Денежная система Респулики Беларусь: особенности и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве. Ключевой особенностью финансовой и денежно-кредитной системы Беларуси является то, что она изначально создавалась полностью государственной. Отсюда и ее сильная прямая зависимость от государства, от его политики и решений. По этой причине она никогда не была устойчивой и саморазвивающейся. Развитие экономики любого государства не возможно без эффективной системы денежного обращения и использования современных механизмов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
4
1.
Понятие денежной системы и её элементы………………………………
6
2
Оценка денежной системы в Республике Беларусь……………………..
11
3
Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь………
27

Заключение…………………………………………………………………
30

Список использованных источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой денежная система.doc

— 170.38 Кб (Скачать файл)

Цели монетарной политики

Прогноз монетарных балансов

Лимиты и меры по регулированию  денежной эмиссии

Направления процентной политики

 

Квартальные прогнозы и меры по их реализации

 

Внутриквартальная работа

Ежемесячно:

Прогноз и меры

Процентные ставки

Еженедельно:

Прогноз ликвидности

Процентные стваки

План операций

Ежедневно:

Сбор и анализ информации:

  • Пассивный прогноз ликвидности банков
  • Операции Правительства
  • Результаты текущих операций денежного рынка
  • Заявки банков
  • Активный прогноз ликвидности
  • Согласование операций

операции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монетарные  стредства


Национального банка

Операции рефинансирования банков

Рыночные операции рефинанстрования:

Покупка у банков государственных  ценных бумаг на срок

Покупка у банков иностранной валюты на срок

Ломбардный кредит

Резервный кредит

Однодневный расчётный кредит

Нецелевой кредит (под залог имущества  банка)

Целевые кредиты

Предоставление  ресурсов Правительству

Покупка государственных ценных бумаг

Краткосрочный кредит

Кредит на покрытие дефицита республиканского бюджета

Операции привлечения  ресурсов банка

Обязательное резервирование

Продажа государственных ценных бумаг

Выпуск собственных ценных бумаг

Приём в депозиты

Валютные операции

Покупка иностранной валюты

Продажа иностранной валюты

Привлечение и размещение валютных займов

Регулирование цен на денежном рынке

Базовая ставка рефинансирования

Ставки по целевым кредитам

Ставки по рыночным операциям рефинансирования банков

Ставки по операциям привлечения  ресурсов банков

Ограничения маржи для коммерческих банков

Ограничения ставок на межбанковском  кредитном рынке

Лимитирование ставок коммерческих банков

Курс продажи и покупки иностранной  валюты

Пруденциальные  нормативы для коммерческих банков

 

Регламентирование операций коммерческих банков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Монетарные инструменты Национального банка и организация монетарного регулирования

 

Примечание: источник [ 13 ]

 

Основное влияние на денежно-кредитную  сферу оказывают операции Национального  банка по рефинансированию ликвидности  банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчётное  обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средст-так называемых кассовых разрывов. Для реализации целей монетарного регулирования, прежде всего для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков и т.д.

 

 

Таблица 1.1 -Широкая денежная масса млрд. рублей

Показатели

01.01.11

01.04.11

01.07.11

01.08.11

01.09.11

1. Наличные  деньги в обороте – М0

4 493.9

4 575.1

6 334.6

7 059.3

6 709.7

2.Переводные  депозиты

9 169.0

7 915.0

10 467.1

10 566.0

11 311.7

2.1. Физических лиц

2 831.0

2 649.3

3 433.5

3 983.1

3 411.3

2.2. Юридических лиц

6 338.1

5 265.7

7 033.6

6 582.9

7 900.5

Денежный  агрегат – М1

13 662.9

12 490.1

16 801.8

17 625.3

18 021.4

3. Срочные  депозиты

11 736.3

12 696.6

14 566.0

15 174.3

15 681.3

3.1. Физических лиц

6 979.9

7 057.7

6 687.1

6 978.6

7 047.9

3.2. Юридических лиц

4 756.4

5 638.9

7 878.9

8 195.6

8 633.4

Денежная  масса в национальном 
определении – М2

25 399.3

25 186.7

31 367.8

32 799.6

33 702.7

4. Ценные  бумаги, выпущен ные банками (вне  банков ского оборота) в национальной  валюте

1 025.8

1 562.0

1 160.5

1 505.0

1 720.6

Рублевая  денежная масса – М2

26 425.0

26 748.7

32 528.3

34 304.6

35 423.3

5. Депозиты  в иностранной валюте

22 121.3

22 593.1

32 220.8

31 867.7

33 776.5

5.1 Переводные  депозиты

5 051.9

4 955.0

8 258.4

7 788.1

9 256.6

5.1.1 Физических лиц

666.0

691.1

838.5

874.1

894.2

5.1.2. Юридических лиц

4 385.8

4 263.9

7 419.9

6 914.0

8 362.3

5.2. Срочные депозиты

17 069.5

17 638.1

23 962.4

24 079.6

24 519.9

5.2.1. Физических лиц

12 480.4

13 481.3

16 465.4

16 686.8

17 096.4

5.2.2. Юридических лиц

4 589.0

4 156.7

7 497.0

7 392.8

7 423.5

6. Ценные  бумаги, выпущенные 
банками (вне банковского оборота) 
в иностранной валюте

1 697.4

1 629.4

2 372.7

2 214.8

2 097.3

7. Депозиты  в драгоценных металлах

16.4

47.2

107.9

114.6

196.5

Широкая денежная масса – М3

50 260.2

51 018.4

67 229.7

68 501.6

71 493


Примечание-Источник: [10]    

 

 

 В условиях  существенного ослабления белорусского  рубля  широкая  денежная  масса  за  январь-август 2011 г.  увеличилась  на 42,2 процента. В   годовом  выражении темп ее  прироста на 1 сентября 2011 г. составил 60,7 процента. За август 2011 г. она  возросла на 4,4 процента.

 Вследствие  повышения  интенсивности  инфляционных  процессов, постепенного снижения  реальных  денежных  доходов  субъектов  хозяйствования  и  населения  уровень  монетизации  экономики,  рассчитанный  по  среднегодовой  рублевой  денежной массе, снизился с 13,8 процента на 1 сентября 2010 г. до 13,1 процента на 1 сентября 2011 г., по широкой денежной массе - с 25,6 процента до 25 процентов соответственно.  Скорость  обращения  денежного  агрегата  М2*  в  среднегодовом  исчислении c 1 сентября 2010 г. по 1 сентября 2011 г. увеличилась на 5,5 процента, денежного агрегата М3 - на 2,5 процента.

Депозиты  в иностранной валюте в долларовом эквиваленте на 1 сентября 2011 г. сформировались в объеме 6,63 млрд. долларов США и за январь-август 2011 г. снизились на 10,1 процента.

Основной  удельный вес (53,3 процента) в общем  объеме депозитов в иностранной  валюте на 1 сентября 2011 г. по-прежнему занимали сбережения населения (59,4 процента на 1 января 2011 г.). 

Депозиты  в  иностранной  валюте юридических  лиц  за  январь-август 2011 г.  возросли на 3,5 процента. 

За январь-август 2011 г. доля рублевой составляющей в широкой денежной массе к  иностранным  валютам  сократилась  на 3,1 процентного  пункта (до 49,5 процента  на 1 сентября 2011 г.) при ее увеличении за август текущего года на 0,6 процентного пункта.

Важное значение в структуре денежного оборота  имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в  общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.

Порядок установления валютного курса (котировка валют) — определение соотношения между  денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует  «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки  является покупательная способность  национальных валют, а также спрос  и предложение той или иной валюты на валютных рынках.

Одной из важнейших  целей деятельности Национального  банка Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам, а также регулирование  денежного обращения. С этой целью  банк разрабатывает комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования  и использует его для поддержания  устойчивости денежной системы ( таблица 1.2).

Функционирование  денежно-кредитной сферы в январе-сентябре 2011 г.  характеризовалось следующими основными процессами:

в первые месяцы 2011 г.  в условиях увеличения дефицита внешнеторгового ба-

ланса,  недостаточного притока иностранных инвестиций и значительного роста чистого спроса на иностранную валюту со стороны населения наблюдалось ухудшение состояния внутреннего валютного рынка;

в мае 2011 г.  в качестве вынужденной меры,  направленной на выравнивание

внешних и  внутренних дисбалансов экономики,  было допущено разовое ослабление официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам;  в последующие месяцы снижение белорусского рубля было продолжено. В целом после проведенной корректировки обменного курса была повышена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта;

в результате реализации Национальным банком и Правительством ряда мер оперативного характера,  а также мер по ужесточению экономической политики объем чистой покупки иностранной валюты на валютном рынке в июле-августе снизился, в то время как в сентябре наблюдалась ее чистая продажа;

с 14 сентября на биржевом рынке начала работу дополнительная торговая сессия, на которой операции покупки -  продажи иностранной валюты осуществлялись по курсу, сложившемуся в соответствии со спросом и предложением, предельные значения обменных курсов, по которым могут осуществляться покупка-продажа и конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, были отменены;

процентные  ставки на кредитном и депозитном рынке постепенно увеличивались под воздействием процентной политики Национального банка, направленной, прежде всего, на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях;

в июне-сентябре наблюдался приток по срочным рублевым депозитам населения;

с начала июня Национальным банком было прекращено предоставление ресурсов банкам для кредитования ими государственных программ;

сохраняются достаточно значительные объемы кредитования экономики банками,  в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства;

платежная система  обеспечивала своевременное и безопасное проведение меж-

банковских  расчетов.

 

Таблица 1.2- Сведения о средневзвешенном курсе  белорусского рубля по отношению

к иностранным  валютам на валютном рынке Республики Беларусь за 2010 год рублей

 

 

 

Период

Средневзвешенный  курс белорусского рубля

по отношению к:

евро

российскому

рублю

украинской

гривне

доллару США

январь

4042,69

100,77

366,20

3030,73

февраль

4151,52

103,75

368,87

3039,85

январь-февраль

4085,81

102,37

367,48

3034,93

март

4265,26

107,97

384,26

3059,34

1 квартал

4 135.10

104.51

376.48 

3 043.13

апрель

4 723.03

124.57

454.04

3 241.44

январь-апрель

4 275.85

109.38

433.04

3 093.51

май

6 672.23

165.46 

535.23 

4 506.05

январь-май

4 580.01

120.58

472.76

3 262.00

июнь

6 701.39

179.36

630.55 

5 014.44

2 квартал

5 772.58

157.03

501.25

4 078.35

1 полугодие

4 795.81

130.66

481.78

3 484.65

июль

7 157.93

179.57

627.61

5 001.35

январь-июль

5 034.27

137.88

487.57

3 672.49

август

7 171.96

176.73

630.85

5 039.52

январь-август

5 267.47

142.78

492.01 

3 858.61

сентябрь

7 748.96

200.02 

831.11

5 642.01

3 квартал

7 469.80

185.31

713.77

5 298.70

январь-сентябрь

5 709.74

149.10 

508.20

4 150.19


Примечание-Источник: [10]

 

Основным фактором роста широкой  денежной массы стало увеличение требований банков к экономике и  чистых иностранных активов Национального  банка. Сдерживающее влияние оказали снижение чистых иностранных активов банковского сектора и увеличение депозитов Правительства в иностранной валюте на счетах в Национальном банке ( таблица 1.3).

 

Таблица 1.3- Обзор Национального банка Республики Беларусь млрд. рублей

Показатели 

01.01.2011

01.07.2011

01.08.2011

01.09.2010

01.10.2011

1

2

3

4

5

6

Чистые иностранные активы

10 654.0

15 715.8

16 273.1

19 285.9

21 568.4

Требования к нерезидентам

16 295.5

24 516.8

25 149.7

28 468.4

31 504.3

Монетарное золото и СДР 

4 672.0

7 323.4

7 899.4

8 907.6

8 742.6

Иностранная валюта

296.9

586.1

613.5

622.8

706.5

Депозиты 

8 692.1

15 309.0

14 820.7

17 389.4

20 913.2

Ценные бумаги, кроме акций 

0.0

0.1

0.1

0.1

0.1

Кредиты

2 629.2

1 286.7

1 802.8

1 539.0

1 136.6

Прочее 

5.2

11.6

13.3

9.5

5.4

Обязательства перед нерезидентами 

5 641.4

8 801.1

8 876.6

9 182.5

9 935.9

Депозиты 

3 357.9

3 896.9

3 895.2

3 932.7

4 035.9

Кредиты

2 214.5

3 064.5

3 066.6

3 183.2

3 409.5

Прочее 

69.1

1 839.6

1 914.8

2 066.5

2 490.5

Чистые требования к органам  государственного управления

-14 570.9

-23 308.7

-21 851.8

-23 385.9

-23 909.4

Требования к органам государственного управления

2 133.5

2 206.2

2 206.5

2 209.3

2 206.9

Ценные бумаги

1 812.6

1 885.1

1 885.4

1 888.0

1 885.2

Другие требования

320.9

321.1 

321.2

321.3

321.7

Обязательства перед орга нами государственного управления

16 704.4

25 514.9

24 058.3

25 595.2

26 116.2

Депозиты

16 704.4

25 514.9

24 056.6

25 593.3

26 116.2

Другие обязательства

0.0

0.0

1.7

1.9

0.0

Требования к банкам

27 962.8

34 887.6

35 039.1

35 913.5

34 160.5

Требования к другим секторам

3 359.3

5 121.6

6 006.5

6 154.1

6 162.7

Требования к другим фи нансовым организациям

112.9

114.7 

114.7

148.7 

148.7

Требования к государ ственным нефинансовым организациям

261.6

279.3

283.4

285.1

291.6

Требования к другим нефинансовым организациям

2 861.9

4 582.7

5 457.0

5 564.4

5 565.5

Требования к физическим лицам

122.9 

144.8 

151.4 

155.9

156.9

Денежная база

10 187.6

11 688.7

13 867.6

14 414.8

16 331.4

Наличные деньги в обороте

4 493.9

6 334.6

7 059.3

6 709.7

7 727.1

Наличные деньги в кассах банков

1 714.0

1 724.4

1 954.5

2 339.1

2 280.8

Обязательные резервы

3 960.0

3 607.4

4 755.6

5 229.9

5 696.1

Депозиты банков

17.2

18.7

95.5

133.8

624.4

Депозиты других секторов

2.5

3.6

2.6

2.2

3.1

Ценные бумаги, кроме акций, включенные в денежную массу

0.0

0.0

0.0

0.0

0.0

Другие обязательства перед  другими депозит ными корпорациями

14 902.5

28 920.4

29 666.1

31 078.5

32 899.0

Депозиты

12 333.9

20 972.2

20 905.1

21 557.7

23 023.3

Производные финансовые инструменты

1 723.1

6 817.7

7 739.7

8 255.6

8 897.2

Прочее

845.5

1 130.5

1 021.3

1 265.2

978.5

Депозиты, не включаемые в денежную массу

385.2

817.3

899.0

922.8

981.9

Ценные бумаги, кроме акций,

не включаемые в денежную массу

255.9

270.7

273.7

280.1

284.7

Акции и другие виды участия в  капитале

4 176.1

8 263.9

9 161.5

10 903.6

10 161.3

Прочие статьи (чистые)

-2 502.0

-17 544.8

-18 400.8

-19 632.1

-22 675.9

Другие пассивы

10 036.9

16 131.6

16 106.2

16 479.3

18 058.2

Другие активы

12 538.9

33 676.4

34 507.0

36 111.4

40 734.1

Информация о работе Денежная система Респулики Беларусь: особенности и перспективы развития