Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:38, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть понятие «текст документа», его формы и процесс подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исторический аспект развития понятия «документ», в частности происхождение, сущность;
2. Рассмотреть особенности текстов документов;
3. Перечислить состав обязательных реквизитов текста документ;
4. Выявить критерии текстов служебных документов.
Введение 2
1. Общая характеристика текстов документов 3
1.1. Понятие «документ», происхождение и сущность 3
1.2. Особенности унификации текстов управленческих документов 6
2. Форма текста документа на конкретном примере и процесс подготовки 9
2.1. Требования к созданию текста документа 9
2.2. Обязательные реквизиты текста документа 14
2.3. Текст служебного документа и его критерии 19
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Оглавление
Введение 2
1. Общая характеристика текстов документов 3
1.1. Понятие «документ», происхождение и сущность 3
1.2. Особенности унификации текстов управленческих документов 6
2. Форма текста документа на конкретном примере и процесс подготовки 9
2.1. Требования к созданию текста документа 9
2.2. Обязательные реквизиты текста документа 14
2.3. Текст служебного документа и его критерии 19
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Документ
на различных современных
Цель работы – рассмотреть понятие «текст документа», его формы и процесс подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исторический аспект развития понятия «документ», в частности происхождение, сущность;
2. Рассмотреть особенности текстов документов;
3. Перечислить состав обязательных реквизитов текста документ;
4.
Выявить критерии текстов
При
написании работы использовались учебные
пособия по делопроизводству различных
авторов, таких как: Васильева И.Н.,
Березина Н.М., Кирсанова М.В., Стенюков
М.В. Кроме этого, в работе использованы
материалы периодических изданий, в частности,
журнал «Делопроизводство».
Понятие «документ» является центральным, фундаментальным в понятийной системе документоведения. Оно отражает признаки реально существующих предметов, служащих объектами практической деятельности по созданию, сбору, аналитико-синтетической обработке, хранению, поиску, распространению и использованию документной информации в обществе.
Это понятие широко используется во всех сферах общественной деятельности. Почти в каждой отрасли знания имеется одна или несколько версий его понимания в соответствии со спецификой тех объектов, которым придается статус документов. Документ является объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется.2
На международном уровне наиболее общим признано определение документа как записанной информации, которая может быть использована как единица в документационном процессе.
В документоведении применяется следующее определение документа: «Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве».
Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Названные в определениях признаки документа предполагают:
- наличие информации, смыслового содержания;
- стабильную
вещественную (материальную) форму,
обеспечивающую долговременное
использование и хранение
- функциональную
предназначенность для
Документ специально создается с целью хранения и передачи социальной информации в пространстве и времени. Именно поэтому его рассматривают как источник информации и средство социальной коммуникации. История возникновения и эволюция толкования термина «документ» изучена недостаточно. За длительный исторический период значение понятия «документ» постоянно менялось.3
Слово документ (лат. documentum - образец, доказательство, свидетельство) происходит от глагола «docere» - учить, обучать.
По другой версии слово «dek» происходит от числа «десять» и связано с тем, что на раскрытых ладонях вытянутых рук насчитывалось десять пальцев. Постепенно корень «dek» был заменен на «doc» в слове «doceo» - учу, обучаю, от которого были образованы слова «doctor» - ученный, «doctrina» - учение, «documentum» - то, что учит, поучительный пример. В этом значении слово документ использовалось Цезарем и Цицероном. Позднее оно приобрело юридическое звучание и стало означать «письменное доказательство», «доказательство, почерпнутое из книг, подтверждающих записей, официальных актов». В значении письменного свидетельства слово «документ» употреблялось от средневековья до XIX в. Из латинского языка оно заимствовано во все европейские языки.4
В русский язык слово «документ» пришло во времена Петра I, как заимствованное их немецкого и польского языков, - в значении письменного свидетельства. В начале XX в. оно имело два значения:
a) любая бумага,
составленная законным
б) вообще любое письменное свидетельство.
Ко второй половине XIX в. в справочных изданиях некоторых стран мира появляются производные от слова «документ» термины: документация - в значении подготовки и использования подтвержденных документами доказательств и полномочий; документный - относящийся к документу.
В конце XIX в. наблюдается тенденция к сужению границ понятия «документ»: сначала оно рассматривалось как любой предмет, служащий для получения и доказательства, затем - как письменное свидетельство, подтверждающее определенные правовые отношения. Понятие использовалось преимущественно в юридическом значении.
Начиная с 1950-х годов в официальной терминологии слово «документ» трактуется в узком, широком и самом широком значении. Узкое значение сводилось к деловой бумаге, письменному удостоверению, историческому источнику.5
Существенный вклад в уточнение и развитие понятия «документ» как одного из основных в документоведении, информатике, документалистике, библиотековедении и библиографоведении внесли Г.Г.Воробьев, Р.С.Гиляревский, О.П.Коршунов, А.И.Михайлов, А.В.Соколов, Ю.Н.Столяров, А.И.Черный, Г.Н.Швецов-Водка и др. Документалисты и информатики первыми отказались от самого широкого значения документа, ограничив его содержание обязательными атрибутивными элементами: наличие информации и материального носителя (Г.Г.Воробьев). В 1960-е годы А.И. Михайлов, А.И.Черный и Р.С.Гиляревский, помимо названных, вводят функциональный признак документа. Согласно их определению, документ - это материальный объект, содержащий закрепленную информацию, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени.6
В России в начале 1990-х годов практически одновременно, уточняя смысл понятия «документ» О.П.Коршунов, А.В.Соколов, Ю.Н.Столяров предложили трактовать его как материальный объект - носитель социальной информации.
Таким образом, за длительный исторический период значение понятия «документ» постоянно менялось. И до настоящего времени применяются определения, то придающие ему самый широкий смысл, то сужающие его понимание до одного какого-нибудь вида документа. Оперируя понятием «документ», необходимо всякий раз уточнять, какое именно значение в него вкладывается, для решения теоретических или практических задач.7
Развитие документирования управленческой деятельности, направленное на совершенствование документа как инструмента управления, четко выделило два составных компонента управленческого документа: формулярную часть (формуляр) и текстовую часть (текст), которая содержит сведения о конкретных управленческих ситуациях и является основанием для дальнейших управленческих действий. Для начала рассмотрим следующие варианты определения текста. Текст (от лат. textus — ткань, сплетение) — в лингвистике понимается как продукт речевой деятельности, относящийся к «речи» в ее противопоставлении «языку». В общем понимании, термин «текст» применяется к любой знаковой последовательности, способной выступать как самостоятельный знак. Делая вывод из выше предложенных определений, можно сказать, что текст – это любая информация зафиксированная на каком-либо носителе и несущая в себе всю или основную честь речевой информации документа.
Рассмотрим ряд особенностей
управленческих документов, обусловленных
спецификой их
Так же выделяют основные
- унификация
структуры текста - выбор последовательности
расположения смысловых
- унификация
языковых средств выражения
-разработка
унифицированных текстов в
Что касается основы
Особое внимание нужно акцентировать
на том, что текст
Ясность текста или отдельного
предложения достигается
Точность текста или предложения
заключается в правильном
Одной из важнейших черт
Если же речь идет о деловом
стиле, то этот стиль требует
специфических средств
Таким образом, в унификации
текстов выделяют три основных
этапа, в которых в дальнейшем
становился видно структуру
Информация о работе Понятие и особенности текстов документов