Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:56, курсовая работа
Исходя из актуальности, целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности банка АКБ «Новокузнецкий Муниципальный банк» ОАО (далее АКБ НМБ ОАО).
На основе поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и виды коммерческих банков;
Определить функции коммерческих банков;
Определить принципы коммерческих банков;
Определить роль коммерческих банков;
Дать характеристику банка (на примере АКБ НМБ ОАО);
Проанализировать операции банка (на примере АКБ НМБ ОАО);
Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности банка; 32
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности коммерческих банков.
Понятие и классификация коммерческих банков 5
Функции и принципы коммерческих банков 8
Роль коммерческих банков 12
Глава 2. Анализ деятельности коммерческих банков с физическими лицами (на примере ОАО Новокузнецкий Муниципальный банк)
2.1 Характеристика банка 16
2.2 Анализ операций 18
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию деятельности банка 27
Заключение 29
Список использованных источников литературы
Задача банков –
создать такие формы
Третья
функция банков –
Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим риском, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы ориентированы на совершение расчетных операции между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутри банковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками.
В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.
В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. [7, C. 355]
В соответствии с Положением о выпуске и обращения ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 год., банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (инвестиционного брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. [1]
Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические (агентские) функции при купле продажи ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантии по их размещению в пользу третьего лица; куплей продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. [7, C. 359]
Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерство финансов РФ, дающий право на совершение операции с привлечением средств граждан.
Таким образом, коммерческие банки выполняют специфичные функции, обращенные не вообще к экономическим институтам, а именно к банкам, тем самым проявляя свою сущность.
Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает:
¾ концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства;
¾ упорядочение и рационализацию денежного оборота.
Банки являются собирателями временно свободных денежных ресурсов для их последующего направления тем хозяйствующим субъектам, которые нуждаются в дополнительных ассигнованиях. Аккумулируемые банками денежные средства, их последующее перераспределение дают возможность не только поддержать непрерывность производства и обращения продукта, но и ускорить воспроизводственный процесс в целом. [15, C. 376]
Банки, возникшие на базе развития капитала, товарного и денежного обращения, как никто другой обладают свойством упорядочения и рационализации денежного оборота. Уже на ранних стадиях банковского дела банкиры обеспечивали хранение денежных средств, их перевод в соответствии с торговыми операциями как внутри страны, так и во внешнеэкономическом обороте, выступали в роли менял денежных знаков одной страны на валюту других стран. С тех пор технология и масштабы банковского дела существенно видоизменились.
Банки стали неотъемлемыми атрибутами современной экономической жизни. Без их содействия невозможно представить деятельность предприятий, их объединений, отдельных юридических лиц и граждан. [15, C. 377]
Упорядочение и рационализация денежного оборота достигается не только вследствие расчетов, организуемых банком, внедрения наиболее совершенных и экономичных форм платежей, но и посредством более рационального использования ресурсов предприятия. По денежным средствам, помещенным в банк, предприятия и граждане могут получать определенный процент по вкладам, бесплатные другие услуги. В целом банки могут выполнять по поручению клиента работу по управлению денежными и материальными средствами. Деньги, находящиеся в банке, не просто хранятся на счетах, они совершают кругообращение, позволяющее получить дополнительную прибыль, как их владельцам, так и кредитному учреждению.
Роль банка условно
можно рассматривать с
Важно рассматривать банковскую деятельность не только саму по себе, но и в увязке с общеэкономическими показателями.
Влияние роли банка на общеэкономические показатели можно проследить на примере его деятельности в области кредитования хозяйства. Объем этой деятельности не дает полной картины назначения банков. Так, в период экономических кризисов потребность в кредитах значительно возрастает. Предприятия чаще испытывают острые финансовые затруднения, взаимные неплатежи по самым различным причинам (трудности сбыта, невыполнение правительством обязательств по оплате заказов, несостоятельность должников и др.) достигают колоссальных размеров, вызывают резкое увеличение потребности в кредите как платёжном средстве.
В этих условиях
полное удовлетворение банками
потребности предприятий в
Назначение банков как кредитных институтов от этого не уменьшается. Банки не могут безоговорочно увеличивать кредитную помощь всякому клиенту, который в ней нуждается, так как они сами работают преимущественно на чужих деньгах. Повышенный риск не возврата кредита обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику. Это не означает, что банк полностью прекращает свою кредитную деятельность. Банк всегда останется, прежде всего, кредитным институтом, перераспределение им временно свободных денежных средств продолжается; сокращаются лишь объемы кредитных вложений как в силу общих макроэкономических показателей состояния производства, так и в силу существенного сокращения тех ресурсов, которые могут аккумулировать банки на нужды кредитования. [9, C. 436]
Качественная сторона роли банка достигается посредством проведения сбалансированной политики, направленной как на эффективность производства, так и на эффективность банковской деятельности. Исходя из того, как банку удаётся на практике проводить такую политику, в конечном счете, и определяется результат - выполнял ли он своё назначение в экономике, была ли роль банка положительной или негативной. [9, C. 442]
При оценке роли банка важно видеть и его общественное назначение. Банк с позиции собственности представляет собой неоднородный институт.
Общественное назначение коммерческого банка проявляется в том смысле, что они работают не ради своей собственной прибыли, а прежде всего ради прибыли их клиентов. [4, C. 324]
Большое воздействие на данный процесс оказывает сложившийся менталитет, представление банкиров об общественных ценностях и долге. Чем быстрее в сознании банкиров утверждается идеология деятельности, направляемая на удовлетворение потребностей их клиентов, тем в большей степени сказывается их позитивная роль в общественном развитии. Из всего спектра потребностей хозяйства банк как общественный институт обязан выбрать те из них, которые при его активной поддержке позволят получить большую прибыль, повысить рентабельность, как предприятия заемщика, так и его самого. [4, C. 329]
Таким образом, коммерческие банки выступают в роли финансовых посредников, предоставляя кредиты и другие виды банковских услуг народному хозяйству, в частности отдельным секторам экономики. Также роль коммерческих банков заключается в проведении сбалансированной политики, направленной на эффективность производства и на эффективность банковской деятельности.
Глава 2. Анализ деятельности коммерческих банков с физическими лицами (на примере АКБ «Новокузнецкий Муниципальный банк» ОАО)
2.1 Характеристика банка
Для проведения исследования финансового состояния банка выбран АКБ «Новокузнецкий Муниципальный банк» ОАО (учрежден в 1994 году, банковская лицензия 2865 от 25 июля 2003 года).
Банк целенаправленно
развивает свою деятельность, в том
числе в области научно-
На протяжении всей
своей деятельности информационно-технологическая
политика Банка нацелена на обеспечение
максимально комфортного и
Располагая собственной коммуникационной сетью, Банк обеспечивает надежное проведение срочных платежей внутри города, а также предоставляет услуги ускоренных платежей через электронную сеть Банка России, при помощи банков-корреспондентов и с использованием международных платежных систем.
Одно из перспективных направлений развития Банка - работа с пластиковыми картами. Банк является активным участником платежной системы «Золотая корона».
В 2003 году Банк активизировал реализацию зарплатных проектов с применением банковских карт для работников предприятий бюджетной сферы г. Новокузнецка, в том числе образования и здравоохранения, и внедрил проект «Кредитная карта».
Так же Банком был запущен новый банковский продукт - банковская карта, которая соединила в себе преимущества дисконтной карты системы "Золотая середина" и банковской карты системы "Золотая корона", начато осуществление денежных переводов клиентов по системе Western Union.
Расширены возможности системы приема жилищно-коммунальных платежей «Квартплата», которая за несколько лет применения подтвердила свои достоинства.
Банк постоянно модернизирует аппаратное и программное обеспечение, создает и внедряет новые информационные технологии для повышения уровня качества обслуживания клиентов, соблюдения конфиденциальности и сохранности данных.
Для удобства Клиентов
Банка в части управления счетами
в режиме реального времени активно
развиваются системы «Банк-
Сильные стороны Банка: имидж надежного, устойчивого Банка; сильная конкурентная позиция Банка в Сибирском регионе, статус динамично развивающего Банка; налаженные отношения, личные деловые связи с представителями власти (администрации г. Новокузнецка и области); устойчивая клиентская база; налаженные партнерские отношения с банками Новокузнецка; отлаженные технологии обслуживания клиентов, внутренние бизнес-процессы; широкий спектр востребованных услуг; широкая инфраструктура оказания услуг, Банк представлен в каждом районе города;
Слабые стороны Банка: недостаток собственных средств; необходимость жесткого ограничения расходов на развитие технологий, что связано с недостатком собственных средств; недостаток профессиональных кадров на отдельных участках деятельности.
2.2 Анализ операций
АКБ НМБ ОАО предоставляет кредиты физическим лицам на приобретение недвижимости, автотранспортных средств, а также на потребительские нужды под: