Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 10:48, реферат
История возникновения и становления делопроизводства в России - достаточно сложная, но интересная тема. Она несет в себе много нового, интересного и познавательного.
Уже в древности люди стали осознавать, что создание документов, их движение и хранение подчиняются определенным закономерностям. Первоначально это понимание находило закрепление в повседневной практике, в формировании обычаев и традиций работы с документами. Затем практические приемы обобщались, анализировались и постепенно становились обязательными правилами и нормами, получая закрепление в официальных законодательных и нормативных актах. Таким образом, зародилась научная дисциплина документоведение.
В целом, в
приказной период постепенно создается
система делопроизводства центральных
и местных учреждений. Складываются
кадры делопроизводственных служащих,
создаются устойчивые формы управленческих
документов и приемы их составления.
Однако государство, действуя отрывочными
и частными мерами, не сознавая общих
административных правил, не могло
еще ввести систематического порядка
в организацию учреждений и их
делопроизводство. Только с середины
XVII в. принимаются некоторые меры
для наведения порядка в
После длительных
поисков и переработки
На полученные из Сената указы все присутственные места и лица должны были направлять рапорт о получении указа, а по исполнении - рапорт об исполнении указа. За не присылку в Сенат рапорта полагались штрафы. В результате петровских реформ в области управления сложилась следующая система учреждений:
Сенат, Синод, Кабинет и коллегии - в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы на местах.
Всего за 1718-1720 гг. вместо упраздненных приказов создано 12 коллегий:
Иностранных дел, - Военная, - Адмиралтейская, - Камер-коллегия, - Штатсконторколлегия - Ревизионколлегия, - Берг-коллегия, - Мануфактур-коллегия, - Коммерц-коллегия,
Юстиц - коллегия - Вотчинная - Главный магистрат.
Первоначально
каждая коллегия руководствовалась
своим регламентом, затем законодательной
основой реформы стал «Генеральный
регламент», утвержденный Петром I 28 февраля
1720 г. Генеральный регламент ввел
систему делопроизводства, получившую
название «коллежской» по названию учреждений
нового типа - коллегий. Доминирующее значение
в этих учреждениях получил
С изданием Генерального
регламента делопроизводство становится
на твердую почву закона. Этим законодательным
актом окончательно отделяются обязанности
присутствия как органа, принимающего
решения, от делопроизводственной деятельности,
которая закрепляется за самостоятельным
подразделением - канцелярией. Центральной
фигурой канцелярии становится секретарь.
На нем лежала ответственность за
организацию делопроизводства коллегии,
подготовку дел к слушанию, докладывание
дел на заседании коллегии, ведение
справочной работы по делам, оформление
решений и контроль над их исполнением,
хранение печати коллегии. Кроме секретаря
в состав канцелярии входили: нотариус,
регистратор, актуариус, канцеляристы,
копиисты, переводчики, толмачи (для
устного перевода) и вахмистр (сторож
для охраны). В первую очередь, в
коллегиях рассматривались
Все делопроизводство коллегии велось под наблюдением секретаря. Важные бумаги составлял он сам, остальные готовились под его надзором. Канцелярская работа распределялась между служащими, и обязанность каждого была строго определена регламентом. Так, нотариус вел протоколы («повседневные записки») по всем делам, решавшимся в коллегии. Каждый день на особом листе он записывал все дела, какие докладывались присутствию, и составлял по ним резолюцию. По окончании месяца эти листы переписывались набело и переплетались. Нотариус же вел реестр нерешенных дел, а секретарь против каждого отмечал, у кого оно находится в производстве. Этот реестр постоянно находился на столе присутствия перед местом президиума, чтобы члены коллегии могли видеть, сколько у них нерешенных дел. Актуариус вел общий журнал всем входящих бумаг, хранил у себя бумаги, отвечал за их сохранность и заведовал заготовлением канцелярских принадлежностей. Если в приказах на поступивших документах дьяк проставлял дату поступления, то в коллегиях наряду с датой появляется и регистрационный номер, соответствующий номеру записи в регистрационной книге. Генеральный регламент устанавливал процедуру рассмотрения и решения вопроса, которая включала: вступление дела, подготовку дела к слушанию (рассмотрению и решению), слушание дела и принятие решения, оформление решения и доведение его до исполнителя, контроль за исполнением решения, архивное хранение дел.
Все пакеты, адресованные
в адрес коллегии, сдавались дежурному
чиновнику, который расписывался в
получении и, не распечатывая, передавал
в присутствие. Указы, присылаемые
из Сената, распечатывались в присутствии
самим президентом коллегии, а
остальные бумаги старшим членом
присутствия. Далее все поступившие
бумаги помечались секретарем с обозначением
времени их поступления и сдавались
актуариусу для записи в регистрационных
книгах. При этом на самом входящем
документе проставлялся регистрационный
номер, а в регистратуре помечалось,
в какой стол передана бумага на
исполнение. Канцелярским служащим каждый
документ передавался под расписку,
вносившуюся в квитанционную
книгу. При возвращении дела такие
расписки уничтожались, и в книге
отмечалось время возвращения дела.
Предварительной подготовкой
В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов, а документы приказного делопроизводства получили новые названия, что явилось результатом массированного проникновения в русский язык заимствованных слов, отразившего западнический характер всех петровских преобразований. Прежние учреждения думы и приказы заменены коллегиями, канцеляриями, конторами, ратушами. Появились и новые названия документов: векселя, облигации, реляции, мемории, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция, инструкция и др. Приговоры, указные грамоты, наказы заменены указами, регламентами, инструкциями, резолюциями; переписка - памяти и отписки заменены отношениями, рапортами, доношениями, реляциями, ведениями, известиями. Существенные изменения в петровское время претерпевает и форма документов. Для многих из них разрабатываются «генеральные формуляры» - образцы, по которым следовало составлять документы. В указе 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной следовало излагать по пунктам, т.е. была сделана попытка формализовать текст документа, сделать его максимально удобным для чтения. Несколько ранее - указом от 22 февраля 1714 г. - губернаторам предлагалась форма ведомости для присылки сведений о произведенных сборах налогов и казенных расходах, состоявшая из 22 пунктов. В коллежском делопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементом формуляра дата документа: во многих документах она пишется под текстом с левой стороны листа. Самостоятельным элементом формуляра становится и наименование документа; в некоторых случаях к нему примыкает обозначение краткого содержания документа: «Рапорт о получении указа», хотя требование указывать краткое содержание документа (заголовок к тексту) окончательно формируется только в делопроизводстве министерств в XIX в. Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающих различные стадии процесса документирования или стадии обработки документов: подписи, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметка о контроле, отметка о направлении в дело и др. В целом, делопроизводство коллегий характеризовалось значительным увеличением письменной работы и формальностей, на что жаловались современники. Даже значительно увеличенные по сравнению с приказами штаты канцелярских чиновников не справлялись с обилием дел, что приводило к медлительности делопроизводства и волоките.
Особое значение
для организации
По «Учреждению
для управления губерний» порядок
решения дел был
Система министерства и управленческий документ
приказной делопроизводство министерство единоначалие
Начало XIX в. ознаменовалось
новой реформой государственного управления
и делопроизводства, которая затронула
главным образом верхний
Одновременно
с министерствами в 1802 г. учрежден Комитет
министров - высшее административное учреждение,
действовавшее на коллегиальных
началах и рассматривавшее
Министры назначались
самим императором и были ответственны
только перед ним. Принцип единоначалия
положен в основу всей организации
министерств: директора, возглавлявшие
департаменты, подчинялись непосредственно
министру, начальники отделений - директорам
департаментов, столоначальники - начальникам
отделений. Совет министра состоял
из руководителей основных подразделений
и имел значение органа «для рассмотрения
дел, требующих по важности их общего
соображения». В департаментах роль
советов выполняли общие
Следует отметить,
что само понятие делопроизводства
(этот термин появился во второй половине
XVIII в.) обозначало деятельность, которой
занималась не только и не столько
канцелярия, сколько весь аппарат
учреждения в целом. Термин «делопроизводство»
происходит от сочетания слов «производство
дела», а под «делом» в то время
понималась не папка с документами,
как в современном
Информация о работе История развития делопроизводства в России