Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 19:48, реферат
В современном мире уже трудно представить какую-либо организацию, которая осуществляла бы свою деятельность без документов. В самым маленьких организациях, где численность персонала можно пересчитать по пальцам, обязательно введена система документирования, понятное дело, что в организациях-гигантах существуют отдельные подразделения, занимающиеся исключительно внутренней документацией предприятия, т.е. документацией, регламентирующей собственно саму деятельность организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ……………….5
1.1. Понятие организационных документов………………………………………….5
1.2. Значение и функции организационных документов...……………….……….....7
ГЛАВА 2. ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ..………….10
2.1. Общие требования к составлению и оформлению организационных документов………………………………………..…………………………………...10
2.2.Устав……………..……….……………………………………………………….12
2.3. Положение………………………………………………………………………..14
2.4. Должностные инструкции………………...………………………….………….17
2.5. Штатное расписание……………………………………………………….….….19
2.6. Структура и штатная численность…………………....…………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….23
Документы, оформляемые на
двух и более страницах, должны быть
пронумерованы, начиная со второй страницы.
Нумерация выполняется
Тексты документов, изготавливаемых с помощью печатающих устройств, на бумаге формата А4 оформляют через 1,5 межстрочного интервала, на А5 - через 1 интервал. Тексты документов, изготавливаемые на компьютере, оформляют через 1 интервал.
За единицу измерения машинописных работ принята одна нормально заполненная страница формата А4, напечатанная с одной стороны. Нормально заполненной считается страница, на которой в зависимости от интервала печатания располагается соответствующее количество печатных знаков (таблица 1) [9].
Таблица 1.
Количество печатных знаков на странице формата А4
Интервал |
Количество строк |
Знаков в строке |
Знаков на странице |
1,5 |
38 -41 |
60 - 64 |
2450 |
1 |
58 - 61 |
60 - 64 |
3630 |
Источник: Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник, МО РФ.-М.: Юрайт, 2012
Строки многострочных реквизитов печатаются через 1 межстрочный интервал и выравниваются по левой вертикальной линии. Составные части реквизитов отделяют друг от друга 1,5 - 2 интервалами, а сами реквизиты - 2 -3 межстрочными интервалами. Максимальная длина строки многострочных реквизитов - 28 знаков.
Набор текста с использованием компьютера осуществляется в текстовом редакторе Microsoft Word, применяется гарнитура шрифта Times New Roman в обычном начертании, размер шрифта - не менее 13 пт. Выравнивание по ширине листа. Реквизиты, состоящие из нескольких строк (кроме реквизита Текст) печатают с интервалом точно 14 пт. Составные части реквизитов отделяются друг от друга одинарным интервалом.
Для каждого формата документов предусмотрено два вида расположения реквизитов заголовочной части. Первый - угловое расположение, при котором наименование организации (предприятия), выпустившей документ, ее адрес, телефон и т.д., а также наименование вида документа размещаются в левом верхнем углу, оставляя в правом углу место для указания сведений об адресате или грифе утверждения. Этот вид используется наиболее часто.
Угловое расположение реквизитов бывает флаговое и центрованное. При флаговом расположении строки реквизитов начинаются от границы левого поля, а правый край строки не выравнивается. При угловом центрованном расположении все реквизиты, расположенные в углу листа, выравниваются (центруются), т.е. находятся на равном расстоянии от границы левого поля и середины листа.
Второй вариант - продольный, при котором реквизиты, включающие сведения об организации, выпустившей документ, наименование документа, размещаются по всей верхней части листа. Этот вариант расположения реквизитов применяют при большом количестве знаков в данных реквизитах [9].
Далее рассмотрим оформление
отдельных видов
2.2. Устав
Все государственные, муниципальные, частные предприятия, общественные объединения действуют на основе устава.
Устав — это свод правил,
регистрирующих деятельность организаций,
учреждений, обществ и граждан, их
взаимоотношения с другими
Общие уставы утверждаются
высшими органами государственной
власти и управления, а уставы общественных
организаций принимаются и
В оформлении уставов должны присутствовать следующие реквизиты: наименование министерства, наименование организации, вид документа, индекс, дата, место издания, гриф утверждения (в случае частного предприятия указать, кем оно зарегистрировано). В реквизите «текст» необходимо предусмотреть такие разделы, как общие положения, основные функции, права и обязанности, руководство, взаимоотношения и связи, производственно-хозяйственная, коммерческая деятельность, имущество и средства, контроль, проверка и ревизия, реорганизация или ликвидация. В зависимости от формы частной собственности (товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество закрытого либо открытого типа и т.д.) разделы в тексте изменяются, добавляются. Включаются, например, такие разделы, как уставной капитал, акции и ценные бумаги, распределение прибыли, формирование фондов и т.д. После текста ставится подпись руководителя[6,115].
В зависимости от вида организации (учреждения) в типовой устав могут быть добавлены другие сведения:
• для банков — перечень проводимых банком операций и его функции;
• для бирж — сведения о максимальном составе членов, порядке их приема, правах и обязанностях, порядке разрешения споров;
• для акционерных обществ — сведения о категории выпускаемых акций, условия их приобретения, размеры долей каждого участника и др [9,236].
Устав оформляется на общем бланке организации. Структура текста и его содержание определяются разработчиками устава, в число его обязательных разделен включаются:
1. Общие положения (определяются цели и задачи организации).
2. Организационная структура (состав структурных подразделений, их функции и взаимосвязи).
3. Регламент организации (формы и методы управлении, нрава и обязанности должностных лиц).
4. Финансово-материальная база (определение размеров основных и оборотных средств, источники, порядок распоряжения средствами и ценностями).
5. Отчетная и ревизионная деятельность.
Первый лист Устава представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Оформление Устава
Источник: Смирнова Е.П. Делопроизводство для секретаря: Пособие – М.: "Омега-Л", 2008, стр. 16
2.3. Положение
Положения — нормативные акты, имеющие сводный кодификационный характер и определяющие порядок образования, компетенцию, организацию работы. Например: «Общее положение о министерствах», «Положение о государственной автомобильной инспекции». Положения могут регламентировать деятельность отдельных должностных лиц. В управленческой практике создают положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых отношений по конкретным вопросам. Например: «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации», «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете» [2].
Наиболее распространенный вид положения — документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности организации или ее структурного подразделения. Положение об организации определяет ее статус, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации. В практике администрирования организаций, имеющих внутреннюю организационную структуру, положение является основным документом, предназначенным для закрепления и разграничения функций каждого структурного подразделения. Структура текста положения и его формуляр унифицированы в УСОРД2. Положение оформляют на общем бланке организации, т.е. этот документ должен содержать наименование организации, структурного подразделения, вида документа, а также дату и гриф утверждения. Текст положения включает следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Цели и задачи.
3. Функции.
4. Права и обязанности.
5. Руководство.
6. Взаимоотношения (служебные связи).
В разделе «Общие положения»
указываются точное наименование структурного
подразделения, степень его самостоятельности,
подчиненность — орган
В разделе «Цели и задачи» в обобщенном виде формулируется главная цель деятельности структурного подразделения и его основные задачи.
Раздел «Функции» — основной раздел положения, он должен включать всестороннюю характеристику деятельности, структурного подразделения, подробный перечень всех функций, которые должны обеспечить решение основных задач.
В разделе «Права и обязанности» перечисляются права, которыми наделяется подразделение для реализации возложенных на него задач. При изложении прав подчеркивается их соответствие действующему законодательству, нормативно-правовым документам Правительства, вышестоящих органов управления и документам, регламентирующим деятельность данной организации.
Раздел «Руководство»
содержит наименование должности руководителя
подразделения, требования к уровню
образования и стажу
В разделе «Взаимоотношения
с другими подразделениями» определяются
взаимосвязи с другими
Положения подписывают должностные лица, являющиеся их непосредственными разработчиками (например, начальники структурных подразделений, заместители первого руководителя и др.), визирует положение юридическая служба (юрисконсульт), утверждает руководитель. Положение обретает юридическую силу с момента утверждения[7].
Как пример представлено Положение об отделе организационной работы Администрации Октябрьского района в Приложении 1.
Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяются учреждениями-разработчиками.
2.4. Должностные инструкции
Инструкция — это правовой
акт, издаваемый органом государственного
управления (или утверждаемый его
руководителем) в целях установления
правил, регулирующих организационные,
научно-технические, технологические,
финансовые и иные специальные стороны
деятельности учреждений, организаций,
предприятий (их подразделений и
служб), должностных лиц и граждан.
Инструкции издаются также в целях
разъяснения и определения
Заголовок инструкции должен четко очерчивать круг вопросов, объектов и лиц, на которые распространяются ее требования (например, «Инструкция о ведении делопроизводства в аппарате администрации Новосибирской области», «Должностная инструкция инспектору по контролю...).
Текст инструкции разбивается по определенной логической схеме на разделы, пункты и подпункты. Как правило, инструкция начинается с раздела «Общие положения», в котором указываются цели ее издания, область распространения, порядок ее применения и другие сведения общего характера. Инструкция является документом постоянного или длительного действия (до замены ее новой).
Поскольку текст инструкции
носит характер указания, в ней
рекомендуются четкие формулировки
со словами, имеющими распорядительное
значение, типа «должен», «следует», «необходимо»,
«имеет право», «не допускается», «рекомендуется»,
«запрещается» и т.д. Текст инструкции
излагается от третьего лица (например:
«Руководители или по их поручению
другие должностные лица государственных
органов, предприятий, учреждений и
организаций должны систематически
анализировать, обобщать предложения,
заявления, жалобы граждан, содержащиеся
в них практические замечания...»),
или в безличной форме (например:
«Повторным предложениям, заявлениям,
жалобам граждан при их поступлении
присваивается очередной