Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 21:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и последствий денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании экономики, этапы формирования и основные направления денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
В рамках курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность кредитно-денежной политики;
- проанализировать кейсианскую и монетаристскую теории кредитно-денежной политики;
- рассмотреть основные виды кредитно-денежной политики;
- рассмотреть этапы формирования денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
- рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2009 год в Республики Беларусь.
Дедолларизаиия (2000— 2006 гг.). Национальный банк Республики Беларусь в 2000 г. осуществил ряд стабилизационных мер, в некотором смысле аналогичных тем, которые предпринимались в 1994 г. Прежде всего была обеспечена положительная доходность процентных операций в белорусских рублях. В феврале 2000 г. ставка рефинансирования была повышена до 175% годовых, а в течение июня — сентября этого же года Национальный банк довел официальный курс белорусского рубля до рыночных котировок (на начало данного периода вторые превышали первые более чем в 3 раза), 14 сентября 2000 г. был осуществлен переход к единому курсу на уровне 1180 бел. руб. за 1 долл. США. Это положительно повлияло на ситуацию в денежно-кредитной сфере, начиная с 2001 г. Началась долларизация экономики.
Если в начале 2001 г. сумма долларовых депозитов превышала величину рублевых вкладов в 2,5 раза, то к концу 2006 г. сумма последних стала в 2 раза больше. Существенно возросла реальная величина и позитивно изменилась структура кредитных вложений банков в экономику. Вся их сумма возросла за 7 лет в реальном выражении в 3,2 раза (в номинальном — в 14,1 раза), причем рублевые кредиты увеличились в 4,6 раза (в 20,6 раза), кредиты в иностранной валюте — в 1,9 раза (в 8,6 раза). Соотношение суммы кредитов в белорусских рублях и иностранной валюте изменилось с 82:100 на начало 2001 г. до 196:100 — на начало 2007 г. Уровень инфляции и процентных ставок последовательно приближался к нормальным, характерным для стабильной экономики. Прирост потребительских цен снизился с 61,1% за 2001 г. до 6,6% — в 2006 г.; ставка рефинансирования в среднегодовом выражении — с 60,15% годовых до 10,3% годовых соответственно. Возрос финансовый потенциал банковской системы. Отношение суммы активов банков к уровню ВВП увеличилось с 19,7% (в среднем за год) — в 2001 г. до 29,3% — в 2006 г. При практически неизменном количестве действующих банков существенно сократилось число мелких.
Однако весь указанный период действовали экстенсивные факторы нормализации. Положительная динамика параметров денежно-кредитной системы была связана во многом с тем, что банки и другие экономические субъекты постепенно начинали воспринимать белорусский рубль как нормальную валюту и избавлялись от рудиментов проинфляционного поведения. Возрастал финансовый потенциал банковской системы, банки переключались на кредитование экономики. Появились возможности проведения реального анализа платежеспособности заемщиков. Возможности последних получить заемные средства для реализации инвестиционных проектов под приемлемые процентные станки начали расширяться.
Национальный банк осуществил различные меры, направленные на развитие внутренней институциональной структуры банковской системы, обеспечивающей благоприятные условия для осуществления банковских операций.
Современный этап (начиная с 2007г.)
До 2006г. стабилизационная
политика, носившая экстенсивный характер,
приносила положительные
С 1 января 2009 г. Национальный банк осуществил резкую девальвацию белорусского рубля к доллару США (на 20%). Была повышена ставка рефинансирования с 10,25% годовых до 14% годовых. Данные меры предпринимались в связи с кризисом на мировых финансовых рынках.
3.2 Денежно-кредитная политика в 2009 году
Денежно-кредитная политика
Республики Беларусь в 2009 году, как
и в предыдущие годы, направлена
на создание условий для поддержания
высоких темпов экономического роста,
выполнение показателей социально-
Социально-экономическое развитие страны в 2009 году характеризуется высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и увеличением спроса на деньги. С учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109–111 процентов.
В 2009 году монетарная политика будет направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов.
Процентная политика. К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10–12 процентов годовых.
Для регулирования денежного
предложения и текущей
Процентная политика
ориентирована на доступность кредитов
субъектам экономики и стимулир
Денежно-кредитные показатели. В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110–112 процентов) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается на уровне 28–34 процента, рублевой денежной массы – на 32–40 процентов, широкой денежной массы – на 32–39 процентов. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2–5,2 трлн. рублей, юридических лиц – на 4,8–5,7 трлн. рублей.
Реализация мер денежно-
Прогнозируется, что международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87–7,75 млрд. долларов США.
Таким образом, денежно-кредитная система республики остается среднеразвитой. Причем перспективы ее дальнейшего развития сдерживаются не только неблагоприятными факторами, связанными с финансовым кризисом, но и более фундаментальными, отражающими характер институциональной структуры экономики.
Анализ ретроспективной динамики и оценка структуры денежно-кредитной политики Беларуси позволяют сделать следующие выводы.
Денежно-кредитная система республики является частью общей институциональной структуры белорусской экономики, которая но многом носит этатистский характер. Это проявляется в том, что значительная доля заемных фондом распределяется на квази-рыночных принципах. Достаточно эффективное распределение остальной части заемных фондов затрудняется в связи с тем, что, с одной стороны, потенциальным заемщикам трудно заранее убедить кредитора и достоверности своей платежеспособности и надежности, с другой — банки обладают ограниченными возможностями для адекватного контроля и применения действенных санкций. Подобное положение обусловливается множеством причин как технического характера (неадекватность норм бухгалтерского учета и финансовой отчетности в нефинансовом секторе), так и связанных с институциональными особенностями экономики. Речь идет, прежде всего, о недостаточной степени персонификации и защиты правомочий собственности, поэтому доступ к заемным фондам во многом определяется квазирыночными факторами.
Денежно-кредитная система Беларуси в своем развитии прошла ряд этапов: первый — становление и гиперинфляция (до 1994г.); второй – выход из гиперинфляции(1995г.);третий – множественность валютных курсов и нарастание инфляционного давления (1996-2000гг.);четвертый – стабилизация и дедолларизация (2001-2006гг.); пятый – исчерпание экстенсивных факторов развития.
В настоящее время
денежно-кредитная система
Заключение
Подводя итоги своей работы, хочется отметить, что денежно-кредитная политика – это важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и экономическим ростом.
Основные направления и цели денежно-кредитной политики определяется Центральными банками исходя из общей государственной макроэкономической политики и обеспечивают её поддержку. Центральный
банк страны является также и основным проводником денежно-кредитной политики, который в настоящее время наиболее активно использует три основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов и операции на открытом рынке.
Исходя из главы 1 можно сделать вывод, что эффективность денежно-кредитной политики в решающей степени зависит от режима валютного курса. При фиксированном валютном курсе независимо от степени мобильности капитала Центральный банк практически лишен возможности проводить самостоятельную политику по регулированию величины денежной массы. Любые попытки изменить количество денег в обращении меняют уровень процентной ставки, что приводит к изменению потоков капитала и нарушению равновесия платежного баланса. Для восстановления внешнего равновесия Центральный банк вынужден воздействовать на величину денежной массы в обратном направлении. Если же страна отказывается от поддержания фиксированного валютного курса, то денежно-кредитная политика становится эффективным средством макроэкономического регулирования, причем ее воздействие на изменение общего объема дохода тем сильнее, чем выше степень мобильности капитала. Это связано с тем, что расширение денежной массы, кроме снижения ставки процента, порождает дополнительный стимулирующий эффект в виде снижения курса национальной валюты.
В настоящее время
денежно-кредитная система
Список используемой литературы:
Большой экономический словарь/А.Н. Азрилиян.- Москва: «Институт новой экономики»,1997
Макроэкономика/Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - Москва: «Питер»,2002,с.428
Макроэкономика/А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - Москва: КНоРУС,2004,с.605
Деньги, кредит, банки/А. Жуков. - Москва: «Банки и биржи», «ЮНИТИ»,1999,с.616
Проблемы совершенствования
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь/С. Захорошко//Вестник Ассоциации
белорусских банков.-2008.-№41.
Макроэкономика/Л. П. Зенькова.- Минск: ООО «Новое знание»,2002,с.243
Система банковского кредитования в Республике Беларусь: тенденции развития/О. Купчинова//Банковский вестник..-2009.-№7.-с.12-20
Макроэкономика(экономическая часть, часть 3)/И.М. Лемешевский.- Минск: ООО « ФУ Аинформ»,2004,с.573
Организация разработки и реализации денежно-кредитной политики/А. В. Лобанов//Проблемы управления.-2008.-№3.-с.77-85
Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь