в деле,
прокурора, который по закону должен
участвовать в рассмотрении дела,
был извещен о времени и
месте его рассмотрения, но не принимал
реального участия в суде первой
инстанции, постольку необходимо определиться
со вступлением прокурора в
Этимологическим значением глагола «вступить» предполагается совершение субъектом каких-либо активных действий. Применительно к гражданскому судопроизводству это означает, что вступить в процесс можно только посредством совершения каких-то процессуальных действий. Отсюда вытекает и другое: бездействием в процесс вступить нельзя.
Наличием активных действий
и волеизъявлением лица вступление
в гражданском процессе отличается
от привлечения к участию в
нем. Последнее как раз и
Нельзя не отметить и диспозитивного характера права вступить в процесс. Обладатель этого права самостоятельно решает вопрос о своем участии в процессе и не может быть принуждаем к его осуществлению (хотя в отношении прокурора право вступить в процесс обладает большой особенностью, так как права прокурора одновременно являются его обязанностями).
Таким образом, прокурор может вступить в процесс только посредством совершения какого-либо процессуального действия, будь то подача заявления о вступлении в процесс или явка непосредственно в судебное заседание.
Представляется также, что вступление в дело прокурора должно (по аналогии с вступлением в дело третьих лиц, как заявляющих, так и не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора) оформляться определением суда или судьи (если вступление имеет место на стадии подготовки дела к судебному разбирательству), хотя Гражданским процессуальным кодексом это и не предусмотрено.
Прокурор, не совершивший никаких действий по вступлению в процесс, то есть проявивший процессуальную пассивность, процессуальное бездействие, не может считаться вступившим в процесс, а поскольку лицом, участвующим в деле, прокурор становится с момента вступления в процесс, постольку не проявивший процессуальной активности по вступлению в процесс прокурор не является лицом, участвующим в деле, и не обладает его правами и обязанностями.
В литературе отмечается: «При возникновении в суде указанных дел судья обязан поставить об этом соответствующего прокурора в известность, а при назначении дела к судебному разбирательству – направить ему извещение о месте и времени рассмотрения дела».
Но перечисленные действия
совершаются судом и
Прокурор, который в силу ст. 55 ГПК РК должен участвовать в рассмотрении дела, был извещен о времени и месте судебного разбирательства, но не принимал реального участия в нем, не является лицом, участвующим в деле, и, следовательно, не обладает правом на принесение апелляционного и кассационного представлений.
В первую очередь необходимо рассмотреть вступление прокурора в дело для дачи заключения в суде первой инстанции. И здесь нельзя обойти вниманием ст. 210 Кодекса, называющуюся «Окончание рассмотрения дела по существу», расположенную в гл. 17 «Судебное разбирательство» подраздела II «Исковое производство» раздела II «Производство в суде первой инстанции».
В соответствии с этой статьей после исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с ч. 2 ст. 55 и со ст. 77 ГПК РК, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.
Таким образом, при производстве
в суде первой инстанции заключение
прокурора завершает часть
Прокурор, как нам представляется, может вступить в процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу.
Такой вывод обусловлен несколькими обстоятельствами:
1) задачей участия прокурора в процессе, каковой является дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на него полномочий (надзор за соблюдением Конституции Республики Казахстан и исполнением законов, действующих на территории Республики (п. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Республики Казахстан»));
2) процессуальным характером заинтересованности прокурора в исходе дела (решение суда не влияет на его права и обязанности);
3) тем, что при вступлении прокурора в процесс разбирательство дела по существу не начинается с самого начала (как это имеет место при вступлении в процесс третьих лиц), а продолжается;
4) расположением заключения прокурора в конце части судебного разбирательства, именуемой «рассмотрение дела по существу»; невозможностью, наконец, дачи прокурором заключения после судебных прений (за исключением, конечно, случая возобновления рассмотрения дела по существу).
Прокурор выполняет свои задачи в гражданском процессе, совершая все предусмотренные законом процессуальные действия (ст. 55 и др. ГПК РК), независимо от формы участия в деле. В частности, прокурор вправе давать правовое заключение по всем вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, независимо от того, предъявил ли он иск сам или вступил в процесс, начавшийся по инициативе других лиц.
Прокурор не обладает правом
применения мер принуждения к
лицам, виновным в нарушении закона.
Однако он не может оставаться безучастным.
Если возникает необходимость
Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело, характеризуется некоторыми особенностями: прокурор не несёт судебных расходов по заявленному иску, ему не может быть отказано в принятии искового заявления, к прокурору нельзя предъявить встречный иск, решение суда по иску прокурора распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах которого предъявлен иск.
Свои полномочия по предъявлению иска прокурор использует:
- при защите имущественных интересов государства, предприятий и организаций; при защите интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых, многодетных родителей, лиц, находящихся под опекой и попечительством, военнослужащих, то есть тех, кто не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд;
- если должностные лица или граждане не используют свое право на заявление исков, а того требую интересы обеспечения законности;
- когда нарушенные права и охраняемые законом интересы предприятий и граждан имеют особое общественное значение;
- когда требуется защитить права и законные интересы граждан, нарушенные неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц .
По какому бы поводу ни предъявлялся прокурором иск, этому должна предшествовать всесторонняя и тщательная подготовка исковых материалов, в необходимых случаях требования прокурора должны быть подкреплены соответствующими документами. Затем прокурор представляет в суд подписанное им заявление с копиями по числу ответчиков.
Дальнейшая деятельность
прокурора сводится к участию
в рассмотрении дела судом и
поддержанию своих исковых
3. Практика участия
прокурора в гражданском
3.1. Деятельность прокуратуры в РК.
Согласно конституциям и
законам о прокуратуре
Место прокуратуры в современном обществе есть результат длительной эволюции и преобразования конституционно правового статуса прокуратуры в государствах — членах СНГ; эти преобразования могут происходить только поэтапно, с учетом социально — экономической ситуации в каждой из стран.
Свои полномочия прокуратура Республики Казахстан осуществляет в строгом соответствии с Конституцией и законами. На сегодня в ее деятельности исключены факты подмены других государственных органов, необоснованного вмешательства в функциональную деятельность различных хозяйствующих субъектов. В то же время прокуратура, в соответствии с требованиями ст.83 Конституции Республики Казахстан, стала активнее выявлять нарушения законности, допущенные государственными органами и их должностными лицами, принимать предусмотренные законом меры к их устранению, в том числе путем внесения протестов на незаконные акты органов исполнительной и судебной власти, а так же чаще реагировать на неисполнение действующих законов и указов Президента.
Здесь приведены некоторые данные прокурорских проверок за 2005-2006 год.
ВКО. Усть-Каменогорск. 17 ноября. Прокурор области Кушкалиев: « В ходе проведенных проверок выявлены факты нарушений ст.23 Конституционного закона РК « О выборах в Республике Казахстан» в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания. После вмешательства прокуратуры в этих учреждениях созданы избирательные участки. Проведена работа по вопросу достоверности списков избирателей, в связи с многочисленными заявлениями граждан о нарушениях -выявлены факты подлога». Прокуратурой ВКО внесены представления.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе