Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 08:02, курсовая работа
Банковская система Великобритании - одна из наиболее развитых в мире. Финансовые учреждения страны предоставляют широчайший спектр услуг - консультационных, юридических, бухгалтерских, управленческих. Дерегулирование усилило тенденцию к диверсификации финансовых услуг, оказываемых банками, универсализации их деятельности. Так, коммерческие банки оказывают услуги, которые раньше предоставляли торговые банки, вторгаются в сферу страхования, присоединяют компании, специализирующиеся на выдаче потребительского кредита.
Однако Акт 1979 года не смог предотвратить ряд серьезных кризисных явлений в 80-х годах (в частности, речь идет о нашумевшем банкротстве банковской группы Джонсон Меттью Бэнкерс в 1983-1984 годах). В связи, с чем в 1987 году был подписан новый законопроект по банковскому делу, Банковский акт 1987 года частично изменил систему защиты вкладов. “Схема защиты депозитов” в целом осталась прежней, с разницей, что максимальная сумма вклада, по которому давалось 75% компенсаций, увеличилась до 15 000 фунтов стерлингов.
И вот в феврале 1994 года обанкротился знаменитый банк Barings Великобритании с безупречной историей, насчитывающей 233 года. Его председатель правления молодой Ник Месон обанкротил тысячи вкладчиков, владельцев банка, английскую разведку и лично королеву Великобритании.
В настоящее время в Англии депозиты вкладчиков защищены только на 3/4 внесенной суммы. Максимальный размер компенсации составляет 20 000 фунтов стерлингов (30 000 $ США).
В 1994 году с целью упорядочения защиты депозитов в Англии принята соответствующая Директива ЕС. Основные нововведения:
1.3
Особенности функционирования
банковской системы
Великобритании, проблемы
и направления
ее совершенствования
Управляющий
Банком, его заместители и 16 директоров
Банка Англии формально назначаются королевой,
но фактически кандидатуры определяются
министром финансов после консультаций
с управляющим. Кандидатура самого управляющего
выдвигается с учетом мнения руководящих
работников центрального банка. Управляющий
и его заместители назначаются сроком
на пять лет, директора — на 4 года. Ежегодно
заменяются 4 из 16 директоров. Четыре исполнительных
директора работают в банке на постоянной
основе, а остальные 12 представляют коммерческие
банки, промышленность, научные круги,
профсоюзы. Совет директоров проводит
еженедельные заседания, но в принятии
политических решений не участвует. Деятельность
Совета директоров направлена главным
образом на обеспечение учета мнений представителей
различных кругов в деятельности центрального
Банка.
Согласно
действующему законодательству правительству
предоставлено право освобождать работников
от перечисленных руководящих должностей
до истечения указанного срока (посредством
королевского указа). В отношении управляющего
такая санкция еще никогда не применялась.
Такое сильное влияние правительства
на решение кадровых вопросов в центральном
банке наглядно иллюстрирует тот факт,
что Банк Англии не относится к числу независимых
центральных банков и подотчетен министру
финансов, который несет ответственность
перед парламентом за денежно-кредитную
политику.
Ежегодно правительство объявляет направления
среднесрочной финансовой стратегии.
В
отчётах даётся независимая оценка
текущего уровня инфляции, тенденций её
развития и возможных отклонений от заданных
ориентиров.
При составлении отчётов во главу угла
ставится достижение предельной объективности
и непредвзятости, исключается возможность
оказания какого-либо давления на Банк:
о содержании документа Минфин узнает
только после его публикации. Отчёт содержит
инфляционный прогноз на два года вперёд.
В процессе подготовки отчёта в Банке
проводится серия совещаний, где даётся
оценка новым и неучтённым в предыдущем
прогнозе фактам, сравниваются по аналогии
ситуации из прошлого опыта и обсуждаются
возможные меры воздействия на них, определяются
природа и количественные характеристики
рисков. Банк Англии не работает с большими
макроэкономическими моделями, хотя не
отказывается от моделирования отдельных
экономических процессов и ситуаций.
В
процессе подготовки к встрече на основе
последних данных в Банке готовился ежемесячный
финансово-экономический отчёт, который
затем обсуждался в Комитете по денежно-кредитной
политике под председательством заместителя
управляющего ЦБ с участием аналитиков
и ведущих специалистов. В процессе обсуждения
реально сложившаяся ситуация сравнивалась
с прогнозами и формулировались рекомендации
по принятию возможных мер. Затем рекомендации
и анализ рассматривались на заседании
Комитета по денежно-кредитной политике
под председательством управляющего ЦБ;
выводы комитета направлялись в Минфин.
Примерно по той же схеме велась работа
и в Минфине. Последним мероприятием перед
встречей глав Минфина и ЦБ было совещание
представителей руководства Банка и Минфина,
возглавляемых соответственно заместителем
управляющего ЦБ и постоянным секретарём
Минфина. Здесь происходило сравнение
фактических материалов, и сопоставлялись
результаты их анализа. Итоги совещания
докладывались руководству Минфина и
Банка.
На встрече министра финансов и управляющего
ЦБ со стороны Банка присутствовали заместитель
управляющего и два директора, в сферу
ведения которых входят вопросы устойчивости
национальной валюты. Управляющий Банком
Англии зачитывал заранее подготовленное,
выражающее точку зрения Банка выступление,
которое полностью публиковалось в печати.
Министр финансов делал аналогичное заявление,
и после обсуждения формулировал своё
решение. Банк выполнял принятое решение
при своей интервенции на денежном рынке,
иногда в тот же день.
Министр финансов может давать прямые
распоряжения Банку
Англии после консультаций с управляющим,
однако до настоящего времени таким правом
не пользовался, так как разногласия урегулировались
путем согласований. Тем не менее, Закон
о Банке Англии предусматривает доминирующую
позицию Минфина над Банком Англии.
Великобритания (население — менее
1 % от мира в целом) сохраняет важную роль
в мировой экономике. Страна входит в пятёрку
наиболее развитых стран мира и производит
порядка 3 % (2006 г. — 3,2 %) общемирового ВВП
(по паритету покупательной способности
национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её
доля равна 4,6 % (20006 г. — 5,2 %), в их импорте —
5,1 % (5,6 %). При этом имеет место сокращение
удельного веса страны в мировой торговле.
Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее десятилетие
оставалась стабильной. Рост реального ВВП
на душу населения в среднем был выше,
чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция — ниже.
В 2008 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8 %, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже (2,3 % против 2,5 %). С 2002/2003 финансового года в Великобритании ухудшалась ситуация с размером дефицита государственного бюджета, и в 2004/2005 финансовом году его величина достигла 3,3 % ВВП. Однако в 2006/2007 финансовом году этот показатель снизился до 2,8 % ВВП. Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями (1-ое место в мире, первичный рынок), две пятых — иностранными активами (1-ое место) и деривативами (1-ое место, т. н. «торговля через прилавок»), немногим менее трети валютных операций (2-ое место после США), осуществляется пятая часть международных заимствований (1-ое место). На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования (1-ое место) и одна пятая — морского страхования (2-ое место). Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.
В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля морскими судами).
Объём российских инвестиций, накопленных в Великобритании по состоянию на 1 января 2007 г., достиг 469 млн.долл. США, что менее 0,01 % иностранных инвестиций, поступивших в британскую экономику (прямые инвестиции — 76,3 % (2005 г. — 87,9 %, 2004 г. — 98,7 %); портфельные инвестиции в 2006 г. как и годом ранее — менее 0,1 % (2004 г. — 0,4 %); прочие инвестиции — 23,5 % (2005 г. — 12,1, 2004 г. — 0,9 %). При этом Великобритания занимает восьмое место среди стран-реципиентов российских инвестиций, уступая Украине, Кипру, Багамским островам, Австрии, Люксембургу, Нидерландам и США. По данным Росстата, по итогам 2006 г. Великобритания заняла по объему текущих инвестиций в Россию среди стран-инвесторов второе место (2005 г. — третье место), вложив в экономику нашей страны 7,0 млрд.долл. (12,7 % от общего объема текущих иностранных инвестиций в экономику России). В отраслевом разрезе Великобритания была первой по объему текущих инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (27,4 % иностранных инвестиций, вложенных в отрасль, оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспорта, бытовых изделий (27,9 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (47,6 %), второй — в обрабатывающие производства (10,3 %), в том числе в производство кокс и нефтепродукты (16,2 %), третьей — в химическое производство (12,7 %), транспорт и связь (15,2 %). По размерам накопленных иностранных инвестиций в российской экономике Великобритания занимает пятое место. По состоянию на 31 декабря 2006 г. их объем составил 11,8 млрд.долл., в том числе прямые накопленные инвестиции — 2,9 млрд.долл.
Движение
капитала — ведущая форма участия Великобритании
в международных экономических отношениях.
Страна занимает важное место в экспорте
и импорте ссудного и предпринимательского
капитала. Она второй по величине экспортер
капитала в форме прямых капиталовложений —
11,7 % мирового экспорта иностранных прямых
инвестиций (2005—2006 гг.). Основные объекты
приложения британского капитала — Северная
Америка и страны ЕС. В США британские
инвестиции — крупнейшие, они составляют
свыше 18 % всех иностранных капиталовложений.
Крупные капиталовложения сосредоточены
в КНР, Бразилии, на Бермудах. Одновременно
Великобритания — один из крупнейших объектов
приложения иностранного капитала (8,0 %
мирового объема иностранных прямых капиталовложений).
Фирмы, контролируемые иностранным капиталом,
обеспечивают 30,5 % продукции обрабатывающей
промышленности (20,3 % в 1998 г.), где иностранные
капиталовложения сосредоточены, прежде
всего, в наукоемких отраслях (электроника,
фармацевтика), а также в автомобилестроении.
Иностранные ТНК занимают передовые позиции
в нефтедобыче и нефтепереработке, в кредитном
секторе. Свыше 30 % иностранных прямых капиталовложений
контролируется корпорациями США.
2.
Практическая часть
1. Денежная масса
Задача 1. На основании данных, приведенных в таблице, рассчитайте показатели М0, М1, М2 и М3.
Форма хранения денег | Объем вкладов, млрд. руб. |
Средства на текущих счетах в коммерческих банках | 143,8 |
Облигации федерального займа | 278,4 |
Депозиты сроком на 2 года | 57,4 |
Депозиты до востребования | 31,8 |
Денежные средства, находящиеся у физических лиц | 21247 |
Облигации государственного сберегательного займа | 384,7 |
Средства на расчетных счетах предприятий в коммерческих банках | 298,7 |
Денежные средства в кассах предприятий и организаций | 241,3 |
Денежные средства в операционных кассах коммерческих банков | 267,2 |
Депозиты сроком на 3 года | 48,6 |