Денежно-кредитная политика: методы и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты денежно-кредитного регулирования в РК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
•описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики
•рассмотреть инструменты денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики
•определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...5
1.1 Экономическая сущность денежно – кредитной политики……………….5
1.2 Методы и инструменты денежно – кредитной политики…………………8
2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА 2009-2012 ГОДЫ…………………………………………………………………15
2.1 Сравнительный анализ денежно – кредитной политики НБ РК………….15
2.2 Основные направления денежно – кредитной политики на 2012 год……21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РК………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

3. регулирование  объема кредитных операции и  денежной эмиссий. Применяется,  прежде всего, для воздействия  на хозяйственную активность. Это  направление тесно связанно с первым и вторым направлениям [5, с.188].

Осуществляя денежно-кредитную  политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен [6, с.256].

1.2 Методы и  инструменты денежно – кредитной  политики

 

 

Методы денежно-кредитной  политики - это совокупность приемов  и операций, посредством которых  субъекты денежно-кредитной политики - Национальный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и банки второго уровня как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система  методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В рамках денежно-кредитной  политики применяются методы прямого  и косвенного регулирования денежно-кредитной  сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме  различных директив Национального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля НБ за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми [1].

Определение и выбор методов денежно-кредитного регулирования является основополагающим, так как применяемые инструменты не обладают равной и одинаковой степенью эффективности. Поэтому при определении тактики осуществления денежно-кредитной политики выбираются наиболее оптимальные инструменты денежно-кредитного регулирования [7, с. 51].

Помимо деления  методов денежно-кредитного регулирования  на прямые и косвенные различают  также общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной  политики

Общие методы денежно-кредитного регулирования - это методы, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом. Основными из них являются:

1 Операции на  открытом рынке заключается в  продаже или покупке НБ у  коммерческих банков ценных бумаг  по рыночному или заранее объявленному  курсу. Инициатором этих операции  всегда является государство,  а коммерческий банк и население становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды. Посредством проведения НБ операции на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита, и следовательно спроса на деньги [8, с.672].

2. Резервная  норма (резервные требования) - это  часть банковских депозитов, которая должна быть в Национальном банке.

Резервная норма - это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, которые  коммерческие банки не имеют право  использовать для осуществления  своих операции. Это резервная норма устанавливается государством (с помощью НБ и как правило в течение финансового года может несколько раз изменяться). Через регулирование нормы обязательное резервирование государство увеличивает или уменьшают совокупную денежную массу в стране. В целях регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков Национальным Банком Казахстана используются нормативы минимальных резервных требований.

Нормативы минимальных  резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как  процент от суммы обязательств банков.

Структура обязательств банков, принимаемых для расчета, условия выполнения минимальных резервных требований и порядок их резервирования, а также нормативы минимальных резервных требований устанавливаются Национальным Банком Казахстана. Изменение нормативов минимальных резервных требований вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения. При нарушении нормативов минимальных резервных требований банки несут ответственность установленную законами Республики Казахстан. В десятидневный срок со дня назначения председателя ликвидационной комиссии Национальный Банк Казахстана возвращает ликвидационной комиссии банка зарезервированные у него средства [9, с.16].

3. Учетная ставка - это ставка рефинансирования, по  которой НБ предоставляет ссуды  коммерческим банкам и переучитывает их векселя. Если НБ повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит НБ обойдется дороже, поэтому они стараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то и другое вызывает снижение объема денежной массы. Снижение учетной ставки приводит к расширению кредита и увеличению количества денег в обращении.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом  кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращение центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге сокращению кредитных операций [10, с.149].

Среди рассмотренных  методов денежно-кредитной политики наиболее эффективным являются операции на открытом рынке. Реализация государственных  ценных бумаг позволяет за небольшой  промежуток времени существенно  повлиять на совокупную денежную массу, участвующую в обращении. Два других метода, хотя и используются правительствами многих стран, оказать существенное воздействие на денежное обращение не могут. Поэтому общие методы могут дополняться рядом других мер денежно-кредитной политики:

a) Когда темп инфляции ежедневно составляет 1000% и деньги постоянно обесцениваются так, что их покупательская способность становится нулевой, государство проводит денежную реформу нуллификацию или деноминацию. Это крайняя мера применяется в исключительных случаях.

b) В целях ограничения потребительского кредита НБ обязывает коммерческие банки, предоставляющие кредит частным лицам делать специальные вклады в резервный фонд. Этим государство сдерживает желание коммерческих банков предоставлять потребительский кредит, поскольку резервные деньги не приносят процент.

c) Иногда правительство, проводя политику борьбы с инфляцией, рекомендует коммерческим банком сокращать кредитование. Банки, зная о возможных санкциях со стороны государства, как правило, стараются их выполнять [11, с.362].

В системе денежно-кредитной  политики всегда имеются ряд косвенных  методов регулирования денежной массы, среди которых особое значение имеют такие как:

  • Государственная регистрация банков. Во всех странах с рыночной экономикой в качестве обязательного условия регистрации и получения лицензий коммерческие банки обязаны наличия у него уставного фонда в определенном фиксированном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставного фонда государство, таким образом, косвенно воздействует на количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссии.
  • Амортизационная политика. Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует увеличению или уменьшению денежной массы, то есть ускоренная амортизация дает возможность предприятиям быстро возвращать вложенные вещественные факторы производства денежные средства и использовать их для развития производства [12, с.656].

К селективным  методам относятся:

1.Контроль по отдельным  видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

2.Регулирование рынка ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах, регулирующих операционную деятельность банка, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операции. Риск банковской деятельности определяется через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка [13, с.48].

Все перечисленные  методы оказывают косвенное и общее воздействие на экономику, поэтому количественный результат применения этих средств чрезвычайно трудно поддается предварительной оценке.

Денежно-кредитное регулирование  экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, который предполагает следующее:

политику денежно-кредитных рестрикций, которая предполагает ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств для участников кредитной системы в центральном банке; повышения уровня процентных ставок; ограничения темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;

политику денежно-кредитной экспансии, которая предполагает стимулирование кредитных операций; снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы; падение уровня кредитных ставок; ускорение оборачиваемости денежной единицы (рис. 2):

 

Рисунок 2. Денежно-кредитное регулирование экономики http://www.grandars.ru/

 

Национальный  банк Республики является его центральным  банком, представляющим собой первый уровень банковской системы, осуществляющий таким образом денежно-кредитную, валютную политику государства, а также выполняющим контроль за банковско-финансовой системой [14, с.320].

Основные задачи Нацбанка определены в ст. 7 Указа  о Нацбанке, которыми являются:

- разработка  и проведение политики государства  в области денежного обращения,  кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений;

- содействие  обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы;

- защита интересов  кредиторов и вкладчиков, а также  клиентов организаций по купле-продаже иностранной валюты.

Национальный банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

1. проведение  государственной денежно-кредитной  политики в Республике Казахстан;

2. осуществление  эмиссии банкнот и монет на  территории Республики Казахстан;

3. осуществление функции банка банков;

Информация о работе Денежно-кредитная политика: методы и инструменты