Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:41, контрольная работа
Весь процесс управления пронизан информацией, являющейся основой принятия решений, и построен на оперативной работе с документами, в которых она фиксируется. Поэтому информационно-документационное обеспечение управления (делопроизводство) любой фирмы, учреждения, организации, предприятия рассматривается сегодня как важнейшая обслуживающая функция управления. От её рациональной организации зависит быстрота и оптимальность выбора решения, доведение его до исполнителя, своевременный контроль за исполнением и, в конечном счёте, достижение экономического эффекта в деятельности фирмы, организации, предприятия.
Введение 3
1. Структура службы ДОУ 5
1.1 Организационное построение службы ДОУ 5
2.1 Наименование службы ДОУ 8
3.1 Цель, задачи, функции службы ДОУ 10
4.1 Организационная структура службы ДОУ 12
5.1 Должностной и численный состав службы ДОУ 14
2. Нормативная база делопроизводства 18
2.1 Нормативно-правовые акты 18
2.2 Нормативная база делопроизводства 19
2.3 Система документационного обеспечения управления 21
Заключение 25
Библиографический список 27
– подготовка к докладу
руководству поступающих
– организация своевременного рассмотрения документов руководством организации;
– регулирование хода исполнения документов, прохождения и исполнения документов в установленный срок;
– организация хранения документов в структурных подразделениях;
– организация работы архива в соответствии с правилами, инструкциями и методическими рекомендациями Росархива;
– повышение квалификации работников делопроизводственной службы и архивов;
– организация рабочих мест работников делопроизводственной службы, условий труда сотрудников делопроизводственной службы;
– организация делопроизводства по обращениям граждан;
– разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями организации) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами10.
К контрольным функциям относят:
– контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству (т. е. отправляемых и внутренних документов);
– контроль за сроками исполнения документов;
– осуществление контроля за правильностью оформления и формирования в структурных подразделениях организации дел, подлежащих сдаче в архив;
– организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях;
– обобщение сведений о ходе и результатах исполнения документов, систематическое информирование руководства по этим вопросам;
– обеспечение хранения дел и оперативного использования документной информации.
Методические функции, выполняемые службой ДОУ, включают:
– разработку номенклатуры дел организации, инструкции по делопроизводству, табеля форм документов и других локальных нормативных документов, закрепляющих систему делопроизводства организации;
– проведение экспертизы научной и практической ценности документов;
– проведение совещаний и консультирование по вопросам, относящимся к компетенции делопроизводственной службы11.
Важным вопросом при постановке делопроизводства в организации является определение структуры службы документационного обеспечения управления, её должностного и численного состава.
Структура в системе органов управления рассматривается, во-первых, как устойчивая связь, т. е. взаимодействие элементов управления, во-вторых, как схема распределения общего объёма функций органа управления между структурными подразделениями и схема их взаимодействия.
Структура службы делопроизводства должна определять оптимальный состав её внутренних подразделений, их взаимодействие, характер подчинения12.
Структура службы ДОУ в современной организации зависит от объема документооборота, а также от технологии работы с документами и может быть представлена следующими подразделениями:
– секретариат,
– экспедиция (прием, отправка корреспонденции),
– подразделение (отдел, группа) по регистрации и учету документов,
– подразделение (отдел, группа) по контролю исполнения документов,
– подразделение (отдел, группа) по работе с обращениями граждан,
– подразделение (отдел, группа) по изготовлению документов,
– отдел совершенствования делопроизводства,
– копировально-множительное бюро,
– протокольная группа,
– редакционная группа,
– приемная,
– архив13.
В крупной организации
с большим объемом
Метод установления организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота был сформулирован впервые в Единой государственной системе делопроизводства (Главное архивное управление при Совете Министров СССР, 1974). Согласно этому методу все организации в зависимости от объема документооборота подразделяются на четыре категории:
– 1-я категория – учреждения с объемом документооборота свыше 100 тысяч документов в год;
– 2-я категория – учреждения с объемом документооборота от 25 тысяч до 100 тысяч документов в год;
– 3-я категория – учреждения с объемом документооборота от 10 тысяч до 25 тысяч документов в год;
– 4-я категория – учреждения с объемом документооборота до 10 тысяч документов в год.
Так, согласно вышепредставленной классификации, было установлено, что если объем документооборота учреждения составляет более 10 тысяч документов в год, то для эффективной организации работы с документами необходимо создание службы делопроизводства (или службы ДОУ) как отдельного подразделения. Несмотря на то, что данный метод установления организационной структуры службы ДОУ был предложен более 30 лет назад, в целом он применим и сегодня. Так, например, Бобылева М.П. в своей книге «Эффективный документооборот: от традиционного к электронному» предлагает развитие организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота.14.
– руководители;
– специалисты;
– технические исполнители.
Наименования должностей и квалификационные требования к работникам каждой категории установлены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Наименования должностей, их коды, тарифные разряды установлены в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР – утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37).
В Квалификационном справочнике подчёркивается,
что отнесение служащих к определенной
категории осуществляется в зависимости
от характера преимущественно выполняемых
работ, составляющих содержание труда
работника (организационно-
К категории руководителей, возглавляющих делопроизводственную службу, относятся:
– управляющий делами;
– заведующий канцелярией;
– заведующий общим отделом;
– заведующий протокольным отделом;
– начальник секретариата;
– заведующий экспедицией;
– заведующий центром подготовки документов;
– заведующий копировально-множительным бюро;
– заведующий машинописным бюро.
В их функции входит планирование и распределение работы, подбор и расстановка кадров, координация деятельности службы в целом и её структурных подразделений, контроль за выполнением работ.
В категорию специалистов вошли:
– документовед;
– помощник руководителя;
– инспектор по контролю за исполнением поручений;
– редактор;
– археограф;
– инспектор;
– секретарь коллегии;
– корректор.
Функции специалистов заключаются в выполнении технических и оперативных задач, творческих операций по анализу и обобщению информации, разработке нормативно-методической базы делопроизводства, подготовке проектов документов.
К категории технических исполнителей отнесены:
– экспедитор;
– делопроизводитель;
– стенографистка;
– технический секретарь;
– курьер;
– оператор организационной техники;
– архивариус;
– секретарь-машинистка;
– секретарь-стенографистка;
– секретарь руководителя.
Задача технических исполнителей — передача, фиксация, учёт, доставка и хранение документов.
Добавить к должности наименование «старший» можно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчинёнными ему исполнителями.
Указание в наименовании
должности «ведущий»
Распределение обязанностей
между заместителями
Для эффективной организации работы службы делопроизводства и в целом аппарата управления большое значение также имеет определение оптимальной численности делопроизводственного персонала, которая прежде всего зависит от объёма выполняемых этим подразделением работ и принятой технологии (уровня автоматизации и механизации работы с документами)15.
Для определения численности персонала службы ДОУ используются нормативные документы по труду и организации труда. Нормирование труда работников делопроизводства, в том числе расчет их штатной численности осуществляются на основании следующих документов:
1. Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы по документационному обеспечению управления. М., 1995.
2. Нормативы времени
на работы по
3. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления. М., 1993.
4. Нормы времени на
работы по документационному
обеспечению управленческих
Как правило, определение численности подразделения не входит в обязанности самой службы ДОУ – эта работа проводится отделами труда и заработной платы или экономическими подразделениями, но при необходимости такие расчеты могут провести и работники службы ДОУ. Названные выше нормативные документы по труду содержат методические указания по применению этих документов на практике16.
Деятельность любой организации сопровождается созданием документов; оформление деловой документации в соответствии с действующими правилами обеспечивает защиту интересов организации, повышает эффективность управленческого труда17.
Нормативная база делопроизводства, представляет собой совокупность законов и нормативных правовых актов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации и включает в себя:
• Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;
• Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;
• Правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного характера;
• Правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства;
• Правовые акты нормативного и инструктивного характера по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;
• Государственные стандарты на документацию;
• Унифицированные системы документации;
• Общероссийские классификаторы
технико-экономической и
• Государственную систему документационного обеспечения управления. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ);
• Нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;
• Нормативные документы по организации архивного хранения документов18.
Нормативную базу делопроизводства условно можно разделить на две части: информационный документационный обеспечение управление
1. нормативная база, обеспечивающая технологический процесс делопроизводства;
2. нормативная база, обеспечивающая организацию труда работников делопроизводства.
Первая часть нормативной базы условно делится на несколько групп.
Первая группа - федеральные нормативные акты не прямого действия, в той или иной степени затрагивающие вопросы организации и технологии документирования управленческой деятельности и организации работы с документами. Среди них можно назвать Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс. Для документоведения и делопроизводства очень важен раздел Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», устанавливающий правовой режим документирования информации. По Закону, документирование информации является обязательным условием включения ее в информационные ресурсы. Закон устанавливает порядок документирования информации и называет органы государственной власти, которые обязаны этот порядок обеспечить. Согласно Закону, данная задача возлагается на органы государственной власти, ответственные за: организацию делопроизводства, стандартизацию документов, безопасность Российской Федерации.
Информация о работе Организационные формы служб документационного обеспечения управления