Банковские карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:45, дипломная работа

Краткое описание

Настоящая дипломная работа призвана обобщить как исторические корни расчетных систем пластиковых карт, так и их финансовую основу и перспективу развития.

Содержание

Введение



I. Теоретические основы использования пластиковых карт



1.1 История возникновения пластиковых карт



2.1 Виды пластиковых карт



3.1 Мировой опыт использования пластиковых карт



4.1 Российский опыт использования пластиковых карт



II. Операции Сбербанка с пластиковыми карточками



1.2 Виды пластиковых карт Сбербанка



2.2 Операции с пластиковыми картами.



2.3 Особенности расчетов с пластиковыми картами



III. Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами



3.1 Анализ работы Сбербанка с пластиковыми картами



3.2 Основные направления и перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт



Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Все о пластиковых картах.docx

— 118.01 Кб (Скачать файл)

3.2 Основные направления  и перспективы развития отечественного  рынка пластиковых карт.  

На основании анализа  систем расчетов пластиковыми карточками Сберегательного банка Российской Федерации, можно сделать вывод, что рынок пластиковых карт в  последнее время развивается  бурно.  

По данным Центробанка  РФ, рынок эквайринга карт за прошлый год превысил 1 млрд долл. Это свидетельствует о том, что растет не только количество, но и качество. Люди стали пользоваться картами каждый день, они расплачиваются ими за товары и услуги . В Москве еще 5-6 лет назад держатели пластиковых карт пользовались только банкоматами. Сейчас такая картина наблюдается в регионах, где карты являются средством выдачи зарплаты. Но идет постепенное смещение: "зарплатные" карты становятся платежным средством. Для этого перехода важны 2 вещи. Во-первых, у нас еще недостаточно развита инфраструктура приема карт . еще не везде принимают карты. Это связано с тем, что большинство мелких точек не показывают безналичные обороты, не хотят лишний раз светиться. Многие точки регистрируются как ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) и работают по упрощенной бухгалтерии. Во-вторых, до 1 января 2004 года существовал налог с продаж, который также взимался при расчетах с использованием пластиковых карт, как и с наличных денег, брали налог с продаж. Это дестимулировало развитие рынка пластиковых карт. Однако сейчас ситуация существенно отличается от той, которая была 5-6 лет назад, когда карточки были уделом дорогих элитных магазинов и бутиков, самых дорогих супермаркетов. Сейчас это вполне демократичный инструмент .  

2003 г. - это год  старта активного потребительского  кредитования в России . Кредитная карта - следующая ступень развития потребительского кредита после экспресс-кредитования в таких областях, как торговля электроникой, бытовой техникой и спортивными товарами. На настоящий момент средний объем потребительского кредита составляет 15-20 тыс. руб. или 500-700 долл. Во всех цивилизованных странах, где хорошо развит карточный рынок, такие кредиты выдаются с помощью кредитных карт на основе статистических исследований, скоринга . В ближайшие 2-3 года ситуация кардинальным образом изменится, так как банки заинтересованы в доходности бизнеса, а прибыль лежит именно в развитии кредитных карт. Кредитные карты начнут постепенно вытеснять классическое потребительское кредитование, так как стоимость обслуживания таких кредитов достаточна высока . Каких же карт будет больше, овердрафтных или револьверных? Тут различия идут по рискам. По мнению экономистов, револьверные карты будут популярны. Хотя однозначно предсказать невозможно. Это зависит от ситуации. Технически создать ту или иную карту достаточно просто. Все будет зависеть от того, что покажет статистика: на каких картах зарабатывается лучше, где риски меньше - тем путем и пойдет развитие .  

Ко-брэндовые проекты - это один из приоритетных путей развития пластиковых карт для "добровольных" клиентов. Человек приобретает такую карту не потому, что на нее начисляют зарплату, а с целью ее активного использования, с возможностью получать при этом какие-то преимущества в виде дисконтов, бонусов. Как правило, самые успешные ко-брендовые проекты делаются торговыми сетями . Но активное развитие дисконтных карт, которые выпускали практически все сети, постепенно идет на убыль. Сейчас в России практически все выдают дисконтные карты, и лояльность покупателей к этому продукту постепенно снижается. В этой связи в последнее время торговые сети приходят к мысли, что карточка должна быть не чисто дисконтной, а скорее бонусной и должна быть соединена с каким-то функционалом, желательно платежно-кредитным. В этом случае увеличивается покупательная способность клиентов, так как это связано с кредитными лимитами, которые банки готовы предоставить держателям таких карт.

Для того чтобы успешно  конкурировать с международными платёжными системами на равных, россиянам  необходимо объединяться. Идея, предусматривающая  создание единой национальной платёжной  системы, уже обсуждается более 10 лет. Её выгодность вполне очевидна, поскольку  объединение должно повысить доходность пластикового бизнеса в России как  за счет валового объёма комиссионных от резкого роста транзикаций, так и за счёт отказа от их дележа с международными платежными системами.  

Для россиян владение карточкой, принадлежащей отечественной  платежной системе, обходится в  среднем в два-три раза дешевле, чем международной. Банки же помимо вступительных взносов и ежегодных  процентов, отчисляемых в пользу МПС, вынуждены держать депозиты на счетах в иностранных банках, тем самым отвлекая значительные средства из своего оборота (объем депозитов  только по одной Visa оценивается в 150 млн долларов). В РСП требование к участникам значительно мягче. Стоимость организации выпуска МПС обходится банку как минимум в 50-100 тыс. долларов, а российской системы – от 30 тыс. долларов.  

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС) РФ завершила анализ рынка  пластиковых карт в России. Согласно данным службы, лидером среди платежных  систем на отечественном рынке является Viza, доля которой по объему совершенных операций по итогам 2004 года составляет 40,25 %, по количеству выпущенных карт – 36,89%. Платежная система Сбербанка «Сберкарт» занимает 20,53 % и 10,84 %, MasterCard – 6,94% и 22,76% соответственно.  

Доля международных  платежных систем на рынке пластиковых  карт РФ по объемам совершенных в 2004 году операций и количеству карт составляет 47,32 % и 59,8 % соответственно. Среди международных платежных  систем в России по итогам 2004 года лидером  является Viza, далее следует MasterCard .  

В России в количественном выражении безусловно наиболее популярны карты категории Electron/Plus. Такую карту любой банк готов выдавать практически каждому обратившемуся. Риск по этой карте минимален, овердрафт практически невозможен. Если по категории Classic/Mass хотя бы минимальная проверка клиента необходима, то по Electron этого не надо делать. Карту Electron можно получить в момент обращения. Такие карты и в дальнейшем будут превалировать. Человек с невысоким доходом, зарплатник, как правило, пользуется картами категории Visa Electron и Cirrus/Maestro. Люди с более высокими доходами, работники крупных предприятий, менеджеры среднего звена, те, кто ездит за границу, пользуются картами категории Classic/Mass. С ними проще получить визу, арендовать машину, забронировать гостиницу и авиабилет . За счет развития сегмента кредитных карт в 2004 г, давление на рынок выросло, в результате чего цена на кредиты упала. Вырос также объем платежей, соответственно вырос и сам рынок.  

Перспективы рынка  карт в стране в целом эксперты справедливо связывают с доверием к банкам-эмитентам, с устойчивостью  банковской системы в целом.В то же время, как московских, так и региональных банкиров беспокоит слабая законодательная база, регулирующая отношения в сфере пластиковых карт как отечественных, так и международных. Это является одной и причин, согласно которой российские граждане предпочитают международные карты, эмитируемые зарубежными банками (доля таких карт по различным оценкам достигает не менее ½ от общего количества карт, обращающихся на российском рынке).  

Те темпы роста, которые рынок демонстрирует  сейчас, будут сохраняться и развиваться вместе с темпами экономического роста. Увеличение количества карт будет достигать 100% в год, а обороты по картам возрастать на 50-60%. Карточный бизнес будет развиваться, если будет расти потребительский рынок.  

Заключение  

Подводя итоги исследованиям  в области развития карточного бизнеса  и отслеживании тенденций в развитии одного из самых молодых карточных  рынков – российском, в том числе  изучения состояния работы на этом направлении в самом крупном  банке страны – Сбербанке РФ, можно сделать ряд выводов.  

Во-первых, следует  отметить, что рынок банковских услуг  в целом претерпел значительные изменения и выжившие в условиях финансовых кризисов, наиболее жизнеспособные банки вынуждены развернуть между  собой борьбу за привлечение наиболее выгодных, наиболее богатых клиентов. Одним из важных составляющих этой борьбы является расширение спектра  предоставляемых услуг, в том  числе и за счет операций с магнитными карточками. При этом, с учетом международного опыта, неизбежным представляется развитие тенденции к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему. Учитывая специфику положения на финансовом рынке Сбербанка России именно ему удобнее и выгоднее всего выступить в качестве координатора этой системы. Причем и всем остальным участникам будет наиболее удобно и выгодно, если эти функции останутся за Сбербанком России.  

Во-вторых, в силу конкурентной борьбы за клиентов участники  систем карточных расчетов неизбежно  будут стремиться к снижению стоимости  своих услуг, удешевлению стоимости  карточек для клиентов и расширению спектра применяемых финансовых схем (в том числе и схем кредитования с использованием банковских карт).  

В-третьих, развитие инфраструктуры рынка банковских карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате банковские карты, банкоматов, расчетных центров  и т.п.) не отстает от темпов выпуска  банковских карточек.  

В-четвертых, специфика  российского рынка состоит в  том, что рынок развивается в  основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80% всех выпущенных карт.  

В-пятых, большинство  как российских, так и зарубежных банков идут по пути диверсификации своего карточного бизнеса путем присоединения  к международным системам расчетов, членстве в российских системах и  развития собственных карточных  программ. Однако такая стратегия  развития содержит в себе потенциальную  опасность приобретения оборудования для обслуживания карточек устаревших международных систем, что может  послужить в будущем тормозом во внедрении более современных  ЧИП-технологий.  

В-шестых, российские банки – эмитенты банковских карт в большинстве своем выпускают  в обращение дебетовые карточки в связи с особенностями экономической  ситуации в стране (инфляция, платежный  кризис, повышенные финансовые риски  и т.д.). Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому  при выдаче даже международной кредитной  карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит суть «кредитной сделки»  под сомнение. Фактически, выпущенные российскими банками карты в  настоящее время выполняют исключительно  функцию «электронного кошелька». При этом, с развитием конкуренции  на рынке банковских карт, клиент несомненно будет работать с тем банком, который не только пользуется его деньгами, но и позволяет в случае необходимости оперативно получить определенную сумму в кредит и предлагает наиболее выгодную и удобную схему его погашения.

В-седьмых, большинство  карточек, эмитируемых в России являются магнитными вследствие относительно низкой себестоимости их производства. При этом банки вкладывают огромные средства в создание дорогостоящей инфраструктуры для обслуживания этих карт. Но основным фактором, препятствующим сегодня западным странам быстро перейти к электронным картам, является развитая инфраструктура для обслуживания магнитных карт. Им нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Россия и ее банки сегодня обладают уникальной возможностью перешагнуть через этап развития традиционных, но устаревших платежных схем. И в этом отношении знаменателен факт появления на российском рынке современных микропроцессорных карточек, которые выходят на передовые рубежи не только отечественной, но и зарубежной систем расчетов.  

Темпы развития карточного бизнеса в Сберегательном банке  РФ, его ориентация на новейшие достижения в этой области позволяет с  оптимизмом смотреть на будущее безналичных  расчетов в России. Причем чем более  широкие слои населения охватит  карточная программа Сбербанка, тем больше выгод она принесет как самому банку, так и его  клиентам и финансовой системе всего  государства.  

Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий:  

1. механизм расчетов  по карте должен быть не  менее удобен, чем с использованием  наличных денежных средств.  

2. пользование картами  должно быть доступным, то есть  минимальным по стоимости и  выгодным клиенту.  

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это  действительно так, - несмотря на целый  ряд проблем, российский рынок пластиковых  карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие  надежды.  

Приложение 1.  

Карточная система  

Схема 1.1  

Приложение 2  

Банки – участники  системы “MasterCard - Europay”  

Таблица 1.1

Район  

количество банков  

Канада  

Европа  

Латинская Америка  

Средний Восток / Африка  

Азия / Океания  

626  

7 691  

339  

96  

314  

ИТОГО:  

21 747  
 

Приложение 3  

Таблица 2.1  

  

Приложение 4  

Виды пластиковых  карт.  

 Схема 2.1  

  

Приложение 6  

Микропроцессорные банковские карты СБЕРКАРТ  

Таблица 2.2

Наименование карточного продукта  

Тариф  

За первый год  обслуживания  

За каждый последующий  год обслуживания  

по основной карте   

Информация о работе Банковские карты