Денежно-кредитная политика: методы и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты денежно-кредитного регулирования в РК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
•описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики
•рассмотреть инструменты денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики
•определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...5
1.1 Экономическая сущность денежно – кредитной политики……………….5
1.2 Методы и инструменты денежно – кредитной политики…………………8
2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА 2009-2012 ГОДЫ…………………………………………………………………15
2.1 Сравнительный анализ денежно – кредитной политики НБ РК………….15
2.2 Основные направления денежно – кредитной политики на 2012 год……21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РК………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

4. осуществление  функции банка, финансового советника,  агента Правительства Республики  Казахстан и иных услуг для  Правительства и других государственных  органов по соглашению с ними;

5. организация  функционирования платежных систем;

6. осуществление  валютного регулирования и валютного  контроля в Республике Казахстан;

7. управление  золотовалютными активами Национального  банка;

8. осуществление  контроля и надзора за деятельностью  финансовых организаций, а также  регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка и др.

9. осуществление  доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан [15].

Национальный  банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем заимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства [16, с.450].

Денежно - кредитная  политика осуществляется путем установления:

1. официальной  ставки рефинансирования;

2. уровней ставок  вознаграждения по основным операциям  денежно - кредитной политики;

3. нормативов  минимальных резервных требований;

4. в исключительных  случаях прямых количественных  ограничений на уровень и объемы  отдельных видов операций.

В целях реализации денежно - кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие  виды операций:

1) предоставление  займов;

2) прием депозитов;

3) валютные интервенции;

4) выпуск краткосрочных  нот Национального Банка Казахстана;

5) покупка и  продажа государственных и других  ценных бумаг, в том числе  с правом обратного выкупа;

6) переучет коммерческих  векселей;

7) другие операции по решению Правления Национального Банка.

Покупка и продажа  государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей  денежно - кредитной политики.

Национальный  Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно - кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно - кредитной политики.

Национальный  Банк Казахстана регулирует общий объем  заимствования банков в соответствии с принятыми ориентирами денежно - кредитной политики [17, с.93].

Порядок, условия  предоставления и погашения, виды, сроки  и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.

Предметом залога для обеспечения исполнения обязательств по займам Национального Банка Казахстана может быть имущество, предусмотренное нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана.

Валютные интервенции  Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем  купли - продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге. Валютные интервенции Национального Банка Казахстана проводятся в рамках общей денежно - кредитной политики.

Порядок, условия  привлечения и погашения, сроки и лимиты привлечения депозитов определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана вправе привлекать депозиты, как в национальной, так и в иностранной валюте [18, с.101].

Краткосрочные ноты Национального Банка Казахстана - государственные ценные бумаги, эмитируемые Национальным Банком Казахстана. Порядок и условия выпуска, размещения, обращения и погашения краткосрочных нот определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана в соответствии с целями денежно - кредитной политики вправе осуществлять выпуск краткосрочных нот, как в национальной, так и в иностранной валюте.

Национальный  Банк Казахстана устанавливает порядок  переучета коммерческих векселей и  условия, предъявляемые для приема коммерческих векселей к переучету Национальным Банком Казахстана.

Под прямыми  количественными ограничениями  Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и  сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей.

Национальный  Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления  инфляционных процессов косвенными методами денежно - кредитного регулирования.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что первоочередной задачей государственного сектора является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

Денежно-кредитная  политика проводится главным образом  Центральным банком. Конечной целью  проводимой Центральным банком денежно-кредитной  политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего  достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов с помощью методов рассмотренных выше.

2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА 2009-2012 ГОДЫ

 

2.1 Сравнительный анализ денежно – кредитной политики НБ РК

 

 

После двух лет  турбулентности во второй половине 2009 года мировая экономика стала  выходить из рецессии. Этому способствовали антикризисные меры поддержки, принятые в большинстве стран мира в 2008-2009 годах, а также улучшение конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках. Фактические результаты экономической динамики оказались лучше прогнозов.

В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной  политики Республики Казахстан Национальный Банк предпринимает меры, направленные на обеспечение стабильности цен, обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны. Исходя из этого, в стране формируется соответствующий уровень инфляции (рис. 3):

 

Рисунок 3. Уровень  инфляции

 

Как видно из рисунка задача, которая стояла перед Национальным Банком РК по обеспечению стабильности цен, т.е. поддержание низкого уровня годовой инфляции на уровне 6-8% была выполнена.

По итогам 2010 года годовая  инфляция сложилась на уровне 7,8%, что  на 1,6 п.п. выше по сравнению с инфляцией 2009 года (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года –  6,2%). Среднегодовая инфляция составила 7,1%, против 7,3% в 2009 году, в 2011 году 8,3%. В 2009 году отмечалась устойчивая тенденция снижения инфляции. Низкая деловая активность, стагнация кредитной активности банков, низкие темпы роста денежных доходов населения, ограниченный потребительский спрос послужили основными факторами снижения инфляционного фона в экономике.

В 2010 году отмечалось сохранение инфляционного фона в  экономике. Причиной неснижения инфляционного фона в экономике в 2010 году стало проявление внешних факторов. Повышение мировых цен на товарных рынках, включая цены на нефть, металлы, способствовало росту цен казахстанских предприятий-производителей промышленной продукции. Кроме того, неблагоприятные погодные условия (засуха, пожары) в некоторых странах привели к сокращению производства отдельных видов продовольствия, в том числе зерновых культур. Данная ситуация способствовала нарастанию инфляционных ожиданий внутри Казахстана.

Факторы роста  инфляции в 2010 году были также связаны  с несбалансированностью спроса и предложения в экономике. При этом одной из главных причин расширения совокупного спроса в экономике стал рост денежных доходов населения, что в 2010 году было подкреплено не только оживлением деловой активности, но также повышением заработных плат, социальных пособий и пенсий из государственного бюджета на 25% в апреле 2010 года. В 2010 году ускорение годовой инфляции произошло на фоне увеличения темпов роста цен на продовольственные товары, тогда как темпы роста цен на непродовольственные товары и платные услуги замедлились.

В 2011 году инфляция в годовом выражении сложилась  на 0,4 процентных пункта ниже по сравнению  с инфляцией 2010 года. Факторы роста инфляции в 2011 году были  связаны с неэффективностью механизма ценообразования, отсутствием или низкой конкуренцией, монополизированностью отдельных рынков товаров и услуг, а также стабильным ростом денежных доходов населения.

Если говорить о валютной политике, проводимой НБ РК, следует отметить, что, в феврале 2009 года Национальным Банком был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за долл. +/-3%. Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания, улучшить состояние платежного баланса, сохранить золотовалютные резервы Национального Банка. Меры Национального Банка, а также благоприятная ценовая конъюнктура на  основные позиции казахстанского экспорта способствовали сохранению стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке в 2010 году. Тенденция укрепления национальной валюты, начавшаяся с конца 2009 года, продолжилась и в начале 2011 года. В конце февраля 2011 года Национальный Банк Республики Казахстан осуществил переход к режиму управляемого плавающего обменного курса тенге с отменой валютного коридора. Начиная с мая 2011 года, наметилась тенденция к ослаблению курса тенге, которая усилилась в августе и сентябре 2011 года. В целях недопущения значительных скачков курса и поддержания стабильности на валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан участвовал на рынке в качестве, как покупателя, так и продавца иностранной валюты в зависимости от ситуации.

В 2009, 2010, 2011, 2012 годах Национальным Банком были приняты дополнительные меры по обеспечению стабильности на финансовом рынке. Принимались меры по предоставлению банкам краткосрочной тенговой ликвидности, а также по совершенствованию системы рефинансирования банков Национальным Банком (рис. 4):

 

Рисунок 4. Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке

 

Во 2 квартале 2009 года отмечалась стабилизация ситуации с краткосрочной  ликвидностью у  банков. За 2 квартал 2009 года итогом операций Национального Банка на финансовом рынке стало увеличение ликвидности  в основном за счет проведения Национальным Банком операций рефинансирования. При этом следует отметить, что увеличение ликвидности было зафиксировано только в апреле, тогда как в мае-июне итогом операций Национального Банка стало изъятие ликвидности. Во 2 квартале 2010 и  2011 года банки располагали достаточной тенговой ликвидностью. За 2 квартал 2010 года итогом операций на финансовом рынке стало изъятие тенговой ликвидности в основном за счет операций купли- продажи иностранной валюты Национальным Банком на внутреннем валютном рынке, а за 2 квартал 2011 года итогом операций НБ РК стало предоставление тенговой ликвидности, что произошло в основном за счет снижения остатков на депозитах и корреспондентских тенговых счетах банков в Национальном Банке. Во 2 квартале 2012 года значительных колебаний на денежном рынке не наблюдалось, ситуация с тенговой ликвидностью оставалась стабильной.  За 2 квартал 2012 года итогом операций стало изъятие тенговой ликвидности, что произошло в основном за счет роста остатков средств банков на корреспондентских счетах в Национальном Банке.

Помимо проведения стерилизационных операций Национальный Банк продолжил  предоставление банковскому сектору  займов рефинансирования посредством  проведения операций обратного РЕПО (рис. 5):

 инфляции 2 квартал 2009 года 46

Рисунок 5.  Объем непогашенной задолженности по выданным банкам займам рефинансирования

 

Исходя из приведенных  выше данных, следует вывод о том, что в 2009 году Национальный Банк предоставлял займы рефинансирования банкам посредством операций обратного РЕПО и в январе-феврале 2009 года – операций СВОП. Общий объем операций обратного РЕПО за 2009 год составил 5,9 трлн. тенге, операций СВОП – 1,4 трлн. тенге, за 2010 год – 5,7 трлн. тенге, за 2011 год – 5,5 трлн. тенге. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней и 1 месяц. По состоянию на конец 2009 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком по операциям обратного РЕПО составлял 404,9 млрд. тенге, в 2010 году – 469,4 млрд. тенге, в 2011 году – 331,1 млрд. тенге.  

Информация о работе Денежно-кредитная политика: методы и инструменты