Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 00:33, курсовая работа
В современном мире невозможно представить себе общество, в котором государство не осуществляло налогово-бюджетную политику, в котором бы оно не регулировало финансовые отношения. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на устранение основных проблем экономической политики: безработица и инфляция.
Денежно-кредитная политика – это инструмент воздействия государства на смешанную экономику, который не нарушает независимость многих субъектов хозяйствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1
1.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ………………………………………………..2
1.1.Понятие денежно-кредитной политики…………………………………..2
1.2.Основные цели и задачи денежно-кредитной политики………………...4
1.3.Основные концепции денежно-кредитной политики……………………7
1.4.Типы денежно-кредитной политики……………………………………...11 2.ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………..………..13
2.1.Операции на открытом рынке……………………………………………..13
2.2.Политика учетной ставки…………………………………………………14
2.3.Нормы обязательных резервов…………………………………………….15
3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….16
3.1.Формирование денежно-кредитной политики Республики Беларусь…...16
3.2.Показатели развития денежно-кредитной политики за 2013 год………...17
3.3.Основные направления, цели и задачи денежно-кредитной политики Республике Беларусь на 2014 год………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………23
3.2. Показатели развития денежно-кредитной политики за 2013 год.
В начале 2013 года денежно-кредитная политика РБ проводилась в соответствии с основными направлениями с учетом складывающейся макроэкономической ситуацией.
Используемые Национальным банком инструменты монетарной политики были направлены на поддержание ценовой стабильности в экономике и формирование условий для сбалансированного развития.
В ходе исследования особенностей реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь были проанализированы следующие показатели развития за 2013 год.
Базовая инфляция составила 9,3% по сравнению за 2009-2012 годы(10,1%, 9,9%, 108,7%,14,8%), а удельный вес данного фактора составил 50,8% против 54,7% (Рисунок 1).
Рисунок 1
Динамика золотовалютных резервов формировалась с учетом состояния внешней торговли, платежного баланса, погашения внутренних и внешних валютных обязательств Правительства и Национального банка, состояния внутреннего валютного рынка, а также ситуации на мировом финансовом рынке.
Международные резервные активы РБ уменьшились на 1,3 млрд. долл. США и составили 6,8 млрд. долл. США. Снижение объема золотовалютных резервов в основном обусловлено погашением Национальным банком и снижением цены на золото на международном рынке.(Рисунок 2)
Рисунок 2
Динамика обменного курса белорусского рубля также формировалась под влиянием ситуации во внешней торговле, на внутреннем валютном рынке и с учетом ситуации на мировом финансовом рынке.
За год курс белорусского рубля снизился по отношению к евро на 11,6%(до 12631 рубля за 1 евро) и к доллару США – на 7,5%(до 9283 рублей за 1 доллар США)(Рисунок 3).
Рисунок 3
В результате превышения уровня инфляции в Республике Беларусь над инфляцией в странах – основных торговых партнерах было отмечено укрепление реального эффективного курса белорусского рубля на 3,2%.
Проведение процентной и эмиссионной политики было направлено на поддержание стабильной ситуации в денежно-кредитной сфере.
В середине 2013 года Национальный банк осуществлял постепенное снижение ставки рефинансирования с учетом замедления инфляционных процессов и сохранения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами, а также относительно устойчивой ситуации на внутреннем и валютном рынке. С начала 2013 года она была снижена на 6,5 процентного пункта и на 1 июля 2013 г. составила 23,5%.(Рисунок 4).
Рисунок 4
Вместе с тем, учитывая развитие ситуации на кредитно-депозитном и валютном рынке и динамику инфляционных процессов, с июля 2013 г. Национальный банк не изменил уровень ставки рефинансирования. Ее значение находится на положительном уровне в реальном выражении. Дальнейшая ее динамика будет зависеть от ситуации на финансовом рынке и ожидаемой инфляции.
3.3Основные направления, цели и задачи денежно-кредитной политики Республике Беларусь на 2014 год.
В 2014 году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике как основы для экономического роста и сбалансированного развития экономики страны. Целью денежно-кредитной политики, реализуемой совместно с мерами экономической политики, проводимой Правительством Республики Беларусь, станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов. В 2014 году приоритетом процентной политики останется поддержание положительного уровня в реальном выражении процентных ставок в экономике, обеспечивающего привлекательность и сохранность сбережений в национальной валюте.
Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. С учетом замедления инфляционных процессов ее среднегодовое значение в 2014 году сложится на уровне 14 – 16 процентов годовых.
Операции Национального банка обеспечат приближение процентной
ставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню ставки
рефинансирования. Произойдет дальнейшее сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной ставке). Национальный банк продолжит регулировать ликвидность в банковской системе посредством использования стандартных инструментов, обеспечивая достижение цели денежно-кредитной политики, поддержание устойчивости банковской системы и своевременное осуществление платежей.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя
из спроса и предложения иностранной валюты. Для сглаживания резких
колебаний курса Национальный банк продолжит проводить валютные
интервенции в ограниченном объеме.
Международные резервные активы Республики Беларусь с учетом
прогнозируемого улучшения состояния платежного баланса увеличатся за
2014 год на 0,2 – 0,5 млрд. долларов США.
Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2014 году станут замедление инфляционных процессов, достижение макроэкономической и финансовой стабильности, что является основой устойчивого и сбалансированного развития экономики страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
В экономической теории сложились два основных подхода к проведению денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский. Кейнсианский подход предполагает, что деньги действуют на развитие экономики через норму ссудного процента, а монетаристы считали, что принципиальной является взаимосвязь между изменением денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта. По поводу эффективности денежно-кредитной политики среди экономистов нет единого мнения. На эффективность денежно-кредитной политики оказывает влияние большое количество факторов, поэтому иногда точно определить ее последствия достаточно проблематично. Считается, что денежно-кредитная политика является эффективной только в краткосрочном периоде, т.е. она способна влиять на уровень дохода и занятости, а в долгосрочном периоде она может только привести к росту цен.
Денежно-кредитная политика – это мероприятия центрального банка, направленные на достижение экономических показателей, основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение полной занятости, поддержание стабильного уровня цен, равновесие платежного баланса. Но достижение всех целей одновременно не представляется возможным, так как некоторые из них не согласуются друг с другом. Следовательно, перед центральным банком стоит задача выбора промежуточных целей, воздействуя на которые, он будет достигать конечные цели. К основным промежуточным целям относятся: денежная масса, ставка процента и обменный курс национальной валюты. Для достижения промежуточных целей центральный банк использует набор тактических целей, к которым относятся: денежная база, денежный агрегат, межбанковская ставка процента.
Центральный банк влияет на промежуточные цели денежно-кредитной политики при помощи инструментов денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на общие и селективные, прямые и косвенные. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов и ограничение кредитования. Операции на открытом рынке имеют определенные преимущества перед другими инструментами. Они заключаются в покупке-продаже центральным банком ценных бумаг, посредством чего центральный банк регулирует денежную базу. Регулируя учетную ставку, центральный банк изменяет возможность создания коммерческими банками новых денег. Изменения резервной нормы приводят к изменению денежного мультипликатора.
Среди видов денежно-кредитной политики принято выделять политику «дорогих денег» и политику «дешевых денег». Политика «дорогих денег» проводится центральным банком для предотвращения инфляции. Ее целью является сокращение предложения денег. Политика «дешевых денег» проводится в период спада производства и ее целью является сокращение безработицы. В зависимости от выбора промежуточных целей выделяют жесткую, гибкую и эластичную денежно-кредитную политику. Гибкая денежно-кредитная политика предполагает поддержание процентной ставки на постоянном уровне. Жесткая денежно-кредитная политика предполагает фиксацию на определенном уровне денежной массы. Эластичная денежно-кредитная политика является промежуточным вариантом между жесткой и гибкой. Этот вариант денежно-кредитной политики наиболее часто используется на практике.
Основными итогами реализации денежно-кредитной политики за 2013 год стали замедление инфляционных процессов в экономике и относительная стабильность обменного курса белорусского рубля, процентные ставки в экономике поддерживались на положительном уровне в реальном выражении. Снижение золотовалютных резервов обусловлено преимущественно полным и своевременным исполнением обязательств страны внешними кредиторами.
Вместе с тем в денежно-кредитной сфере сохраняются риски для макроэкономической сбалансированности. Ухудшение ситуации во внешней торговле, недостаточный уровень валютной выручки предприятий и рост девальвационных ожиданий населения способствуют росту спроса на валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения, что оказывает дополнительное давление на обменный курс и золотовалютные резервы. Поэтому смягчение денежно-кредитной политики в настоящее время видится преждевременным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Ставка рефинансирования 2013 – 2014 г.г. |
дата |
размер |
16.04.2014 |
22,5 |
10.06.2013 |
23,5 |
15.05.2013 |
25 |
17.04.2013 |
27 |
13.03.2013 |
28,5 |
Приложение 2.
Показатели |
Ноябрь 2013 |
Декабрь 2013 |
Январь 2014 |
Февраль 2014 |
к российскому рублю |
0,268 |
0,266 |
0,268 |
0,277 |
к евро |
0,214 |
0,208 |
0,206 |
0,203 |
к фунту стерлингов |
0,263 |
0,254 |
0,249 |
0,244 |
к польскому злотому |
0,223 |
0,215 |
0,213 |
0,210 |
к литовскому литу |
0,214 |
0,208 |
0,206 |
0,203 |
к латвийскому лату |
0,216 |
0,210 |
– |
– |
к украинской гривне |
0,373 |
0,369 |
0,368 |
0,391 |
к доллару США |
0,232 |
0,228 |
0,225 |
0,222 |
эффективный** |
0,263 |
0,259 |
0,260 |
0,266 |
Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь