Денежная масса и ее агрегаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Важным количественным показателем денег является денежная масса. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных, платежных средств и накопленных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

Содержание

1. Введение. 3
2. Структура денежной массы 4
3. Денежные агрегаты 5
4. Анализ денежной массы на примере 1998-1999 годов. 7
5. Особенности денежного обращения в России. 13
6. Инструменты регулирования денежной массы. 14
7. Прогнозы на 2010 год и анализ 1999-2009 года. 17
8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год 24
9. Список используемой литературы. 28
10. Приложение 1 29

Вложенные файлы: 1 файл

Денежная масса и её агрегаты.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, отмечается устойчивое сокращение просроченной задолженности по заработной плате, что также стало одной из причин увеличения спроса на деньги.

Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики. Банк России ежегодно при формировании основных направлений денежно–кредитной политики устанавливает целевой ориентир для роста денежного агрегата М2.

При этом уделяется большое внимание и показателю скорости обращения денег, так как увеличение инфляции ведет к автоматическому росту этого показателя и снижению коэффициента монетизации экономики. Необходимо отметить, что в 1996-1997 годах постепенная стабилизация покупательной способности национальной валюты, ограничение темпов снижения обменного курса рубля, выход процентных ставок в область положительных реальных значений обусловили снижение скорости обращения денег и рост спроса на деньги. Происшедшее замедление скорости обращения явилось продолжением долгосрочной тенденции. Среднегодовая скорость обращения снижалась с 10,4 в 1995 году до 8,7 в 1996 году, 7,7-1997 году и 7,3 в 1998 году. За 1999 год среднегодовая скорость обращения за счет увеличения денежной массы  выше –около 8.

Увеличение показателя скорости денежного обращения в России выражает не что иное, как повышение цен, поскольку объём ВВП сократился, т.е. цены растут быстрее, чем денежная масса. Конечно, никто не мог предположить, что при снижении объёма производства скорость обращения денег увеличится. В нормальной экономике рост цен является фактором роста производства, финансовый сектор взаимоувязан с потоками движения ВВП, а не занят обслуживанием самого себя и извлечением нормы дохода, многократно превышающей норму прибыли в реальном секторе. Надо также учитывать структурные сдвиги в ВВП – повышение доли услуг, и в первую очередь услуг финансово-банковской сферы. В реальном же секторе экономики оборачиваемость капитала не только не увеличилась, но даже снизилась.

Высокие скорости денежного обращения свидетельствуют о слабом доверии экономических агентов к национальной денежной системе, что, как правило, является неизбежным спутником высокой инфляции. Довольно распространённая в последнее время в России точка зрения причину поддержания высоких значений скорости денежного обращения приписывают банальному дефициту денежных средств, вызванному заниженными темпами денежной эмиссии. Поэтому кажущаяся естественной рекомендация по улучшению такого положения сводится к увеличению темпов прироста денежной массы. Однако, исходя из данных анализа международного опыта, проводимого Институтом  экономического анализа, увеличение темпов денежной массы приведёт не только к росту темпов инфляции, но и к снижению уровня доверия  к национальной валюте и национальной банковской системе. Что может произойти в результате необузданной денежной эмиссии при сохранении недоверия к национальной банковской системе, можно судить на основе недавнего опыта Югославии, когда в разгар гиперинфляции в начале 1994 года  скорость денежного обращения составила 3673 раз в год или более 10 раз в сутки.

Однако если подсчитать скорость оборота денег в нашей стране с учётом денежных суррогатов,  то этот показатель выходит на прединфляционную цифру 1,5 (1991 год). Иными словами, экономика стихийно требует именно столько денег, сколько ей нужно для функционирования. Рост задолженности и массовое распространение денежных суррогатов в деловом обороте свидетельств о наличии факторов, препятствующих выполнению настоящими деньгами функции средства обмена.

С достаточной степенью определенности можно сказать, что постепенное восстановление спроса на деньги, резко сократившегося в результате финансового кризиса, станет тем фактором, который определит среднесрочную динамику скорости обращения в 2000 году, в результате чего можно ожидать ее дальнейшего снижения и увеличения степени монетизации ВВП.

В развитых странах с сильной национальной валютой скорость обращения денег достаточно мала. Например, в США она составляет 2,2, в Японии 3,5. Это связано с тем, что валюты таких стран имеют широкое распространение за пределами государственных границ, становятся почти «общими». Скорость обращения той части денег, которая используется внутри страны, достаточно велика.

5. Особенности денежного обращения в России.

 

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения, которое в России имеет свои особенности. В первую очередь речь идёт о невиданным по своим масштабам в истории XX века феномене обращения на внутреннем рынке наличной иностранной валюты и широком распространении системы неплатежей («антиденег»). Иностранная валюта и  «мёртвые» деньги  превратились в законные (не по законодательству, а по факту) расчётно-платежные инструменты.

Ещё 5 лет назад наличная иностранная валюта лишь в незначительной мере присутствовала в денежных агрегатах М0 и М2, а уже в 1998 году она увеличила эти показатели в почти в 3,5 и в 2 раза. На каждый наличный рубль в обращении приходится  два рубля в долларовом эквиваленте. По расчётам экономистов прирост наличной денежной массы с 1992 по 1998год, обусловленный покупкой валюты населением, составил почти 7 тысяч раз. Ежегодно 15-20 процентов доходов населения направляется на покупку иностранной валюты долларизация экономики, особенно усилившаяся в 1998 году, делает особо важным использование в качестве индикатора  и показателя широких денег – М2Х.

Это означает, что решения в области денежно-кредитной политики должны приниматься с учётом не только динамики рублёвых активов экономических объектов, но и  с учётом движения их валютных счетов. В течение 1999 года его увеличение происходило более медленными темпами, чем агрегата М2 и составило за 9 месяцев 30,8 процента. Это определялось динамикой банковских депозитов в иностранной валюте, рост объема которых в рублевом эквиваленте в основном происходил за счет снижения курса национальной валюты. . При этом в долларовом эквиваленте общий объем вкладов населения и средств предприятий и организации на счетах в иностранной валюте за указанный период увеличился незначительно.

Не менее впечатляющим представляется и динамика неплатежей, основная часть которых покрывается бартером и суррогатными расчётно-платежными инструментами (взаимозачёты, краткосрочные векселя и другие разновидности письменных обязательств). Став неотъемлемой частью современного рынка, они выполняют функции средств обращения и платежа. Причём именно единство этих функций и делает расчетные документы деньгами, независимо от того, где они напечатаны или написаны и кем выпущены в оборот. По расчётам экономистов реальные деньги в структуре денежной массы составляют не более 30%, ещё 40 % - бартер. Всё остальное – квази-деньги (векселя, облигации).  Если подобные суррогаты приплюсовать к рассчитываемым показателям денежной массы, то последние, по самым осторожным подсчётам, вырастут ещё в 2-3 раза. В этом же ряду стоят многочисленные банковские векселя. Если коммерческие векселя, которые выдаются производителями друг другу под конкретную товарную сделку, не выводят денежную массу за пределы потребностей хозяйственного оборота, то выпуск банковских векселей смело можно приравнять к денежной эмиссии, причём в бумажно-денежной и неконтролируемой форме.

 

6.  Инструменты регулирования денежной массы.

 

В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

1.      операции на открытом рынке,  являющиеся самым основным инструментом в мировой практике, и влияющие на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов (купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки(РЕПО). Если ЦБ продает ценные бумаги на открытом рынке, а комбанки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк представляет им дополнительные ресурсы.

Несмотря на снижение этого фактора после августа 1998 года, Банк России в истекшем году продолжал рассматривать такие операции в качестве важного инструмента денежно-кредитной политики. Учитывая накопленный в предкризисный период положительный опыт применения данного инструмента, предполагалось использовать его для таких операций, как правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России.

Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 1999 году препятствовали определенные факторы. Во-первых, была продлена до 2 квартал процедура новации по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка. Во-вторых, сложившийся уровень доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне. В-третьих, в связи с юридической незавершенностью процедуры выпуска Банком России  собственных ценных бумаг, их эмиссия была приостановлена.

Все это не дало возможность Банку России в полной мере  реализовать имеющийся у него потенциал в области операций на открытом рынке. Тем не менее в 1999 году Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом рынке, в частности по введению междилерского РЕПО. Целью таких операций является предоставление участникам  рынка  возможности более оперативного регулирования своей ликвидности без использования кредитов ЦБР.

2.      девизные операции, то есть покупка и продажа Центральным банком иностранной валюты для поддержания курса национальной валюты и предотвращения его резких колебаний, противодействия спекулятивным настроениям участников рынка. В 1999 году проводилась политика  плавающего обменного курса. Банк России не устанавливал количественных ориентиров динамики курса рубля. В результате реализации всего комплекса предпринятых Банком России мер, а также действий по связыванию части избыточной рублевой массы, курс рубля испытывал на себе все меньшее воздействие со стороны роста рублевого денежного предложения. В конце 1 полугодия 1999 года среднедневные остатки на корсчетах банков превышали 40-50 млрд. руб., а в декабре достигли 60-70 млрд. рублей.

Закон о Банке России предусматривает также рефинансирование, под которым понимается кредитование БР банков, в том числе и переучет векселей. В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления Банком России коммерческим банкам внутри дневных кредитов, кредитов «овернайт» (ночные), а также ломбардных кредитов, позволяющие «связать» свободные средства на корсчетах коммерческих банков, и следовательно приводит к сокращению денежной массы в обращении. В 1999 году в целях совершенствования действующего порядка в ломбардный список БР были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также установлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам , входящих в ломбардный список.

3.      депозитные операции Банка России, которые также используются для изъятия излишней ликвидности комбанка. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок, не допуская обесценения национальной валюты и росту инфляции в  связи с этим. В истекшем году Банк России расширил перечень депозитных операций, приступив к привлечению денежных средств банков-резидентов на более длительные фиксированные сроки- 1-3 месяца. В конце года были проведены первые аукционы с банками, расположенными не только в Москве, но и в других регионах.

4.      политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка. Предоставление кредитов происходит по ставке рефинансирования, устанавливаемых Банком России. Повышение ставку по учетно-ссудным операциям призвано ограничить темпы роста инфляции путем «сжатия» денежной массы, находящейся в обращении.

Эта ставка не вечна. В истекшем году она изменялась дважды. В настоящее время она составляет ...   процентов и является временной мерой, характеризующей денежное обращение при переходе к рыночной экономике. В западных странах ставка рефинансирования составляет всего 6-8 %.

5.      изменение нормы обязательных резервов, устанавливаемой также Банком России. Повышение ее означает, что  большая часть банковских средств «заморожена «на счетах Центрального банка и не может быть использована коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращается денежная масса в обращении. В связи  с увеличением избыточной ликвидности на корсчетах комбанков Банк России в 1999 году дважды принимал решение о повышении норматива обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам.


7. Прогнозы на 2010 год и анализ 1999-2009 года.

 

Политика денежной стерилизации себя полностью исчерпала. Стратегия инновационного развития, предложенная руководством страны, требует выработки новых принципов суверенной денежной политики, направленной на поддержание высоких темпов экономического развития.  Однако «раскрутка» инфляционной спирали, особенно как фактор социального риска, представляет известную опасность. Рост цен за первые 4 месяца 2008 г. составил 6.3%, как в 2005 году, и в 2008 году  инфляция вряд ли будет меньше 10.5%.

Позиция  Минфина, поддержанная затем международным валютным фондом (МВФ) и Банком России (ЦБ РФ), интерпретирующая всплеск инфляции, инфраструктурные проблемы экономики как признаки ее «перегрева», является отголосками масштабной полемики, связанной со стратегией 2020.

Инфляционные факторы. Монетарный фактор инфляции в России отнюдь не так силен, согласно оценке МЭРТ доля немонетарных факторов составляет 46.2%. Поэтому  бороться с ней монетарным путем, характерным для нашего правительства, крайне бесперспективно. Среди причин инфляции можно выделить главные:

   высокий спрос, вызванный значительными темпами роста реальных доходов населения – около 10.4% за 2007 г., но

   низкое предложение, обусловленное  проблемами  инвестиционного климата, отсутствием промышленной политики, неразвитостью собственного производства.

   Дает о себе знать отсутствие четких приоритетов развития  сельского хозяйства, при которых его рост заметно отстает от роста доходов, составив за период 1999-2006 г. около 34.5%,  при росте импорта продовольствия за тот же период в 2.66 раза -  с 8.1 до 21.6 млрд. долларов. 

   И, наконец -  рост тарифов монополий, а также

   низкий уровень финансовой дисциплины при использовании бюджетных ресурсов.

Высокий спрос, который можно превратить в «мотор» развития экономики, это благо, но нужно создавать предложение.

Почему инфляция «рванула» именно осенью 2007 года? Правительство не учло фактор глобальной инфляции, вызванный падением курса доллара и сопутствующим ростом цен на нефть и сырье. Оно никак не ожидало глобального роста цен на продовольствие, вклад которого в итоговую инфляцию за 2007 г. составил 45%. Благодаря этому инфляционный всплеск наблюдался во многих странах – СНГ, Восточная Европа, Китай и пр. В течение 2008-2011 годов правительство планирует достаточно серьезный  рост тарифов для населения, что неизбежно подольет «масла в огонь», разогнав инфляцию. Рос тарифов  по электроэнергии в течение 2008 г. составит – 14%,  в 2009-2011 годах -  25%. Рост цен на газ в 2008-2009 г. составит  25%,  в 2010 году – 30%,  в 2011 г. – 40%, на железнодорожные перевозки в 2008 г. тарифы вырастут на 16,3%, в 2009-2011 г. на 12,5-14%.

Информация о работе Денежная масса и ее агрегаты