Архивные реформы 90-х гг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Архивные реформы 90-х гг в России…………………………………… 5
2. Итоги архивных реформ 90-х гг в России……………………………...16
3. Проблемы архивного дела на современном этапе…………………….18
Заключение…………………………………………………………………....27
Список использованной литературы и источников……………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 50.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Архивные реформы  90-х гг в России…………………………………… 5

2. Итоги архивных  реформ 90-х гг в России……………………………...16

3. Проблемы архивного  дела на современном этапе…………………….18

Заключение…………………………………………………………………....27

Список использованной литературы и источников……………………..29 

Введение

 

        Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

Беречь и сохранить  для истории документальные богатства  нашей страны — важнейшая задача государственных и негосударственных  архивов, общественных организаций, граждан  России и, конечно, долг, и обязанность  Архивной службы России всех уровней.

Как известно архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного  наследия народов Российской Федерации.

        Тема данной курсовой работы является актуальной, так как архивные реформы оказали сильное влияние на организацию архивной службы. Целью курсовой работы является рассмотрение архивных реформ 90-х гг. Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи:

  1. Выявить основные направления архивных реформ 90-х гг.
  2. Подвести итоги архивных реформ 90-х гг.
  3. Изучить их дальнейшее развитие.

         Объектом научного исследования являются архивные реформы, предмет научного исследования - архивные реформы 90-х гг. и их дальнейшее развитие.

         Для написания данной курсовой работы была использована следующая литература: 1) Алексеева, Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития/ Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2003. -№2. - С. 77-84.

2) Алексеева, Е.В. Архивный  фонд Российской Федерации: организация  документов по архивам /Е.В.  Алексеева // Делопроизводство. - 2002. - №2. - С. 66-74.

3) Алексеева, Е.В. Комплектование  архива в современных условиях / Е. В. Алексеева // Делопроизводство. - 2002. - №4. - С. 74-82.

4) Архивный Фонд Российской  Федерации: организация документов  в архивах / Е.В.Алексеева, Л.П.Афанасьева, Е.М.Бурова, Г.А. Осичкина // Делопроизводство. - 2002. - № 2. - С. 3-9.

Также были использованы  интернет – источники:

1)  www.chiefarh.samaracity.ru

2)  www.soldat.ru.

3)  http://www.rusarchives.ru

4)  www.cntd.ru/noframe/com-spec-library

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Архивные реформы 90-х годов

 

Начало 90-х годов –  переломный период в истории России, перестройка государственной системы, экономической и общественной жизни. Коренные изменения не могли не отразиться на архивной службе, которая к этому  времени заняла прочное место  в системе органов исполнительной власти. Начало реформе архивного  дела было положено Указом Президента Российской Федерации «О партийных  архивах», провозглашением принципов  гласности и общедоступности. В  изменившихся условиях необходимо было решить главную задачу – создать  современную нормативно-правовую базу деятельности архивной службы.

Приступая к рассмотрению административного  аспекта развития отечественного архивного  дела в 90-е годы, обратим внимание на то, что архивы по своей сути в  гораздо большей степени, чем  другие институты социально-культурной сферы (библиотеки, музеи и др.) интегрированы  в функционирование государственного механизма, являются пусть маленькой, но неотъемлемой его частью. Вследствие этого в той же самой степени  в эти годы они испытали на себе всю тернистость государственного строительства новой России с  присущими ему издержками и противоречиями, ошибками и конфликтами [7].

Впрочем, начало было более чем  впечатляющим. Крах Советского Союза, повлекший за собой ликвидацию союзных  государственных структур, подъем общественного  интереса к архивам, выдвинувший  отечественное архивное дело в центр  современной общественно-политической жизни, не только России и стран СНГ, но и всего мира, неожиданно резко  повысили роль и место довольно скромно  до того существовавшего в РСФСР  архивного ведомства.

На рубеже 20–21 вв. в результате глубоких социально-экономических  и политических реформ архивная система  вместе со всей страной пережила очень  серьезную трансформацию. В свете  этих реформ, необходимо было решить организационно-правовые и методические проблемы комплектования, сохранения и использования документов на совершенно новой основе. Этот вопрос встал тогда особенно остро по ряду причин.

Главные из них: богатейшее архивное наследие, хранящееся в стенах архивов, широчайший круг источников комплектования, стремительно меняющих формы собственности, внутренние структуры, направления деятельности, подведомственность, источники финансирования и т.д. Приватизация крупнейших промышленных предприятий, ведущих научно-исследовательских институтов, грозившая потерей целого комплекса научно-технической документации. Активный процесс банкротства, часто оставляющий бесхозными документы по личному составу, как мелких частных, так и гигантских промышленных предприятий. Развитие передовых технологий и всеобщая компьютеризация, влекущая за собой массовое образование документов на нетрадиционных носителях, когда основная часть архивов ориентирована на комплектование документами на бумажной основе   [7].

Основными направлениями  архивной реформы 90-х гг. были:

  • воссоздание Архивного фонда России,
  • ограничение и лишение монопольного права на постоянное ведомственное, хранение документов бывших КГБ СССР, МИД СССР,
  • создание на базе бывших партийных архивов центров хранения документации,
  • становление и развитие негосударственной части Архивного Фонда, в связи с процессами разгосударствления, приватизации, формирования новых форм собственности,
  • демократизация архивного дела [7].

Указом Президента Российской Федерации  от 28.11.1991 №242 на базе упраздненных Комитета по делам архивов при СМ РСФСР  и Главного архивного управления при СМ СССР создается Комитет  по делам архивов при Правительстве  РСФСР, в дальнейшем – Российской Федерации с широким кругом функций и полномочий, закрепленных за ним соответствующим правительственным постановлением в июне 1992 г. Случившееся вскоре после этого, в сентябре того же 1992 г., преобразование Роскомархива в Государственную архивную службу России существенных корректив в его прерогативы не внесло, хотя и означало некоторое понижение статуса в сравнении с некоторыми другими федеральными ведомствами. В административном плане главным было подтверждение самостоятельности архивной отрасли и сохранение в положении о службе, а равно и в последующих положениях о Росархиве 1994 г. и 1998 г. такого понятия, как «система Росархива», включавшую федеральные архивные учреждения, научные учреждения и другие организации, подчиненные непосредственно Росархиву, а также органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подведомственные им архивы. Первоначально входившие сюда же архивные органы и архивы городов и районов, подчиненные органам местного самоуправления и ставшие муниципальными архивными учреждениями, после того, как принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации установила, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, из системы учреждений Росархива были выведены [7].

Тем не менее, в начале 90-х годов централизация архивного дела в России достигла своей наивысшей точки: помимо трех центральных республиканских архивов, уже действовавших в Российской Федерации с советских времен, в ведение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти вошли согласно постановлению СМ РСФСР от 12.10.1991 №531 «О развитии архивного дела в РСФСР» подведомственные Главархиву СССР центральные государственные архивы СССР, научно-исследовательские и другие учреждения, что было закреплено подписанным в июле 1992 г. Соглашением государств-участников СНГ о правопреемственности в отношении государственных архивов бывшего СССР. Несколько ранее в соответствии с Указом Президента РСФСР от 24.08.1991 №83 «О партийных архивах» они были переданы в ведение архивных органов вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда [7].

К сожалению, по ряду причин в отношении  архивов бывшего КГБ аналогичный  президентский указ в полной мере оказался не реализованным. Но все же в утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994 №552 Положении  об Архивном фонде Российской Федерации  был сделан существенный шаг в  ограничении ведомственной собственности  на архивные документы – им было предоставлено право не постоянного, а депозитарного, т.е. долговременного  хранения своих документов. Контроль за эффективностью и правильностью  их хранения и использования должны были обеспечить специальные договора, заключаемые между Росархивом с  государственными структурами и  организациями – держателей крупнейших комплексов архивных документов, получивших право долговременного хранения.

В результате, в первой половине 90-х годов складывается современная типология российских архивов, включающая государственные архивы – федерального уровня и субъектов Российской Федерации, ведомственные архивы, муниципальные архивы и негосударственные архивы. На федеральном уровне утвержденная в июне 1992 г. Правительством Российской Федерации сеть включила, помимо бывших центральных государственных архивов СССР и ЦГА РСФСР Дальнего Востока, созданные в октябре 1991 г. на базе партийных архивов Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, Центр хранения современной документации и Центр хранения документов молодежных организаций, а также созданный в апреле 1992 г. в результате слияния ЦГАОР СССР и ЦГА РСФСР Государственный архив Российской Федерации [7].

В целом более стабильная система  архивов в субъектах Российской Федерации также пополнилась  партийными архивами либо в качестве самостоятельных архивных учреждений, либо на правах структурных подразделений ранее существовавших государственных архивов. В ответ на новые вызовы времени в ряде регионов началось создание архивов документов по личному составу и специализированных архивов, в том числе хранящих документы на небумажных носителях [6].

Примерно такая же картина сложилась  и в самом многочисленном –  муниципальном звене архивной системы  России, где преобразования, слияния, создание или ликвидация архивов, существующих либо в виде структурных подразделений  органов местного самоуправления, либо в виде муниципальных учреждений, в целом определялись мерами органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления по оптимизации границ муниципальных образований и  структуры их администраций.

Ведомственные архивы оказались представленными  текущими архивами собственно федеральных  органов государственной власти, текущими архивами их территориальных  органов и подведомственных организаций, а также специализированными  отраслевыми ведомственными фондами  с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.

Наконец, негосударственные архивы включили разнообразные архивы частных  коммерческих и финансовых структур, различных официально зарегистрированных фондов, политических партий, профсоюзных  организаций, общественных движений и  творческих объединений, религиозных конфессий и частных лиц [6].

Важнейшим инструментом закрепления  позитивных изменений в архивном деле и нейтрализации возможных  негативных последствий происходивших  в стране перемен должен был послужить  закон, регулирующий отечественное  архивное дело. Его основные принципы были сформулированы уже к середине 1991 г. специально созданной в Росархиве комиссией. К сожалению, в процессе доработки закона в Верховном Совете РСФСР он претерпел кардинальные изменения. Главное из них заключалось в том, что из закона прямого действия он превратился в «Основы», в результате чего из него был исключен ряд принципиально важных технологических норм, что впоследствии отрицательно отразилось на деятельности российских архивов, в первую очередь в области их комплектования. Тем не менее, при всех своих известных недостатках «Основы законодательства Российской Федерации об архивном деле в Российской Федерации и архивах» включили в себя ряд важных принципов организации архивного дела, впервые закрепленных законодательно и не потерявших своей значимости и сегодня [6].

Прежде всего, в них был провозглашен принцип разграничения документов Архивного фонда страны в зависимости  от форм собственности на государственную  и негосударственную части, что  соответствовало процессам общественного  развития новой России. Далее «Основы….»  закрепили принцип публичности  государственной части Архивного  фонда страны. Не менее важным принципом  «Основ….» стал принцип защиты национальных интересов в архивном деле, связанный  с запретом на безвозвратный вывоз  за пределы страны государственной  части Архивного фонда и уникальных и особо ценных документов его негосударственной части [6].

В целях совершенствования нормативно-правовой базы отрасли, устранения или хотя бы нейтрализации навязанного законодателями несовершенства «Основ…» Росархив разработал «Положение об Архивном фонде Российской Федерации», куда были включены принципиально  важные технологические нормы, имеющие  законодательный характер, но исключенные  из «Основ…», а также модельный  правовой акт об архивном фонде субъекта Российской Федерации и архивах, который помог их архивным органам  более четко разграничить полномочия региона и Федерации в области  архивного дела, примерные положения  об органе управления архивным делом, государственном архиве, его структурных  подразделениях, о районном и городском архиве, о совещательных органах архивов и др. [6]

Информация о работе Архивные реформы 90-х гг в России