Денежно-кредитная политика: методы и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты денежно-кредитного регулирования в РК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
•описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики
•рассмотреть инструменты денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики
•определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...5
1.1 Экономическая сущность денежно – кредитной политики……………….5
1.2 Методы и инструменты денежно – кредитной политики…………………8
2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА 2009-2012 ГОДЫ…………………………………………………………………15
2.1 Сравнительный анализ денежно – кредитной политики НБ РК………….15
2.2 Основные направления денежно – кредитной политики на 2012 год……21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РК………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

Регулирование краткосрочной ликвидности на денежном рынке производилось Национальным Банком путем эмиссии краткосрочных нот и привлечения от банков депозитов. Несмотря на снижение процентных ставок, спрос на данные инструменты со стороны банков оставался высоким (рис. 5):

 

Рисунок 5. Выпущенные краткосрочные ноты

 

Во 2 квартале 2009, 2010, 2011 года увеличился спрос со стороны  банков на краткосрочные ноты Национального Банка. Однако Национальный Банк удовлетворял данный спрос не в полном объеме. Это было связано с инициативой Национального Банка по переориентированию участников рынка краткосрочных государственных ценных бумаг на казначейские обязательства Министерства финансов. Тем не менее, Министерством финансов не была поддержана инициатива Национального Банка, в связи с чем преобладающими оставались средне- и долгосрочные облигации Министерства финансов.

Во 2 квартале 2009 года краткосрочных нот было выпущено на сумму 350 млрд. тенге, во 2 квартале 2010 года объем нот составил 819,9 млрд. тенге, во 2 квартале 2011 года-1019,8 млрд. тенге. Во 2 квартале 2012 года спрос на краткосрочные ноты Национального Банка со стороны банков несколько снизился. Объем выпущенных краткосрочных нот во 2 квартале 2012 года составил 241,7 млрд. тенге. Наибольший объем эмиссии краткосрочных нот пришелся на апрель (более 40% от всего объема эмиссии за 2 квартал 2012 года).

Изменения в  депозитной политике выражались в том что, в 2010 году от банков второго уровня было привлечено депозитов на сумму 17,1 трлн. тенге, что на 5,0% больше, чем в 2009 году (16,3 трлн. тенге). В 2011 году от банков было привлечено депозитов на сумму 13,3 трлн. тенге, что на 22,0% меньше, чем в 2010 году. В 2009 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку рефинансирования с 10,5% до исторически тогда минимального уровня – 7,0%. С 10 августа 2009 года Национальный Банк принимает депозиты от банков сроком на 7 дней и 1 месяц. В 2010 году коридор процентных ставок Национального Банка оставался неизменным, с 9 марта 2011 года происходит повышение ставки рефинансирования до 7,5%, а с 6 августа 2012 года снижение до 5,5% (рис. 6):

 

Рисунок 6. Изменение  ставки рефинансирования

 

Теоретически  ставка рефинансирования является одним  из наиболее эффективных средств контроля за процентными ставками коммерческих банков и инструментом корректировки инфляции, однако в Казахстане данный вид инструментов используется в основном для поддержки краткосрочной ликвидности банков. В связи с тенденцией замедления темпов годовой инфляции, а также сложившимися условиями функционирования финансового рынка, Правление Национального Банка Республики Казахстан постановило установить с 6 августа 2012 года официальную ставку рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на уровне 5,5% годовых.

Необходимо  также отметить ещё один из важных инструментов осуществления денежно  – кредитной политики - МРТ. С 3 марта 2009 года нормативы минимальных резервных  требований для банков были снижены  с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам банка и с 3% до 2,5% по иным обязательствам банка. Механизм минимальных резервных требований, а также их нормативы в 2010 году не менялись. В условиях сохранения инфляционного давления с целью ужесточения денежно-кредитной политики норматив МРТ по внутренним обязательствам был установлен на уровне 2,5%, по иным обязательствам – на уровне 4,5%. В соответствии с действующим законодательством новые нормативы МРТ вступили в действие с 31 мая 2011 года.

Динамика показателей  денежного предложения в 2009-2012 годах демонстрировала показатели роста. Денежная база на конец июня 2009-2012 года соответственно составила  2009 год-2333,8 млрд. тенге (расширилась на 17,3%), 2010 год-2738,4 млрд. тенге, 2011 год-2888,1 млрд. тенге, 2012 год-3454,7 млрд. тенге.  Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков в Национальном Банке, за 2 квартал 2009 года сжалась на 7,9% до 1900,0 млрд. тенге, в 2010 году расширилась на 9,4% до 2218,4 млрд. тенге, в 2011 году расширилась на 0,3% до 2358,2 млрд. тенге, в 2012 году расширилась на 13,1% до 3310,6 млрд. тенге (рис. 7):

 

Рисунок 7. Динамика денежных агрегатов

 

Расширение  денежной базы в 2009 году было обеспечено, главным образом, зачислением денег  ФНБ «Самрук-Казына» на тенговые корсчета отдельных банков в Национальном Банке. Основной причиной расширения денежной базы в следующие года стал рост, как чистых внутренних активов, так и чистых внешних активов Национального Банка [19].

 

2.2 Основные  направления денежно – кредитной  политики на 2012 год

 

 

Ввиду нестабильности развития ситуации на внешних рынках, а также принимая во внимание краткосрочный  характер проводимой Национальным Банком Республики Казахстан денежно-кредитной  политики, было принято решение разработать  денежно-кредитную политику Республики Казахстан только в рамках 2012 года. Основные параметры денежно-кредитной политики и платежного баланса, в том числе меры денежно-кредитной политики, на последующие годы будут уточнены по результатам 2012 года.

В 2012 году приоритетным направлением деятельности Национального Банка Республики Казахстан в проводимой денежно-кредитной политике остается обеспечение стабильности цен, т.е. поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам.

Несмотря на то, что основной целью денежно-кредитной  политики Национальный Банк Республики Казахстан определил стабильность цен, переход к принципам инфляционного  таргетирования переносится на более  длительные перспективы. В ближайшей  перспективе основные усилия будут сосредоточены на совершенствовании и повышении эффективности инструментов денежно-кредитной политики, а также усилении влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка.

Национальный  Банк Республики Казахстан при проведении денежно-кредитной политики Республики Казахстан будет предпринимать меры по гибкому регулированию денежного предложения в экономике. В случае возникновения дефицита краткосрочной ликвидности на денежном рынке Национальный Банк Республики Казахстан будет увеличивать объемы операций по предоставлению ликвидности.

Вместе с  тем Национальный Банк Республики Казахстан  будет стремиться к тому, чтобы  монетарная составляющая находилась на оптимальном уровне и не оказывала  дополнительного инфляционного  давления.

Выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков второго уровня Национальным Банком Республики Казахстан останутся основными инструментами по стерилизации избыточной ликвидности банков, а также регулированию ставок вознаграждения на финансовом рынке.

В 2012 году ситуация с ликвидностью на денежном рынке кардинально не изменится. В связи с этим, сроки обращения данных инструментов  предполагается сохранить на существующем уровне: по краткосрочным нотам Национального Банка Республики Казахстан – 3, 6 и 9 месяцев, по привлекаемым от банков депозитам – 7 дней и 1 месяц.

Меры Национального  Банка Республики Казахстан будут  направлены на повышение регулирующей роли процентной политики и удержание  рыночных ставок на рынке краткосрочных  инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан.

Кроме того, рассматриваются  возможности более эффективного использования  операций на открытом рынке (open market operations), проводится анализ оптимальных параметров (объемов, сроков операций, видов залогового обеспечения) предоставляемой банкам ликвидности. С этой целью Национальным Банком Республики Казахстан изучается опыт развитых стран, с возможностью дальнейшего применения лучшей зарубежной практики.

В целом, это  позволит повысить эффективность управления и регулирования ликвидности, а также формировать кривую доходности по финансовым инструментам на денежном рынке.

В случае необходимости  Национальный Банк Республики Казахстан  будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания краткосрочной  ликвидности банков. При этом Национальный Банк Республики Казахстан не ожидает значительного роста спроса на данные ресурсы. Сроки данных операций не будут превышать 1 года.

В 2012 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит  работу по дальнейшему совершенствованию механизма минимальных резервных требований, в части повышения эффективности его применения.

Валютная политика Национального Банка Республики Казахстан призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. При проведении курсовой политики Национальный Банк Республики Казахстан не будет допускать значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

Политика обменного курса  будет адекватно реагировать  на изменения мировых цен, условия  внешней торговли, создавая, тем  самым, фундамент для развития внутренней экономики. Строго придерживаясь этой политики в сочетании с такими факторами, как использование новых технологий, оборудования, повышение качества труда, государство сможет выйти на траекторию ускоренного развития.

В зависимости от экономической  ситуации Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге.

При кардинальном изменении  экономической ситуации, резком и  значительном падении мировых цен  на энергоресурсы и их сохранение на этом уровне в течение длительного времени, а также девальвации в странах – основных торговых партнерах Республики Казахстан возможно резкое изменение курса тенге.

Независимо от сценария экономического развития меры денежно-кредитной политики будут направлены на удержание уровня годовой инфляции в пределах 6-8%. Увеличение избыточного денежного предложения, стимулирующего инфляционное давление, будет, соответственно, нивелироваться ростом стерилизационных операций Национального Банка Республики Казахстан.

Применение тех или иных мер денежно-кредитной и валютной политики будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан с учетом интеграционных процессов, происходящих в рамках функционирования Единого экономического пространства.

Учитывая степень  воздействия на экономику Республики Казахстан, ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежно-кредитной политики на 2012-2014 годы был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают следующие цены на нефть (таблица 1):

 

Таблица 1. Цены на нефть

 

2012

2013

2014

I

II

III

I

II

III

I

II

III

цена на нефть, долларов США за баррель

40

90

100

40

70

100

40

70

100

 П р и м е ч а н и е - http://www.nationalbank.kz


 

При реализации всех сценариев развития экономики  Республики Казахстан в 2012-2014 годах  основной целью Национального Банка  Республики Казахстан является обеспечение  стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.

Первый сценарий – предполагает пессимистические прогнозы в случае ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной  перспективе.

При реализации данного сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2012 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2014 году (таблица 2):

 

Таблица 2. Первый сценарий развития денежно – кредитной  политики

(на конец  периода)

 

2011

2012

2013

2014

факт

прогноз

Инфляция, %

7,4

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

7,5

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Денежная база, млрд. тенге

2 836

2 970

3 143

3 362

Денежная масса, млрд. тенге

9 751

9 821

10 356

11 049

Депозиты резидентов, млрд. тенге

8 385

 

8 502

8 964

9 561

Кредиты экономике, млрд. тенге

8 781

7 873

8 283

8 731

Уровень монетизации  экономики, %

35,7

 

36,4

39,4

39,3

П р и м  е ч а н и е - http://www.nationalbank.kz


 

В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения.

Второй сценарий предполагает некоторую стабилизацию ситуации на мировых товарных и финансовых рынках (таблица 3):

 

Таблица 3. Второй сценарий развития денежно – кредитной политики

(на конец  периода)

Информация о работе Денежно-кредитная политика: методы и инструменты