Банковские операции, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система и ее определяющий элемент - коммерческие банки - несущая конструкция рыночной экономики. Банкам отводится одновременно роль ведущих хозяйственных субъектов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата. Банки обслуживают практически всех субъектов хозяйствования и от их стабильности зависит и благополучие их клиентов. Банковская система, мобилизуя временно свободные денежные средства, превращает их в функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Поэтому эффективность функционирования коммерческих банков и объем предоставляемых ими операций является решающим фактором экономического роста и повышения уровня жизни.

Содержание

Введение 4
1 Активные операции, их роль и место в банковской деятельности 5
1.1 Экономическая сущность активных оперций 5
1.2 Кредиты и займы как основные виды активных опреаций банков 9
1.3 Факторинг 16
2 Понятие и виды пассивных и посреднических операций коммерческих банков, их значение 19
2.1 Основная характеристика пассивных операций банков 19
2.2 Депозитные операции и операции доверительного управления денежными средствами 21
2.3 Посреднические операции банков 27
3 Развитие банковского сектора Республики Беларусь на современном этапе 29
3.1 Современное состояние банков Республики Беларусь 29
3.2 Перспективы развития банковских операций в Республике Беларусь 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

     Факторинг дает поставщику следующие преимущества:

     - досрочная реализация долговых требований;

     - освобождение от риска неплатежа;

     - упрощение структуры баланса;

     - экономия на административных  и бухгалтерских расходах.

     В факторинговых операциях участвуют  три стороны:

  1. фактор-поставщик, которым может быть факторинговый отдел банка или специализированная факторинговая компания;
  2. клиент (поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с фактором-посредником;
  3. покупатель товара.

       Фактор приобретает у клиента-поставщика  право требовать денежные средства  за поставленный товар с покупателя , перечисляя ему стоимость товара за вычетом комиссионного вознаграждения, и представляет платежные требования клиенту-покупателю, который перечисляет на их основе деньги фактору.

     Факторинговому  обслуживанию, как правило, не подлежат: субъекты хозяйствования, признанные банкротами в судебном порядке; осуществляющие реализацию по бартеру или на условиях консигнации; производящие расчеты на основе долгосрочных  договоров и выставляющие денежные требования по завершении определенных этапов работ до осуществления поставок (авансовых платежей). В качестве кредиторов обычно не могут выступать филиалы и отделения хозяйствующих субъектов, если они не имеют статуса юридического лица; индивидуальные предприниматели, не занимающиеся производственной деятельностью; физические лица.

     Для осуществления операций по факторингу заключается договор, в котором  оговариваются оформление документации, сроки и доля суммы платежей фактора от суммы платежных требований, порядок реализации операции, максимальные суммы по операциям факторинга, размеры комиссионного вознаграждения и другие условия. Подписанию договора предшествует аналитическая работа банка.

     Получив заявку от предприятия, банк изучает  экономическое и финансовое положение потенциального клиента, характер его деловых связей, на основе чего принимает решение о заключении факторингового договора. При этом клиент банка направляет ему все счета-фактуры, выставленные на покупателей, и по каждому документу клиент должен получить согласие на оплату, так как банк изучает все счета-фактуры, определяя при этом платежеспособность покупателей, и при благоприятном решении оплачивает счет или в момент наступления срока платежа, или досрочно. Также на основе проведенного анализа фактор с учетом оценки рисков определяет максимальную сумму факторингового финансирования. Предельная сумма может устанавливаться различными методами:

  1. каждому плательщику индивидуально определяется максимальная сумма оплаты денежных требований, поступивших в его адрес от поставщика (лимит периодически возобновляется);
  2. для поставщика устанавливается максимальная сумма отгрузки одному покупателю в течение определенного периода времени (еженедельно, ежемесячно или ежеквартально);
  3. определяется предельная сумма каждого отдельного заказа на поставку товаров в течение определенного периода времени (данный метод используется, если сбыт продукции поставщика осуществляется не регулярными поставками, а в форме разовых сделок на крупные суммы).

     С финансовой точки зрения факторинг  подразделяется на два основных вида – безрегрессный и регрессный.

     Безрегрессный факторинг предполагает передачу всех прав на дебиторскую задолженность поставщика банку. В этом случае банк осуществляет ведение торговых реестров, кредитный менеджмент и обеспечивает 100%-ную защиту против безнадежных долгов.

       Безрегрессный факторинг может  выступать в двух видах: открытом  и закрытом.Открытый факторинг  – это вид факторинга, при котором  плательщик (должник) уведомлен о том, что поставщик (клиент) переуступил требование фактору-посреднику. Должник производит платеж непосредственно посреднику. Закрытый, или конфиденциальный, факторинг является скрытым источником средств для кредитования продаж поставщика, поскольку покупатель вообще не осведомлен о переуступке поставщиком требования фактору-посреднику. В данном случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

     Регрессный  факторинг заключается в том, что фактор не предоставляет поставщику защиты кредита. Вся задолженность в операциях фактора фигурирует с полным регрессом на поставщика в случае неплатежеспособности клиента, хотя регрессные факторы обычно предоставляют своим клиентам дополнительную услугу по оценке кредитоспособности покупателей. Регрессный факторинг также может быть открытым и закрытым.

     Осуществляя факторинг, банк покрывает значительную часть рисков поставщика:

    • кредитные;
    • валютные;
    • процентные;
    • ликвидные.

     Кредитные риски покрываются посредством  применения безрегрессного факторинга, т. е. отсутствия у банка права осуществить обратную переуступку денежного требования поставщику по данной поставке.

     Валютные  риски поставщика покрываются за счет отсутствия необходимости для него хеджировать риски за счет повышения рублевой цены на размер возможной девальвации рубля.

     Процентные  риски минимизируются за счет того, что банк гарантирует поставщику неизменность стоимости денежных ресурсов, предоставляемых последнему, в течение  длительного периода.

     Ликвидные риски поставщика связаны обычно с недостатком средств для покрытия текущих затрат при несовпадении поступающих денежных потоков и средств, необходимых для погашения кредиторской задолженности.

     Таким образом, банковские операции являются одним из основных инструментов для перераспределения денежных потоков в экономике, стимулирования хозяйственной деятельности субъектов и являются основным источником доходов для банков. Наиболее эффективное обслуживание банками интересов экономики осуществляется благодаря разветвленной структуре банковских операций. Ключевую роль в них играют кредитные операции, которые представляют собой источник для стимулирования совокупного спроса как со стороны населения, так и предприятий.

      

2  Понятие и виды  пассивных и посреднических  операций 

коммерческих банков, их значение  
 

2.1 Основная характеристика  пассивных операций  банка  

     Пассивные операции – операции по формированию банковских ресурсов, в результате проведения которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Они имеют большое значение для каждого банка, так как ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка. Стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка. Наконец, цена полученных ресурсов оказывает влияние на размеры банковской прибыли.

     Также пассивные операции банков играют важную народнохозяйственную и социальную роль. Мобилизация с их помощью временно свободных средств предприятий и населения позволяет банковской системе удовлетворять потребности экономики в основном и оборотном капитале, трансформировать сбережения в производственные инвестиции, предоставлять потребительские ссуды населению. Проценты по вкладам и долговым ценным бумагам банков хотя бы частично компенсируют населению убытки от инфляции.

     Существует  четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

  1. первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка;
  2. отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
  3. получение кредитов от других юридических лиц;
  4. депозитные операции.

      Источниками банковских ресурсов являются: собственные  средства, привлеченные и заемные.

      С помощью первых двух форм пассивных  операций создаются собственные средства. Следующие две формы пассивных операций создают привлеченные и заемные кредитные ресурсы.

      Собственные средства банка включают в себя уставный фонд, нераспределенную прибыль, специальные фонды и другие собственные средства, свободные от обязательств клиентов и кредиторов. Они обеспечивают обязательства банка перед вкладчиками, а именно дают возможность выплаты компенсаций в случае ликвидации банка, сохранение его платежеспособности за счет созданных резервов для покрытия кредитных, процентных и валютных рисков, продолжение деятельности банка независимо от угрозы появления убытков.

    Основой банка является собственный капитал - это средства, принадлежащие непосредственно банку, в отличие от заемных, которые банк привлек на время. Наличие этого капитала служит основанием для привлечения чужих средств. Источниками собственного капитала являются: акционерный капитал (уставный фонд), резервный капитал (резервный и другие фонды, образованные за счет прибыли) и нераспределенная прибыль.

    Акционерный капитал образуется путем выпуска  банковских акций, добровольных денежных и материальных взносов акционеров (учредителей) банка. Накопление прибыли - основной ресурс наращивания акционерного капитала. Его увеличение осуществляется по решению собрания акционеров (пайщиков) за счет определения дивиденда, уплачиваемого акционерам из полученной прибыли, а также продажи дополнительных акций. От уровня дивидендов зависит курс акций. С ростом дивиденда повышается рыночная стоимость акций банка и таким образом, увеличиваются доходы акционеров, а следовательно регистрационная стоимость акционерного капитала. При этом расширяется спрос на акции, что дает возможность банку выпустить дополнительную серию акций. Однако поскольку дополнительный выпуск акций связан с определенными издержками, данный метод наращивания капитала применяется в случае, если он влияет на прибыльность банка в результате эффективного кредитования и инвестирования.

    В структуре пассивов баланса доля собственного капитала незначительна – около 10% [10, c. 110].

     Наибольшую  часть ресурсов коммерческих банков составляют привлеченные средства. Они могут покрывать до 90 % всей потребности банков в денежных ресурсах. Основная часть привлеченных ресурсов формируется банками на депозитной основе в результате зачисления средств на текущие, расчетные и другие счета до востребования или же при приеме банком от клиентов срочных вкладов и депозитов.

     Привлечение средств на основе выпуска долговых ценных бумаг и покупка ресурсов на межбанковском рынке является для банка дополнительным источником привлеченных ресурсов, приобретение которых чаще всего связано с необходимостью регулирования банковской ликвидности. В некоторых случаях их активный поиск на рынке ведется для обеспечения кредитными ресурсами первоклассных клиентов или в результате возможности иного эффективного использования.

     С целью обеспечения роста конкурентоспособности  коммерческие банки прибегают к такой форме привлечения ресурсов как доверительное управления денежными средствами.

     По  договору доверительного управления денежными средствами юридическое или физическое лицо передает банку на определенный срок денежные средства в доверительное управление, а банк обязуется за вознаграждение осуществлять управление переданными денежными средствами в интересах указанного им лица.

     Проведение  пассивных операций по формированию собственных и привлеченных средств  сопряжено с определенными расходами  коммерческого банка. Расходы по обслуживанию уставного капитала коммерческого банка, являющегося основным составным элементом его собственных средств. Связаны с выплатой акционерам (участникам) части заработанной банком прибыли в виде дивидендов. Расходы по привлеченным ресурсам выражаются в начислении банком процентов по остаткам средств на счетах до востребования или по срочным депозитам. Во втором случае издержки банка будут гораздо выше. Относительно высокую стоимость имеют и привлеченные недепозитные средства, особенно полученные межбанковские кредиты.

     Состав  и структура банковских пассивов оказывают непосредственное влияние на масштабы кредитных и других активных операций коммерческих банков, а также на объемы доходов, полученных за счет их проведения. Состав и структура банковских ресурсов влияют на ликвидность кредитного учреждения. С учетом этого коммерческие банки при формировании ресурсной базы должны проводить взвешенную политику, направленную на обеспечение максимальных финансовых результатов и оптимального уровня надежности. 

Информация о работе Банковские операции, их классификация