Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 02:16, реферат
В заключение необходимо отметить, что, будучи рожденной в тяжелые времена приобретения Республикой Беларусь политической независимости и пройдя один из самых сложных периодов в своем развитии, денежная система республики не раз демонстрировала свою стойкость и гибкость, способность адаптироваться и противостоять влиянию неблагоприятных экономических факторов, и при этом - выполнять свою главную функцию - обеспечивать производство товаров и услуг средствами денежного обращения. Тем не менее, необходимо отметить, что проблемы национальной денежной системы окончательно не решены. Необходима последовательная отработка всех элементов денежной системы и главной проблемой остается обеспечение стабильности национальной денежной единицы.
Национальному банку Республики
Беларусь законом предоставлено
монопольное право эмиссии
Достоинство (номинал), меры веса, изображение
и другие характеристики национальной
денежной единицы также определяется
Национальным банком Республики Беларусь.
На Национальный банк возложено обеспечение
изготовления, хранения, обновления банкнот
и монет.
В целях обеспечения единства в организации
оборота наличных денег Национальный
банк Республики Беларусь разрабатывает
и утверждает:
• порядок ведения кассовых операций
в народном хозяйстве
• правила перевозки, хранения и инкассации
наличных денег, методы и способы их инкассации
• правила совершения эмиссионно-кассовых операций
• правила признаков платежности денежных законов.
Таким образом, можно сделать
вывод, что юридическая основа денежной
системы Республики Беларусь заложена
в Законе «О Национальном банке Республики
Беларусь». Этим законом предусмотрено,
что денежная система Республики
Беларусь включает официальную (национальную)
денежную единицу, виды государственных
денежных знаков, имеющих законную
платежную силу, порядок наличной
и безналичной (депозитной) эмиссии,
государственный орган денежно-
Юридическое закрепление белорусского рубля в качестве национальной валюты было проведено постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 19.10.1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь». Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законах «О национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» от 14.12.1990 г., а также «Банковском кодексе Республики Беларусь» от 25 октября 2000 г.
4. Анализ денежной системы США и Беларуси
Так в чём же отличие
денежной системы Беларуси, её существенные
преимущества и недостатки. Для того
чтобы это узнать, нужно проанализировать
денежную систему другой страны. Проанализируем
в сравнении с денежной системой
США. Этот выбор не случаен. США имеет
сильную рыночную экономику, которая
развивалась не одну сотню лет.
Для начала стоит отметить, что официальной
денежной единицей США является доллар.
В Америке функции Центрального Банка
выполняет Федеральная резервная система
США (ФРС). Федеральная Резервная Система
состоит из рабочих органов трёх уровней
– Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных
Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов
ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная
часть два комитета: Федеральный Комитет
Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный
Совет. Федеральная резервная система
независимая организация. Она не может
быть упразднена по прихоти президента,
конгресс тоже не может изменить ее роль
и функции иначе, как специальным законодательным
актом. Длительные сроки полномочий членов
Совета имеют целью защитить и изолировать
их от политического давления.
Коммерческий банк, обратившийся с просьбой
о приёме в Федеральную Резервную Систему
и допущенный к членству в ней, становится
банком-членом ФРС. По закону все национальные
банки должны вступать в Федеральную Резервную
Систему. Штатные банки могут вступить
в систему по желанию и если они соответствуют
требованиям, предъявляемым Федеральной
Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас
около 10% банков штатов являются банками-членами
ФРС. На долю банков-членов приходится
только 40% общего числа коммерческих банков,
однако их доля в общем объёме активов
коммерческих банков значительно больше.
ФРС подотчетна конгрессу США, в отличие
от Национального Банка, который подотчетен
только Президенту Республики Беларусь.
Важной проблемой является обеспечение
достаточной меры открытости и ответственности
деятельности Центрального банка. Ныне
действующий Банковский Кодекс Республики
Беларусь от 25 октября 2000 года №441-3 предоставляет
руководству Национального Банка чрезвычайно
широкие полномочия и не предусматривает
должной ответственности и открытости
его работы.[1]
В настоящее время Национальный
Банк Республики Беларусь предоставляет
раз в год Президенту Республики
Беларусь годовой отчет Национального
банка, причем с большим временным
отрывом после окончания
Законодательство же США
предусматривает практически
Связующим звеном между руководством
ФРС и общественностью является также
Федеральный консультативный совет из
12 членов, по одному от каждого резервного
округа, избираемому ежегодно от каждого
резервного банка советом его директоров
из числа местных банкиров. Консультативный
совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает
совместно с Советом управляющих состояние
экономики, кредита и денежного обращения,
вносит свои рекомендации по вопросам
деятельности ФРС. [8, с.15]
Гибкая денежная система
должна обеспечиваться соответствующей
системой рефинансирования. Важной составляющей
системы рефинансирования должен стать
переучет векселей. В США создание
действенного механизма переучета
векселей было одной из основных целей
основания Федеральной
Перейдем к законодательному регулированию деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:
• управление национальной монетарной политикой путем влияния на денежное и кредитное состояние в экономике, преследуя полную занятость и стабильные цены;
• контроль и регулирование банковских учреждений с целью обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем;
• поддержание стабильности финансовой системы и сдерживания систематического риска, который может возникнуть на финансовых рынках;
• предоставление определенных финансовых услуг правительству США, общественности, финансовым учреждениям, играя также важную роль в управлении национальной системой расчетов.
• контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам,
• недопущение использования этих средств в спекулятивных и “иных ненадлежащих целях”,
• дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков)
• удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу,
• преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств.[8, с.17]
Национальный банк выполняет
следующие функции:
• разрабатывает Основные направления
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь и совместно с Правительством
Республики Беларусь
• обеспечивает проведение единой денежно-кредитной
политики Республики Беларусь в порядке,
установленном настоящим Кодексом и иными
законодательными актами Республики Беларусь;
• осуществляет эмиссию денег;
• регулирует денежное обращение;
• регулирует кредитные отношения;
• организует функционирование
платежной системы Республики Беларусь;
• является для банков кредитором последней
инстанции, осуществляя их рефинансирование;
• осуществляет валютное регулирование;
• организует и осуществляет
валютный контроль как непосредственно,
так и через уполномоченные банки
и небанковские кредитно-финансовые
организации в соответствии с
законодательством Республики Беларусь;
• выполняет функции центрального депозитария
государственных ценных бумаг и ценных
бумаг Национального банка, если иное
не определено Президентом Республики
Беларусь;
• осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
• выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам; и т. д. [1]
Сравнивая эти два списка
функций центрального банка государств,
на первый взгляд мы замечаем только несколько
сходств. Но на деле сходств между
функциями Национального Банка
Республики Беларусь и ФРС США
гораздо больше, а несовпадения могут
возникать в виду различного названия
одних и тех же функций или
разного определения списка основных
функций. Так, очевидно, что и ФРС
США монопольно осуществляет денежную
эмиссию, кредитует банки и выдает
краткосрочные ссуды
Однако, несомненно, между
функциями центральных банков двух
разных государств могут существовать
и значительные различия. Поэтому
Национальный Банк Республики Беларусь
не выступает в роли фискального
агента федерального правительства
а, например, в связи с тем, что
на данный момент в Беларуси чеки не
получили такого распространения, как
в США, функция обеспечения механизма
инкассации чеков может не входить
в число основных функций Национального
Банка Республики Беларусь.
Но основной функцией и ФРС США и Национального
Банка Республики Беларусь является регулирование
денежного обращения в соответствии с
потребностями экономики, т.е. осуществление
кредитно-денежной политики. Неудивительным
поэтому является совпадение основных
методов кредитно-денежной политики. Ими
являются:
- изменение учетной ставки;
- операции на открытом рынке;
- изменение нормы
При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.
Видимое благополучие макроэкономических
показателей порождает
5. Формирование единой
денежной системы Беларуси и России
Беларусь и Россия нацелены
на продолжение активной совместной работы
по формированию Единого экономического
пространства.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства Беларуси и России, подписанным 8 декабря 1999 г., Программой действий по его реализации предусматривалось осуществить поэтапную валютную интеграцию двух государств на основе введения с 1 января 2005 г. единой денежной единицы (российского рубля) на территории Союзного государства с единым эмиссионным центром и последующей его заменой с 1 января 2008 г. новой единой валютой. До этого предполагалось осуществить жесткую привязку белорусского рубля к российскому, организовать параллельное хождение российского безналичного рубля на территории Беларуси, решить проблему расчетов в национальной валюте между предприятиями двух стран.
От того, как будут решаться проблемы валютной интеграции Беларуси и России, во многом будет зависеть будущее Союзного государства, социально-экономическое развитие и независимость Республики Беларусь.
Следует отметить, что еще
30 ноября 2000 г. было принято Соглашение
между Правительством Республики Беларусь,
Национальным банком Республики Беларусь
и Правительством Российской Федерации,
Центральным банком Российской Федерации
о мерах по созданию условий по введению
единой денежной единицы (далее – Соглашение).
Соглашение, которое до настоящего времени
не было выполнено, определяет основные
подходы по созданию необходимых условий
для использования рубля Российской Федерации
в качестве единственного законного платежного
средства на территории Союзного государства.
Согласно ст. 2 Соглашения в целях проведения поэтапных преобразований в экономической, финансовой и денежно-кредитной сферах Российской Федерации и Республики Беларусь достаточных для создания условий по введению единой денежной единицы, Стороны принимают Основные элементы Плана совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства, подлежащего разработке в соответствии со Статьей 10 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства.
В качестве первоочередных
мер предусматривались
- устранить множественность обменного
курса белорусского рубля;
- снять все ограничения на проведение
расчетов в национальных валютах между
резидентами Российской Федерации и Республики
Беларусь по текущим операциям;
- унифицировать принципы
и механизмы установления
- Национальному банку Республики Беларусь
перейти к политике привязки белорусского
рубля к российскому рублю.