Денежная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 02:16, реферат

Краткое описание

В заключение необходимо отметить, что, будучи рожденной в тяжелые времена приобретения Республикой Беларусь политической независимости и пройдя один из самых сложных периодов в своем развитии, денежная система республики не раз демонстрировала свою стойкость и гибкость, способность адаптироваться и противостоять влиянию неблагоприятных экономических факторов, и при этом - выполнять свою главную функцию - обеспечивать производство товаров и услуг средствами денежного обращения. Тем не менее, необходимо отметить, что проблемы национальной денежной системы окончательно не решены. Необходима последовательная отработка всех элементов денежной системы и главной проблемой остается обеспечение стабильности национальной денежной единицы.

Вложенные файлы: 1 файл

дкб.docx

— 49.77 Кб (Скачать файл)

Существуют различные  взгляды на проблему валютной интеграции Беларуси и России. Вместе с тем  их сближает общее мнение, что эти  действия должны быть продуманными, экономически и политически выверенными, осуществляться на основе равноправия и взаимной выгоды. 

Современная теория и международная  практика региональной экономической  интеграции показывают, что валютная интеграция является завершающим этапом на пути создания общего экономического пространства и экономического союза  государств. Необходимыми условиями  валютной интеграции являются устоявшиеся  рыночные отношения в государствах, их тесная экономическая взаимозависимость, высокая степень сближения основных макроэкономических показателей, схожесть механизмов формирования внутренних цен, налогов, заработной платы, стабильная национальная валюта, политическая воля руководства стран, общественная поддержка  интеграционным процессам. 

Большинство задач, предусмотренных  Программой по реализации Договора о  создании Союзного государства, позволяющих  сформировать единое экономическое  пространство, не выполнено. Продолжаются гармонизация и унификация гражданского законодательства, регулирующего имущественные  и товарные отношения, унификация законодательства в социально-трудовой сфере. Отсутствуют  общий рынок ценных бумаг, единая торговая и таможенная политика, единая политика в области ценообразования.

Для Беларуси и России помимо общих проблем, вытекающих из международной  теории и практики валютной интеграции, характерны и специфические проблемы. Это прежде всего резко выраженная асимметричность сторон. Россия превосходит Беларусь по территории в 82 раза, по численности населения – в 14, по ВВП – в 28 раз. В связи с этим в любом экономическом союзе этих двух государств удельный вес и влияние российских интересов будут значительно преобладать над интересами белорусскими.

Валютная интеграция является завершающим этапом формирования общего (единого) экономического пространства государств экономической группировки, когда устранены все барьеры  для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, созданы равные условия для субъектов хозяйствования, реально действует Таможенный союз, предполагающий унификацию единой таможенно-тарифной политики по отношению к товарам  из других стран, достигнуто сближение  важнейших макроэкономических показателей, проведена унификация бюджетно-налоговой, ценовой, денежно-кредитной и валютной политики.

Поэтому объединение денежных систем Беларуси и России должно проводиться  не в угоду политической конъюнктуре  к заранее установленному сроку, а как следствие экономической  необходимости дальнейшего развития процессов экономической интеграции государств.

Работа над проектом Соглашения об использовании российского рубля  в качестве единственного законного  платежного средства на территории Республики Беларусь была достаточно сложной. Например, Беларусь и Россия имели различные  концептуальные подходы к срокам и порядку формирования и управления Единым эмиссионным центром двух государств. Белорусская сторона, основываясь  на общих принципах экономической  интеграции, содержащихся в Договоре о создании Союзного государства (равноправие  участников и сохранение их государственного суверенитета), предлагала взаимоувязать  решение вопросов по срокам введения единой денежной единицы – российского  рубля и формирования Единого  эмиссионного центра Союзного государства. 

Одновременно с использованием российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь предлагалось создать Единый эмиссионный  центр Союзного государства, состоящий  из равноправных центральных (национальных) банков двух стран. Высшим органом управления Единого эмиссионного центра должен был стать Межбанковский валютный совет, формируемый на паритетной основе и подотчетный Высшему Государственному Совету Союзного государства. 

Межбанковскому валютному  совету предлагалось делегировать полномочия определения ориентиров предельного  уровня инфляции, денежной эмиссии  и валютного курса. Эмиссия единой денежной единицы (вначале российского  рубля) должна была осуществляться центральными (национальными) банками двух стран  под контролем Межбанковского валютного  совета, лимиты денежной эмиссии –  устанавливаться Межбанковским валютным советом пропорционально масштабам экономик двух стран (доле в общем объеме ВВП).

Такой подход, по мнению белорусской  стороны, позволял учитывать интересы Беларуси, а в перспективе предоставлял возможности присоединения к  создаваемому Валютному союзу других государств Содружества. 
Введение единой валюты прямо не решает основных проблем структурного и рыночного реформирования экономики Беларуси, привлечения инвестиций, технико-технологической модернизации производств, уменьшения количества убыточных предприятий, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. 

Вместе с тем валютный союз приведет, по существу, к серьезным  изменениям во многих областях белорусской  экономики, и не только в ней. Использование  российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Беларуси будет  стимулировать проведение рыночных реформ в белорусской экономике. Можно ожидать более низких темпов инфляции, удешевления кредитов. Беларусь, в связи с ограничением самостоятельности  и утратой многих инструментов в  сфере денежно-кредитного регулирования  экономики, не будет иметь прежних  возможностей финансирования за счет кредитной эмиссии государственных  программ в области жилищного  строительства, сельского хозяйства.  
Переход на более крепкую и стабильную валюту будет побуждать белорусские предприятия к повышению эффективности производства и конкурентоспособности их товаров. Вместе с тем в начальный период велика вероятность увеличения количества убыточных предприятий, уровня реальной безработицы, социальной напряженности в обществе. Юридическим и физическим лицам Республики Беларусь можно рассчитывать на снижение налоговой нагрузки, уменьшение препон во взаимной торговле. 

Следует сделать вывод  о том, что каждое государство  обязано проводить валютную политику таким образом, чтобы не наносить ущерба экономическим интересам  своей страны. Если государство намерено сохранить свой суверенитет, то решающим критерием успеха валютной интеграции становится экономическая целесообразность. Участники валютной интеграции должны оценивать не только плюсы, но и неизбежные минусы такого объединения. Все это, в конечном счете, определяет судьбы валютных союзов.

В настоящее время у  Беларуси нет объективных экономических  предпосылок, а также вынужденной  необходимости (значительные финансовые долги, угрозы безопасности и независимости  государства, возможность получения  каких-то существенных выгод и др.) стремиться любой ценой к установленному сроку осуществить валютную интеграцию с Россией. Создание Валютного союза  Беларуси и России должно диктоваться  прежде всего экономической целесообразностью  и происходить на завершающем этапе формирования Единого экономического пространства, когда завершено создание Таможенного союза государств, достигнуты устойчивое сближение основных макроэкономических показателей, унификация бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой политики, схожесть политико-правового регулирования социально-экономических процессов в обществе. 

Переход на российский рубль  означает для Беларуси утрату собственной  денежно-кредитной и ценовой политики, быстрое поглощение белорусской  экономики страной с неизмеримо большим экономическим потенциалом. 

Межгосударственным Соглашением  предусматривалось, что на первом этапе  роль единой денежной единицы Союзного государства будет выполнять  российский рубль. На втором этапе –  с 1 января 2008 г., – будет введена  в обращение единая денежная единица  Союзного государства. В это же время  будет формироваться единый эмиссионный  центр Союзного государства. С целью  координации действий центральных  банков Беларуси и России создан консультативный  орган – Межбанковский валютный совет Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации.

Для выполнения межгосударственного  Соглашения был принят План совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства. Этим Планом предусмотрены мероприятия  в области макроэкономической, налогово-бюджетной, структурной, внешнеэкономической, денежно-кредитной  политики. Главные цели всех этих мероприятий  – это создание единого экономического пространства Беларуси и России и  выравнивание экономических условий  для субъектов хозяйствования двух стран.

Совместная работа позволила  сформировать единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного  рынка, обеспечить его конвертируемость по текущим операциям платежного баланса, существенно сблизить количественные параметры в денежно-кредитной  политике (темпы инфляции и девальвации  национальных валют, процентные ставки), в значительной степени унифицировать  инструменты монетарного и валютного  регулирования, банковского надзора, бухгалтерского учета в банковских системах двух стран.

Сегодня подготовлен и  подписан проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным  банком Российской Федерации об использовании  рубля Российской Федерации в  качестве единственного законного  платежного средства на территории Республики Беларусь. Согласован также ряд проектов межбанковских соглашений, регулирующих организационно-технические аспекты  введения и обращения в Республике Беларусь российского рубля.

Выработанные механизмы по использованию российского рубля в качестве единственного платежного средства на территории Беларуси позволяют технически обеспечить введение и использование российского рубля.

6. Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь

Во втором полугодии 2012 года были приняты  меры для исправления сложившихся  макроэкономических дисбалансов: обеспечен  выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций.

Во втором полугодии прошлого года обеспечен выход на положительное  сальдо внешней торговли товарами и  услугами: за июль – ноябрь 2012 г. оно  составило 746,5 млн. долларов США. Поступления  валютной выручки от экспорта за июль – декабрь 2012 г. превысили объемы списания валютных средств в оплату импорта более чем на 2,2 млрд. долларов США.

В декабре 2012 года, впервые за несколько  лет, субъекты хозяйствования стали чистыми продавцами иностранной валюты, тогда как ранее наблюдалась устойчивая тенденция чистой покупки. Население, в отличие от начала 2012 года, каждый месяц, начиная с мая, продает валюты больше, чем покупает.[11]

В целом на валютном рынке предложение  иностранной валюты превышает спрос на нее. В этой ситуации для недопущения резкого укрепления белорусского рубля Национальный банк вынужден приобретать иностранную валюту.

Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 января 2012 года достигли 7,9 млрд. долларов США, что соответствует  почти двум месяцам импорта товаров  и услуг.[11]

Во втором полугодии 2012 года возобновился приток срочных рублевых депозитов  населения в банки. С сентября начал восстанавливаться объем  срочных вкладов в иностранной  валюте.

Вместе с тем, возобновление  нормального функционирования внутреннего валютного рынка и выход на единый курс не являются поводом для самоуспокоения. Важно не просто выйти на единый курс. Важно обеспечить его относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого необходимо, чтобы работа всей экономики приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, должны быть созданы все условия для того, чтобы белорусская продукция была конкурентоспособна по цене и по качеству, пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Важнейшей задачей на ближайшую  перспективу остается сокращение внешней  дебиторской задолженности реального  сектора экономики. От успешности решения этой проблемы во многом зависит устойчивость функционирования банковской системы, поддержание равновесия на внутреннем валютном рынке, накопление необходимых стране валютных резервов.

В 2013 году денежно-кредитная  политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание  ценовой стабильности в экономике.

Для поддержания внешней  и внутренней сбалансированности экономики  обменный курс белорусского рубля, как  и в 2012 году, будет формироваться  исходя из спроса и предложения иностранной  валюты при ограниченном участии  Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания)

Цель денежно-кредитной  политики в 2013 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики,   принимаемых Правительством Республики Беларусь.

        Наряду  с достижением цели денежно-кредитной  политики Национальный банк и  Правительство Республики Беларусь  продолжат реализацию мер, направленных  на поддержание золотовалютных  резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность  страны.

С учетом погашения Республикой  Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте, привлечения  прямых иностранных инвестиций в  экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой  основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные  резервные активы в соответствии с методологией

Информация о работе Денежная система Республики Беларусь