Валютный курс, его формирование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация экономики характеризуется масштабной миграцией капитала между странами, что резко усилило интенсивность межстрановых денежных потоков, а это, в свою очередь, привело к росту конверсионных валютных операций. Кроме того, для современной мировой валютной системы характерны резкие колебания валютных курсов, возникающие из-за влияния внутренних и зарубежных шоков, действий центральных банков и других участников валютного рынка (импортеров, экспортеров, населения, инвесторов, спекулянтов), оказывающих разнонаправленное влияние на динамику курсов валют. В свою очередь, стабильность и предсказуемость валютного курса является одним из самых главных факторов, определяющих поведение участников валютного рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Развитие теорий валютного курса………………………………..4
Сущность валютной системы…………………………………………...4
Теории валютного курса………………………………………………...6
Факторы, влияющие на валютный курс……………………………….1
Глава II. Механизм формирования валютного курса в РФ………………..15
2.1 Анализ факторов, воздействующих на валютный курс в РФ………..15
2.2 Влияние участников рынка на формирования валютного курса……18
2.3 Методы регулирования валютных курсов в РФ……………………...23
Глава III. Валютный курс, его формирование в современных условиях....26
3.1 Проблемы развития валютной системы Российской Федерации…..26
3.2 Перспективы валютной курсовой политики на 2013 г……………….32
Заключение……………………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

 Население будет  обменивать накопленную иностранную  валюту в том случае, когда  уровень доходов будет сокращаться (из-за инфляции, негативной динамики ВВП) или когда отечественная валюта будет укрепляться.

 

 Валютные спекулянты. Валютные спекулянты покупают  и продают валюту с целью  получения прибыли, возникающей  из-за разности курсов валют. Согласно некоторым источникам,[8] для 99 % всех сделок, совершаемых на рынке FOREX, хотя бы с одной из сторон выступает спекулянт. Общий объем сделок, проходящих через руки спекулянтов, также является достаточно большим: 80 – 90 %. Современный рынок валюты – это рынок, на котором в краткосрочном периоде правят бал спекулянты. Однако, обеспечивая высокую ликвидность рынка в каждый момент времени, в долгосрочном периоде спекулянты могут повлиять на курс в значительно меньшей степени.

 Центральный банк (ЦБ). Центральные банки используют свои золотовалютные резервы для достижения целей макроэкономической стабилизации. Покупка или продажа иностранной валюты ЦБ на рынке называется валютной интервенцией. Целью проведения интервенции является изменение в ту или иную сторону обменного курса национальной валюты. Необходимо отметить, что различают нестерилизованную, или «монетарную», интервенцию и стерилизованную, или «очищенную», интервенцию.[9]

 Если ЦБ считает,  что для страны целесообразно  на данном этапе иметь слабую  отечественную валюту (например, для обеспечения высокой конкурентоспособности отечественного экспорта за рубежом), он будет покупать иностранную валюту на рынке. А если ЦБ считает, что для страны целесообразно иметь сильную отечественную валюту (например, для сдерживания инфляции, поддержке импортеров), то он будет продавать иностранную валюту на рынке.

 Необходимо отметить, что интервенция, проводимая с  помощью продажи ЦБ национальной  валюты, ограничивается лишь разрешенной  максимальной мощностью ее эмиссии.  Валютная интервенция зависит от золотовалютных запасов, а при небольших запасах она снижается или прекращается совсем. Золотовалютные резервы зависят от купли-продажи валюты ЦБ, от размеров первоначального накопления и от доли выручки от экспорта, подлежащей обязательной продаже на валютном рынке.

2.3 Методы регулирования валютных курсов в РФ

Котировка - это стоимость  единицы одной валюты (называемой базовой), выраженная в единицах другой валюты (называемой контрвалютой или котируемой). В обозначении торгуемой пары валют (например, USD/CHF) базовая валюта записывается первой, котируемая - второй. Котировка состоит из двух цифр. Первая цифра - бид (цена, по которой клиент может продать базовую валюту), вторая - аск (Ask или Offer) - цена, по которой клиент может купить базовую валюту за котируемую. Разница между этими курсами называется спрэдом (spread). Размер спрэда зависит от рассматриваемой пары валют, от суммы сделки и состояния рынка.

Минимальное измерение  котировки называется пунктом (Point, Pips). Разные инструменты (пары валют) котируются с разной точностью, т.е. с разным количеством десятичных знаков в котировке. Большинство валют котируются с точностью до 0,0001, некоторые, например иена и ее кроссы, - с точностью до 0,01.

Прямая котировка - количество национальной валюты за одну единицу иностранной. Обратная котировка - количество иностранной валюты за единицу национальной.

Использование прямой и  обратной котировок имеет историческое обоснование. Основной мировой резервной  валютой является американский доллар, поэтому для большинства валют используются котировки USD/JPY, USD/CHF, т.е. доллар, является базовой валютой.

Центральный банк Российской Федерации является основным органом  валютного регулирования в Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации в рамках Закона "О валютном регулировании и валютном контроле":

 определяет сферу  и порядок обращения в Российской  Федерации иностранной валюты  и ценных бумаг в иностранной  валюте;

 издает нормативные  акты, обязательные к исполнению  в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

 проводит все виды  валютных операций;

 устанавливает правила  проведения резидентами и нерезидентами  в Российской Федерации операций  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения  нерезидентами в Российской Федерации  операций с валютой Российской  Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

 устанавливает порядок  обязательного перевода, ввоза и  пересылки в Российскую Федерацию  иностранной валюты и ценных  бумаг в иностранной валюте, принадлежащих  резидентам, а также случаи и  условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

 устанавливает общие  правила выдачи лицензий банкам  и иным кредитным учреждениям  на осуществление валютных операций  и выдает такие лицензии;

 устанавливает единые  формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в т.ч. уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

 готовит и публикует  статистику валютных операций  Российской Федерации по принятым  международным стандартам;

 выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного  контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Органами валютного контроля в  Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации, федеральные  органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные  Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные  федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за совершением  валютных операций резидентами и  нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение  функций и взаимодействие федеральных  органов исполнительной власти в  области валютного контроля, а  также их взаимодействие с Центральным  банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного  контроля в пределах их компетенции  и обеспечивает взаимодействие с  ними уполномоченных банков как агентов  валютного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Валютный курс, его формирование в современных условиях.

 

3.1 Проблемы развития валютной системы Российской   Федерации.

 

Либерализация внешнеэкономической  деятельности и предоставление права  выхода на внешний рынок практически  любому хозяйствующему субъекту, включая  физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новых для российской экономики и законодательства проблем. К одной из таких проблем относится, прежде всего, массовая утечка из России за рубеж валютных средств. Рассмотрим эту проблему более подробно.

Вывоз капитала из России исчисляется миллионами долларов. Возврат  из-за рубежа незаконно вывезенных из России валютных средств в современных  экономических и политических условиях представляет собой первоочередную государственную задачу. Особая важность решения проблемы заключается в том, что масштабы утечки капитала, возрастающие из года в год, послужили одной из причин дестабилизации экономики. Вывоз и не возврат валютных средств принял угрожающие размеры, как при совершении внешнеэкономических сделок (экспортно-импортных операций), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с конвертацией рублей, обналичиванием и вывозом валюты физическими лицами, отмыванием средств, полученных в результате преступной деятельности.

Экспертные оценки размера  вывезенных и незаконно не возвращенных в Россию средств довольно противоречивы: по данным Министерства экономики России, за весь период реформ из страны вывезено 210-230 млрд. долл. США, 40-50 из них получены в основном в результате незаконных экспортно-импортных, бартерных, валютно-финансовых операций, а также легализации доходов от незаконных видов бизнеса, без нарушения законодательства из России было вывезено 165 млрд. долл.

 Совет Безопасности  РФ, ссылаясь на выкладки экспертов, считает, что с 1992 по 1997 гг. из России в мировые финансовые центры переведено свыше 60 млрд. долл. Доля «грязных» денег составляет 30-40% общего объема российского капитала, осевшего за рубежом. Ежемесячно гражданами РФ переводится за рубеж, по данным иностранных правоохранительных органов, примерно 1 млрд. долл.

По оценкам специалистов Банка России, ежегодный незаконный вывоз капитала из страны составляет от 12 до 15 млрд. долл. Только за один 1997 г. было вывезено около 9 млрд. долл. Общая сумма капиталов, нелегально покинувших страну за 5 лет, согласно этим оценкам эквивалентна 70-80 млрд. долл. США.

По данным МВФ и  Парижского клуба, сумма нелегального оттока валютно-финансовых средств  из России составляет примерно 50-60 млрд. долл.

Есть и более пессимистические взгляды. Некоторые специалисты  полагают, что бегство капитала достигло 700 млрд. долл.

По оценкам же различных  контролирующих ведомств России, за последние  несколько лет наше государство  потеряло около 60 млрд. долл.

 Отмечая масштабность  этих процессов, эксперты указывают,  что в случае возврата в  Россию её валютных ресурсов  страна могла бы не только  решить проблему выплаты внешней  задолженности, но и отказаться  от финансовой помощи других  государств и международных организаций.

Острота проблемы незаконного  вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в  страну экспортной валютной выручки  и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которой является валютный контроль).

18 июня 2004 г. вступил  в силу Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном  регулировании и валютном контроле»,  который принципиально изменил систему валютного регулирования и валютного контроля, существовавшую в течение десяти лет.

Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными  аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием, как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной и правовой базы и т.д.).

В процессе проведения в  России экономических реформ становление  новой системы государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего валютного рынка в частности заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал из страны вывозиться не столько в нарушение закона, сколько в обход действующих и нормативно-правовых норм, то есть в легальных и легализированных формах, которые казались допустимыми де-факто из-за пробелов в законодательстве.

Наиболее значительная часть капитала, составляющая 18-19 млрд. долл., уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по импорту продукции.

 

Проведенные Банком России проверки уполномоченных банков –  крупнейших покупателей иностранной валюты на межбанковской валютной бирже выявили ряд схем утечки валюты за границу, и во всех из них ключевую роль играют так называемые «фирмы - однодневки». «Фирмы - однодневки», как правило, состоят из одного – двух физических лиц, имеют юридический адрес на арендованную квартиру и минимально допустимый уставной капитал в 100 МРОТ. Каждая из таких фирм ежедневно закупает до 3 – 4 млн. долларов для оплаты поставок по импортным контрактам. Как правило, платежные условия предусматривают 100%-ный авансовый платеж, а месторасположением торгового партнера являются оффшорные зоны. Несмотря на явный фиктивный характер таких сделок, действующее законодательство не предоставляет уполномоченному банку права отказать клиенту в совершении сделок. Специфика «бизнеса» «фирм - однодневок» делает бессмысленной работу органов валютного контроля и правоохранительных органов, так как фирма исчезает раньше, чем попадает в поле их зрения.

В последнее время  масштабы мошеннических операций, связанных  с переводом валюты в оффшорные зоны такими фирмами по заключенным импортным контрактам, предусматривающим 100%-ные авансовые платежи, а также по импортным контрактам на оказание услуг и результатов интеллектуальной деятельности, приобрели особую остроту. В 1999 г. их ежемесячный объем увеличился с 800 млн. долл. в январе до 1 млрд. долл. в марте, т.е. более одной трети от всей продаваемой экспортерами валютной выручки «уходит» в оффшоры.

«Бегство» капитала имеет  ряд отрицательных последствий  для экономики страны:

     1. Сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса (денежный агрегат М2). Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов. Сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым.

Информация о работе Валютный курс, его формирование в современных условиях