Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире невозможно представить себе общество, в котором государство не осуществляло налогово-бюджетную политику, в котором бы оно не регулировало финансовые отношения. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на устранение основных проблем экономической политики: безработица и инфляция.
Денежно-кредитная политика – это инструмент воздействия государства на смешанную экономику, который не нарушает независимость многих субъектов хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1
1.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ………………………………………………..2
1.1.Понятие денежно-кредитной политики…………………………………..2
1.2.Основные цели и задачи денежно-кредитной политики………………...4
1.3.Основные концепции денежно-кредитной политики……………………7
1.4.Типы денежно-кредитной политики……………………………………...11 2.ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………..………..13
2.1.Операции на открытом рынке……………………………………………..13
2.2.Политика учетной ставки…………………………………………………14
2.3.Нормы обязательных резервов…………………………………………….15
3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….16
3.1.Формирование денежно-кредитной политики Республики Беларусь…...16
3.2.Показатели развития денежно-кредитной политики за 2013 год………...17
3.3.Основные направления, цели и задачи денежно-кредитной политики Республике Беларусь на 2014 год………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 124.08 Кб (Скачать файл)

Если сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет «раскручивать» инфляционную спираль. Цель денежно-кредитной политики в этом случае – поддержание объема денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графиком денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая.

Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах. Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графиком денежного обращения в этом случае будет горизонтальная прямая.

Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают, как отмечалось, банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.[12; c.12]

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передают импульсы денежно-кредитного регулирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать и как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.

 

 

 

 

 

 

 

 1.3.Основные концепции денежно-кредитной политики.

Поскольку в основе  денежно-кредитной  политики  лежит  теория  денег, изучающая, в  том  числе,  процесс  воздействия  денег  и  денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, постольку содержание той  или  иной концепции денежно-кредитной политики напрямую  зависит  от  того,  в  рамках какого направления современной экономической мысли она сформирована.

 К числу современных  направлений  экономической мысли  принято  относить экономические  теории, сформировавшиеся в конце XIX  – начале  XX  веков.  А  именно:

1) маржинализм;

2) монетаризм;

3) неолиберализм;

4) неоклассические направление  — австрийская, лозаннская, кембриджская, американская школы. Неоклассическая  теория роста П. Самуэльсона;

5) институционально-социологическое  направление;

6) математические концепции  экономического равновесия;

7) экономическое учение Дж.М. Кейнса – кейнсианство, неокейнсианство;

      В   работе   подробно  рассмотрены   два   направления    современной экономической  теории  в  области  теории   денег   и    принципы   денежно-экономической политики,  предложенные этими теориями:  кейсианская теория денег и монетаристкий подход к теории денег.[18; c.361]

      Современные  кейнсианцы,  и монетаристы   признают,   что   изменение денежного предложения влияет на  номинальный  объем  Валового  национального продукта (ВНП), но  оценивают  по-разному  значение  этого  влияния,  и  сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в  основу  денежно-кредитной  политики должен быть положен  определенный  уровень  процентной  ставки,  а  с  точки зрения монетаристов - само предложение денег.

Основные  положения,  отстаиваемые  кейнсианцами  в  области  теории  денег, следующие: Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект – к изменению в номинальном ВНП.

Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

                                   Y=C + G + I ± NX,

 

Где Y - номинальный объем ВНП;

С - потребительское расходы;

G - государственные расходы  на покупку товаров и услуг;

I - частные плановые инвестиции;

NX - чистый экспорт.[15; c. 455]

Кейнсианцы  отмечают,  что  цепь  причинно-следственных  связей  между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а  центральный банк  при  проведении  денежно-кредитной  политики   должен   обладать значительным объемом экономической информации (например, о  том,   как скажется на  инвестиционном  спросе  изменение процентной  ставки  и, соответственно,  как  изменится  величина  BНП).  Кроме  того,   между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и  услугами  существует  определенный  временной  лаг.   И,   наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо  прочего,  в  так  называемую  «ликвидную  ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического  уровня,  что  будет означать исключительно высокое  предпочтение  ликвидности.Если  при  этом  предложение  денег продолжает  увеличиваться,  то  процентная   ставка   может   уже   не реагировать на это,  т.к.  ниже  определенного  уровня  она  не  может опуститься.  Если  же  ставка  процента  не  реагирует  на   изменение  денежного предложения, то  рвется  цепь  причинно-следственных  связей   между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

          В связи с  вышеизложенным,  кейнсианцы  считают  монетарную  (денежно-кредитную)  политику  не  столь  эффективным  средством   стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.

В целом в 70-х гг.  нашего  столетия  наблюдался  кризис  кейнсианской школы.   В экономической   науке   преобладающем   стало   неоклассическое направление, в том числе, его современная форма – монетаризм.[13; c.135]

Главный теоретик современного монетаризма  -  известный  американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен.

      В самых общих чертах основные положения  современного монетаризма таковы:

1) Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты  - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

2) Корреляция между  денежным  фактором  (массой  денег  в  обращении)  и номинальным  объемом  ВНП  обнаруживается  более  тесная,  чем   между инвестициями и ВНП.

3) Динамика ВНП следует непосредственно за  динамикой денег.

 

      

 

Монетаристы отмечают, что существует  определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных  товаров и услуг в рамках  национальной  экономики.  Эта связь   выражается  уравнением обмена И. Фишера,  или,  иначе,  уравнением  количественной теории денег:

 

         M x V = P x Q,

Где

М - количество денег в обращении,

V - скорость обращения  денег,

Р - средняя цена товаров и услуг,

Q  -  количество  товаров  и   услуг,  произведенных  в  рамках  национальной экономики  в течение определенного периода  времени (обычно за год).

Произведение  Р  х  Q  равно   совокупному  объему  денежных   средств, обернувшихся в  течение  года.  Количество  проданных  товаров  и  услуг  за определенное время (Qt) примерно равно объему производства за тот же  период (Yt). Тождества здесь нет, т.к. за период t  могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1) Эти товары  войдут  в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего  объема  производства  Yt. Поскольку  доля  таких  товаров  в  общем  кругообороте   достаточно   мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt.

Если  Р - средняя цена единицы произведенной продукции, то:

                                    M x V = P x Y,

      где Р х Y - объем производства в денежном выражении, или  номинальный  объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р - как  дефлятор ВНП.

      Сторонники  количественной  теории  денег  полагают,  что   вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег.

Такое допущение  является  абстракцией,  поскольку  показатель  V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и  вполне  предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег,  расширение  сети банкоматов и т.п.).

Если  величина   V   постоянна,   ее   можно   заменить   определенным коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

 

kM = PY

В такой записи это уравнение выражает зависимость номинального  объема ВНП  от  денежного  предложения.  То  есть  изменение  количества  денег   в обращении должно вызывать  пропорциональное  изменение  объема  номинального ВНП  или,  иначе,  объем  производства  в  денежном  выражении  определяется количеством  денег  в  обращении  при  допущении  постоянной   скорости   их обращения.[11; c.35]

Продолжая  теоретические  рассуждения,  вспомним,  от   чего   зависит реальный объем производства. Его определяют имеющиеся  на  данный момент  в экономике факторы производства (заданная величина).

Следовательно, изменение номинального объема  ВНП  обусловлено  только изменением цен. Таким  образом,  в  соответствии  с  количественной  теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении.

Но  если  это так, то и  изменение  уровня  цен  будет  находиться  также  в  определенной зависимости от изменения денежного предложения.

В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно,   прирост   денежной   массы   будет   определять,   согласно количественной теории денег, темп инфляции.

Причинно-следственная связь между  предложением  денег  и  номинальным  объемом   ВНП   осуществляется   не   через   процентную   ставку,   а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и-выходные данные» влияния предложения денег на  ВНП,  сам  же  механизм  влияния  денег скрыт.  М.   Фридмен   попытался   объяснить   этот   механизм   введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е.  совокупность  всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М.  Фридмен отмечает,  что каждый  человек,  привыкает к определенной структуре своих активов: соотношению наличных денег и других видов  активов.

          При увеличении денежного  предложения,  привычное  соотношение  меняется  и, чтобы восстановить его,  люди  начинают  предъявлять  спрос  на  реальные  и финансовые  активы. Совокупный спрос возрастает, и,  в  конечном  счете,  это  приводит к росту ВНП.

Исходя   из   этого   М.   Фридмен   выдвинул   «денежное   правило» сбалансированной   долгосрочной   монетарной   политики,   а   именно: государство  должно  поддерживать  обоснованный   постоянный   прирост денежной массы в  обращении. 

      Монетарное  правило  М.  Фридмена  предполагает  строго  контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно  такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике.

В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание  инфляции,  а  если  темп  вливаний  в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

      Денежное правило М. Фридмена  легло в  основу  денежно-кредитной  политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х  гг.  Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода  определенных  ограничений на  увеличение  денежной  массы  в  обращении,  привела  к  зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год,  был достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь