Участие прокурора в гражданском судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 22:14, дипломная работа

Краткое описание

Участие прокурора в гражданском процессе – один из важнейших методов законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность – неотъемлемый, если не основной, его атрибут.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы участия прокурора в гражданском процессе 5
1.1. Развитие законодательства об участии прокурора в гражданском процессе 5
1. 2. Роль и место прокурора в гражданском судопроизводстве 9
1.3. Формы участия прокурора в гражданском процессе 15
1.4. Участие прокурора в обжаловании судебных постановлений 22
Глава 2. Обобщение практического опыта участия прокурора в гражданском судопроизводстве на примере прокуратуры Чекмагушевского района 29
2.1. Общая характеристика деятельности прокуратуры Чекмагушевского района 29
2.2. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве 34
Заключение 45
Список источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

диплом гот.docx

— 79.17 Кб (Скачать файл)

В ст. 303 ГПК РСФСР прямо указывалось, что прокурор дает заключение о законности и обоснованности решений и определений первой инстанции после объяснений лиц, участвующих в деле. В силу ч. 1 ст. 41 ГПК РСФСР прокурор был вправе вступить в дело для дачи заключения в любой стадии процесса, в том числе в стадии производства в суде кассационной инстанции, что обусловливалось наличием прокурорского надзора в сфере гражданского судопроизводства.

В настоящее время участие прокурора в гражданском процессе урегулировано по-другому. Прокурор более не осуществляет надзора за соблюдением законности в деятельности суда общей юрисдикции. Являясь лицом, участвующим в деле, прокурор наделен примерно равным с иными лицами, участвующими в деле, объемом прав и обязанностей (13, с. 18).

Прокурор, если он участвует в деле, вправе принести кассационное представление на не вступившие в законную силу решение и определение первой инстанции, участвовать в рассмотрении дела судом кассационной инстанции в порядке, установленном ГПК РФ.

Прокурор в суде кассационной инстанции дает объяснения, причем если пересмотр состоявшихся судебных актов инициирован прокурором, то именно он делает это первым.

Кодекс не предусматривает иных форм участия прокурора в суде кассационной инстанции, кроме как дача им объяснений. Заключение прокурора о законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений первой инстанции, равно как и заключение прокурора по отдельным вопросам, возникающим при рассмотрении дела, ГПК РФ не закреплено. Не отражено в Кодексе и право прокурора вступить в процесс для дачи заключения в любой инстанции.

На основании изложенного приходится констатировать отсутствие у прокурора процессуальной возможности вступить в дело при разбирательстве в суде кассационной инстанции для дачи заключения о законности не вступивших в законную силу решений и определений первой инстанции.

Теперь о втором аспекте проблемы.

Вывод о возможности не участвовавшего при рассмотрении дела в суде первой инстанции прокурора вступить в процесс для дачи заключения гю делу на стадии кассационного рассмотрения базируется, как это следует из абз. 10 п. 3 информационного письма Генеральной прокуратуры, на системном толковании ст. 350 и ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. Действительно, в ст. 350 ГПК сформулировано положение о проведении судебного заседания в суде кассационной инстанции по правилам Кодекса, установленным для проведения судебного заседания в суде первой инстанции, и с учетом правил, изложенных в главе 40. Но это не означает, что в кассационной инстанции действуют все без исключения правила, установленные для проведения судебного заседания в первой инстанции, и объясняется это наличием указанных выше специфических процессуальных целей, стоящих перед стадией производства в суде кассационной инстанции по жалобам и представлениям, принесенным на не вступившие в законную силу решения и определения суда первой инстанции.

Производство в суде кассационной инстанции кардинально отличается от производства в суде первой инстанции. Суд кассационной инстанции ограничен при рассмотрении законности и обоснованности решений и определений доводами кассационной жалобы, представления и возражений относительно жалобы, представления, выйти за эти пределы суд может только в интересах законности (ст. 347). Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является в кассационной инстанции препятствием к рассмотрению дела (ч. 2 ст. 354). Различается и порядок проведения судебного заседания. Наличие в современном кассационном производстве черт апелляционного пересмотра судебных актов, отмечаемое в литературе, не позволяет вместе с тем распространять на производство дела в суде кассационной инстанции все правила рассмотрения дела в суде первой инстанции [6, с. 174].

Сущностью кассационного производства как механизма проверки законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов предопределяется то, что многие правила производства, установленные для суда первой инстанции, в суде кассационной инстанции не действуют, а другие правила действуют со значительными ограничениями: невозможны, например, замена ненадлежащего ответчика (ст. 41 ГПК РФ), вступление и привлечение к участию в деле третьих лиц (ст. ст. 42, 43 ГПК РФ), изменение предмета или основания иска, увеличение размера исковых требований (ст. 39), представление, по общему правилу, новых доказательств (ст. ст. 347, 358) и т.д., из-за чего, в частности, такая обязательная при разбирательстве дела в суде первой инстанции часть, как судебные прения, в суде кассационной инстанции имеет место в тех исключительных случаях, когда исследуются новые доказательства [2, ст. 359].

Вступление в суде кассационной инстанции в процесс прокурора, не участвовавшего при рассмотрении дела в суде первой инстанции, для дачи заключения по делу в целом не соответствует, по нашему мнению, процессуальной цели стадии производства не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции и обусловленной ею направленности процессуальной деятельности суда и иных участников процесса.

Вследствие изложенного отсутствие в Кодексе норм о вступлении прокурора в дело в любой инстанции и норм о заключении прокурора при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции следует рассматривать как невозможность для прокурора, не участвовавшего при разбирательстве дела в суде первой инстанции, вступить в процесс на стадии кассационного производства для дачи заключения по делу.

В заключение хотелось бы коснуться порядка участия прокурора в судебном заседании кассационной инстанции.

В соответствии со ст. 357 ГПК РФ после доклада председательствующего или одного из судей суд кассационной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено кассационное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает истец.

Хотя в Кодексе данная ситуация не урегулирована, думается, в случае принесения кассационного представления прокурором и обжалования решения суда ответчиком (обеими сторонами) первым после доклада также выступает прокурор.

Возникает также вопрос об очередности дачи объяснений участвующим в деле прокурором, не принесшим кассационное представление. На основании системного толкования статей 350, 357 и 174 ГПК РФ представляется, что прокурор должен выступать с объяснениями после материально заинтересованных в исходе дела лиц, но перед представителем государственного органа или органа местного самоуправления, если таковой участвует в деле.

На основании ч. 1 ст. 359 I ПК РФ в случае, если судом кассационной инстанции исследовались новые доказательства, проводятся судебные прения по правилам, предусмотренным ст. 190 ГГ1К РФ. При этом первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, или прокурор, принесший кассационное  представление.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проблема вступления прокурора для дачи заключения при разбирательстве дела в суде кассационной инстанции сочетает в себе два аспекта: возможность вступления прокурора для дачи заключения о законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений первой инстанции; возможность вступления прокурора для дачи заключения по делу в целом.

 

Глава 2. Обобщение практического опыта участия прокурора в гражданском судопроизводстве на примере прокуратуры Чекмагушевского района

2.1. Общая характеристика  деятельности прокуратуры Чекмагушевского  района

 

В соответствии с ч.1. ст. 129 Конституции РФ прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законодательством.

Правовой основой деятельности прокуратуры является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре», Приказ Генеральной Прокуратуры РФ «Об обеспечении участия прокурора в гражданском судопроизводстве», Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закон Республики Башкортостан «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан», Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокурора РФ и др.

Прокуратура Республики Башкортостан в настоящее время имеет в своем составе 72 прокуратуры: 9 межрайонных, 8 городских, 45 районных, 7 районных прокурор в г. Уфе, 4 специализированных. Общая численность работников прокуратуры – 1021 человек, среди которых 700 прокуроско-следственных работников. Численность централизованного аппарата прокуратуры РБ составляет более 300 человек.

Руководство деятельности осуществляют: Прокурор РБ, первый заместитель и три заместителя прокурора РБ.

Прокуратура Чекмагушевского района входит в единую централизованную систему прокуратуры РФ.

В состав прокуратура Чекмагушевского района входит прокурор,  заместитель прокурора, помощник прокурора.

Основная задача прокурора в гражданском процессе – защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества, государства и муниципальных образовании, содействия методам прокурорского реагирования осуществления правосудия по гражданским делам, рассматриваемых с участием прокурора.

На помощника прокурора, обеспечивающего участие прокурора в гражданском процессе возложены следующие основные полномочия:

- надзор за исполнением  и обеспечением участия прокуроров  в судебном процессе при рассмотрении  гражданских дел судьями Чекмагушевского  районного суда и мировыми  судьями;

- надзор за законностью  постановлений по гражданским  делам;

-  учет назначенных  к рассмотрению гражданских дел.

Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за их исполнением устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Гражданские дела учитываются  в книгах и регистрируются в алфавитной карточке. Дела передаются исполнителям под роспись в книге учета дел прокуратуры вместе с надзорными производствами. Ответственность за сохранность служебных документов, дел, надзорных производств, иной документации, печатей, штампов, учетно-регистрационных форм несет делопроизводитель.

Гражданин имеет право обратиться в органы прокуратуры с:

1) обращение – изложенные  в письменной или устной форме  предложения, заявления, жалобы или  ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного или иного  лица;

2) предложение – рекомендация  заявителя по совершенствованию  законов и иных нормативных  правовых актов, деятельности государственных  органов и органов местного  самоуправления, развитию общественных  отношений, улучшению деятельности  государства и общества в социально-экономической  и иных сферах;

3) заявление – просьба  гражданина о содействии и  реализации его конституционных  прав и свобод или конституционных  прав и свобод других лиц, либо  сообщение о нарушении законов  или иных нормативных правовых  актов, недостатках в работе государственных  органов, органов местного самоуправления  и должностных лиц, либо критика  деятельности указанных органов  и должностных лиц;

4) жалоба – просьба  заявителя о восстановлении или  защите его нарушенных прав, свобод  или законных интересов граждан, свобод или законных интересов  других лиц;

5) ходатайство – изложенной  в письменной форме обращение  заявителя с просьбой о признании  в случаях, установленных законодательством  Российской Федерации, определенного  статуса, прав, свобод;

6) коллективное обращение  – обращение двух или более  лиц, а также обращение, принятое  на митинге или собрании и  подписанное организаторами или  участниками митинга, собрания;

7) первичное обращение  – обращение по вопросу, ранее  не рассматривавшемуся в данном  органе прокуратуры;

8) дубликат обращения  – обращение заявителя, являющееся  копией предыдущего обращения, либо  экземпляр обращения по одному  и тому же вопросу и в  интересах одного и тоже лица;

9) повторное обращение  – обращение, поступившее от одного  и того же лица по одному  и тому же вопросу, в котором  обжалуется решение, принятое по  предыдущему обращению, поступившему  в данную прокуратуру, или указывается  на недостатки, допущенные при  рассмотрении и разрешении предыдущего  обращения, либо сообщается о  несвоевременном рассмотрении предыдущего  рассмотрения, если со времени  его поступления истек установленный  законодательством срок рассмотрения.

 По итогам разрешения  обращений может быть принято  одно из следующих решений:

1. «удовлетворено» - приняты  меры к полному или частичному  восстановлению прав и законных  интересов заявителя;

2. «удовлетворено повторное  обращение» - обращения, в котором  обжалуются ответы соответствующей  прокуратуры и по которому  принималось решение об отказе  в удовлетворении ранее поданного  обращения. При этом первичное  решение отменяется;

3. «отклонено» - требования  заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

4. «разъяснено» - по обращению, в котором не содержалось просьб  об удовлетворении каких-либо  требований или ходатайств, разъяснены  вопросы правого характера;

Информация о работе Участие прокурора в гражданском судопроизводстве