Банковские операции, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система и ее определяющий элемент - коммерческие банки - несущая конструкция рыночной экономики. Банкам отводится одновременно роль ведущих хозяйственных субъектов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата. Банки обслуживают практически всех субъектов хозяйствования и от их стабильности зависит и благополучие их клиентов. Банковская система, мобилизуя временно свободные денежные средства, превращает их в функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Поэтому эффективность функционирования коммерческих банков и объем предоставляемых ими операций является решающим фактором экономического роста и повышения уровня жизни.

Содержание

Введение 4
1 Активные операции, их роль и место в банковской деятельности 5
1.1 Экономическая сущность активных оперций 5
1.2 Кредиты и займы как основные виды активных опреаций банков 9
1.3 Факторинг 16
2 Понятие и виды пассивных и посреднических операций коммерческих банков, их значение 19
2.1 Основная характеристика пассивных операций банков 19
2.2 Депозитные операции и операции доверительного управления денежными средствами 21
2.3 Посреднические операции банков 27
3 Развитие банковского сектора Республики Беларусь на современном этапе 29
3.1 Современное состояние банков Республики Беларусь 29
3.2 Перспективы развития банковских операций в Республике Беларусь 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговая курсовая.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

     Благодаря доверительному управлению клиент может:

  • получить доход от выгодного размещения средств, профессионального управления имуществом со стороны специализированной компании;
  • избежать потерь из-за недостаточного опыта и умения;
  • обеспечить сохранность и приумножить имущество.

     Трастовые услуги могут выполняться банком в пользу физических (персональные трастовые услуги) и юридических  лиц (институциальные трастовые услуги).

     Услуги  физическим лицам возникают как  соглашение между доверителем и доверенным лицом по поводу: распоряжения наследством, управления собственностью, выполнения роли опекуна или хранителя имущества, выполнения агентских посреднических функций. В персональном трасте самые распространенные виды операций – ведение счетов клиентов, операции с ценными бумагами клиента, подготовка для него налоговых деклараций, взимание доходов в пользу клиента, управление недвижимостью. За оказание данных услуг банки получают с клиентов комиссионные вознаграждения.

     Для юридических лиц трастовые услуги включают: управление на основе договора-поручения имуществом, управление денежными средствами и ценными бумагами, купля-продажа активов, управление целевыми фондами, управление пенсионными фондами, участие в прибыли, выпуск облигаций, временное управление делами компании в случае ее реорганизации или банкротства, выполнение платежных функций (погашение облигаций, выплата дивидендов акционерам компаний).

     В результате выполнения этих услуг банки  по работе с юридическими лицами создают  трасты:

  • корпоративный;
  • наемных рабочих;
  • коммунальный.

     Корпоративный траст организуется в форме закладываемого в банке имущества для обеспечения  выпуска облигаций компании. Траст  наемных рабочих имеет форму  либо пенсионного фонда, либо участия  в прибылях. Группа лиц, проживающих в определенной местности, имеет право учреждать в банке коммунальный траст в пользу местной общины.

       Наиболее перспективным направлением  развития трастовой деятельности является сотрудничество коммерческих банков с инвестиционными фондами. В данном случаи в обязанности банка входит формирование и управление инвестиционным портфелем фонда, диверсификация вложений с целью снижения риска. Фонд получает квалифицированное управление инвестициями, гарантию правильного и эффективного использования средств, реальную возможность снизить свои издержки, улучшить обслуживание акционеров фонда. 

2.3 Посреднические операции  банков  

     Посреднические  операции – операции, предполагающие получение комиссионного вознаграждения за определенные предоставленные услуги. К ним относятся:

  1. товаро-комиссионные операции, при проведении которых банк выступает посредником в купле-продаже товаров для своих клиентов. Формами таких операций выступают: покупка банком ценностей (товаров) по поручению предприятий; реализация товаров банком по поручению предприятия с предоставлением ему ссуд (банк может найти покупателей); реализация товаров банком по поручению предприятия с выдачей ссуд покупателю на приобретение товаров.
  2. операции с драгоценными металлами представляют собой покупку и продажу, прием на хранение, оценку. Формирование заказов на ценности, рекламу золота и других драгоценных металлов. Наиболее распространенными операциями выступают приобретение золота и серебряных монет различного номинала и продажа их клиентам по рыночному курсу. Маржа, получаемая в этом случае банком, и будет служить его прибылью. Второй операцией банков с драгоценными металлами выступает продажа золота клиентам путем открытия золотого (металлического) счета .В этом случае клиент обращается в банк для приобретения золота, банк «продает» ему его на условиях открытия двух счетов – счета, где отражается сумма проданного золота, и счета, на который поступают деньги за проданное золото, и выдает сертификат, в котором отражается количество приобретенного золота. Золото остается в банке. Если клиент решит продать золото, он приходит в банк, предъявляет сертификат, банк закрывает счет и выдает клиенту денежную сумму, равную рыночной цене золота плюс начисленные проценты от размещения денег со второго счета, и при условии снижения рыночной цены золота – маржу между ценой покупки и продажи.
  3. операции по размещению ценных бумаг на первичном рынке на условиях андеррайтера. Банк в этом случае выступает посредником между эмитентом ценных бумаг и инвестором. Такие операции бывают двух видов. Операции НИФ – это среднесрочный договор обычно на 3-5 лет между банком и эмитентом ценных бумаг о том, что в случае трудностей с реализацией ценных бумаг банк берет на себя обязательство их покупки или предоставление равноценного кредита, кроме того, тот же банк может заняться размещением ценных бумаг. Банк покупает ценные бумаги по номинальной стоимости, а размещает по курсу. Предприятие быстро получает деньги и пускает их в обращение. Если нет запрета законом, банк может оставить себе эти ценные бумаги и стать учредителем. Операции РУФ – это среднесрочный договор, не предусматривающий инвестиционных функций банка в связи с эмиссией ценных бумаг, банки имеют право передавать свои облигации другим банкам, банки не выкупают ценные бумаги, а предоставляют кредит. За эти операции банки получают комиссионное вознаграждение.
  4. консалтинговые услуги представляют собой комплекс услуг по предоставлению консультаций во всех сферах банковской деятельности, и приносящие комиссионное вознаграждение. В частности, банки осуществляют консультации по проведению инвестиционной политики, рациональному размещению ценных бумаг, осуществлению доходных вложений денежных средств. Банки широко знакомят своих клиентов с перечнем предоставляемых услуг, порядком их осуществления.
  5. банки в целях сохранения и расширения числа своих клиентов осуществляют и такие операции, как выдача гарантий для получения кредита. Данная операция является для клиента платной, банк получает комиссионное вознаграждение. Банки часто выдают такие гарантии своим клиентам потому, что сами по каким-либо основаниям не могут выдать кредита, но, чтобы заемщик продолжал оставаться клиентом, банк гарантирует погашение кредита. Гарантии выдаются банком не только под кредитные операции, но и при покупке клиентом ценных бумаг на бирже, когда брокеры в качестве обеспечения такой операции требуют своеобразной гарантии, такие гарантии могут выдаваться и при проведении международных расчетов.
  6. банки проводят операции по хранению ценностей в сейфах. Банк может принимать на хранение банкноты, монеты, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, драгоценные вещи, а также документы. Для хранения могут использоваться общие банковские сейфы и персональные ящики, предоставленные банком индивидуально в пользование на условиях  имущественного найма во временное пользование.
  7. помимо этого банки проводят операции по предоставлению в аренду транспорта, по доставке наличных денег, так называемые инкассаторские операции.

   Таким образом, пассивные операции играют не мене важную роль в экономике, чем активные. Они позволяют банкам аккумулировать капитал за счет депозитов населения, а значит, впоследствии его распределять наиболее эффективным способом и стимулировать всю экономику в целом. Успешность деятельности банка напрямую зависит от того насколько эффективно он будет осуществлять пассивные операции, особенно привлечение вкладов со стороны физических и юридических лиц. Кроме того пассивные операции банков (депозитные) являются источником доходов населения и могут быть своеобразным индикатором доверия населения к банковской системе в целом.

   Посреднические  операции банков позволяют взаимодействовать  покупателю и продавцу, инвестору и эмитенту, то есть являются промежуточным звеном  хозяйственных операций в экономике и позволяют отслеживать движение капитала в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Развитие  банковского сектора Республики Беларусь  на

современном этапе 

 

3.1. Современное состояние  банков Республики  Беларусь 

     Банковская система Республики Беларусь является составной частью кредитной системы и представляет из себя совокупность банковских институтов двух уровней. На первом уровне находится Национальный банк Республики Беларусь (Центральный банк), а на втором - сеть коммерческих банков. Банковское законодательство устанавливает правовое положение субъектов банковских правоотношений; определяет порядок: создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

     Национальный  банк Республики Беларусь, как центральный банк любой страны занимается разработкой и проведением совместно с Правительством денежно-кредитной политики государства и подотчетен в своей деятельности Президенту Республики Беларусь. Капитал Национального банка Республики Беларусь полностью принадлежит государству.

     Правовой основой деятельности Национального банка Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь и нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь.

     Главная цель политики Национального банка Республики Беларусь - обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы и поддержание стабильных цен, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надежности функционирования банковской системы.

     Коммерческие  банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны.

     Условно коммерческие банки можно классифицировать по нескольким группам и формам:

     - по финансовому объему (объемы активов и другие показатели);

     - по форме собственности (государственные, частные, банки-резиденты, с участием иностранного капитала);

     - по набору предоставляемых услуг (кредитные, сберегательные);

     - по обслуживаемой клиентуре (крупные предприятия, мелкий бизнес, частные лица);

     - по отраслевому признаку (промышленность, агросектор, коммунальное хозяйство);

     - по организационной структуре (филиальный банк, банковское объединение, единый банк).

     Правовой  основой создания и прекращения  деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь являются «Банковский кодекс Республики Беларусь» и нормативные документы Национального Банка Республики Беларусь.

     Коммерческие  банки создаются учредителями (участниками) - юридическими и физическими лицами, за исключением общественных объединений, преследующих политические цели.

       Банки могут учреждаться на  основе государственной и частной форм собственности в виде акционерных обществ (закрытого или открытого типа) или унитарного предприятия.

     В Республике Беларусь могут создаваться  универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

     Иностранные учредители могут создавать на территории Республики Беларусь банки со 100% собственным капиталом, совместные банки - на долевой основе с белорусскими соучредителями, филиалы - на правах юридического лица и представительства. Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь устанавливается Национальным банком Республики Беларусь.

Структура современного банковского сектора  представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Структура  банковского сектора 2007-2009 года.

Показатели 2007г. 2008г. 2009г.
Зарегистрировано  банков Национальным банком 31 33 32
Зарегистрировано  банков со 100-процентным участием в капитале 6 8 9
Банки с иностранным участием в уставном капитале свыше 50% 8 8 9
Зарегистрированный  уставный капитал действующих банков, млрд. рублей 4266,0 5616,6 9148,4
Банки, имеющие лицензии, предоставляющие право на :

   привлечение вкладов физических  лиц

   осуществление операций с драгоценными  металлами и                          драгоценными камнями

 
19

7

 
23

8

 
26

10

Банки, у которых отозвана лицензия на осуществление  банковских операций 3 2 2

Источник: собственная разработка [16, 17, 18] 

     В 2009 году на территории Республики Беларусь зарегистрировано 33 банка с 311 филиалами. Из них 25 банков являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков – со 100-процентным иностранным капиталом, еще у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь находится 8 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.

     Совокупный уставный фонд по банковскому сектору в 2009 году составил 3,1 млрд. долл. США в эквиваленте (приложение А ). За 2009 г. совокупный уставный фонд банков увеличился на 877,0 млрд. руб., или на 10,1%, и на начало 2010 г. составил 9,56 трлн. руб., или порядка 3,34 млрд. долл. США.

     Главную роль в банковском секторе сохраняют  банки, основанные на государственной  форме собственности. Доля государства  в совокупном уставном фонде банков составляет 80,3%.

     Доля  иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков в 2009 г. увеличилась до 17,2%, в том числе удельный вес российского капитала — до 7,8% . За 2009 год иностранными инвесторами внесено в уставные фонды банков 45,19 млн. евро, 97,46 млн. долл. США и 2,87 млрд. росс. руб., что в эквиваленте составляет сумму порядка 250 млн. долл. США. Для кризисных условий это достойный результат. В уставных фондах белорусских банков также участвовал капитал из Австрии, Кипра, Великобритании, Украины, Нидерландов, Люксембурга, Казахстана, Швейцарии, Ирана, Латвии, Ирландии, США и других стран.

   Доля  иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков Республики Беларусь на 1 января 2010 г. составила 27,3%, увеличившись за год на 10,3 процентного пункта. Если же оценить динамику этого показателя за два последних года, то доля иностранного капитала в банковском секторе республики возросла почти в 3 раза. Приток иностранного капитала создал условия для более стабильной работы банковской системы в истекшем году, дал возможность по всем направлениям поддержать реальный сектор экономики [22, с. 8].

     В 2009 году размер участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь был увеличен с 25 до 50% . Данная мера была направлена на повышение устойчивости и эффективности функционирования банковской системы и создание необходимых условий для привлечения в белорусский банковский сектор новых технологий, расширения его финансового потенциала, повышения конкурентоспособности, расширения состава и улучшения количества банковских услуг.

Информация о работе Банковские операции, их классификация