Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Задачами курсовой работы являются:
1) Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики.
2) Определить цели, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
3) Проанализировать итоги денежно-кредитной политики за 2009-2010 годы и рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2010,2011 и 2012 год.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.. 5
1.1Понятие денежно-кредитной политики государства……………………………………… 5
1.2Основные цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………………… 6
1.3Основные методы денежно-кредитной политики…………………………………………. 13
2.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………………………...15
2.1Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году……………… 15
2.2Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2010 года……………………………………………………………………………….. 17
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики государства на 2010, 2011 и 2012 года…………………………………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………….29
Банки могут хранить и избыточные резервы (некоторые суммы сверх обязательных резервов), например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается .10
Другим инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у ЦБ сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
В некоторых странах центральный банк устанавливает квоты рефинансирования для банков, а выгодные условия кредитования стимулируют к использованию этих квот.
В отличие от межбанковского кредита ссуда центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.
Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки ЦБ стоит рассматривать скорее как индикатор проводимой им политики. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом ЦБ и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки ЦБ сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.
Таким образом, учетная ставка - это один из главных механизмов управления экономикой, потому как доступность кредитов влияет на размер инвестиций в производство и, как следствие, на уровень экономической активности в целом.11
Операции на открытом рынке – третий способ контроля денежной массы. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Это инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность ЦБ на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную массу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой обратного выкупа и
ценой продажи. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.
Операции на открытом рынке во многих странах рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляются по инициативе и под контролем центрального банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться.
С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая монетарная политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной с непосредственно инвестиционной активностью (горизонтальная пологая кривая предложения денег LS).
В зависимости от угла наклона кривой предложения денег LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе, либо на ставке процента.
Рисунок 3 – Относительно жесткая денежная политика
Рисунок 4 – Относительно гибкая денежная политика
Очевидно, что центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).
Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.12
Методы денежно-кредитного регулирования – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитного регулирования на объекты для достижения поставленных целей.
Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитного регулирования.
В рамках денежно-кредитного регулирования применяются прямые и косвенные методы.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия, в случае «неблагоприятного», с точки зрения хозяйствующих субъектов, воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные методы с постепенным вытеснением первых вторыми.
Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные.
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, ЦБ сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственные центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают цены на банковском рынке, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.13
Рисунок 5 – Методы денежно-кредитного регулирования
Вывод к главе 1.
Высшая цель государственной денежно-
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Существующие инструменты и методы денежно-кредитной политики, такие как лимиты кредитования, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке, способствуют развитию экономической ситуации в стране, снижению безработицы, инфляции, росту инвестиций и достижению прочих промежуточных и конечных целей денежно-кредитной политики государства.
Рассмотрим денежно-кредитную политику России в 2009 году по ряду характерных показателей, такие как инфляция и экономический рост.
Условия развития российской экономики в январе-сентябре 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в первом полугодии 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве. Сокращение объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. На конец сентября численность безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократились на 1,1%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9% (в январе-сентябре 2008 года отмечался рост на 16,5%).
Таким образом, происходило заметное сокращение внутреннего спроса. Проводимая государственная политика, направленная на реализацию мероприятий по поддержанию внутреннего спроса, отразилась на увеличении расходов на конечное потребление органов государственного управления. В целом расходы федерального бюджета в январе-сентябре были выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП.
Произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке. В этих условиях в октябре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года потребительские цены выросли на 8,1%, что на 3,5 процентного пункта меньше, чем сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась на 3,9 процентного пункта – до 7,6%. В годовом выражении в октябре потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года – на 14,2%), а товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%). Несмотря на то, что в январе-октябре 2009 года в целом рост потребительских цен замедлился, их динамика по отдельным группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы прироста цен на продовольственные товары – до 5,2%
по сравнению с 13,9% за январь-октябрь 2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта – до 9,0%. В целом по итогам 2009 года инфляция - на потребительском рынке может составить заметно меньше 11%.14
2.2 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2010 года.
В первом
полугодии 2010 г. на фоне восстановления
экономической активности и
Денежный
агрегат М2 за первое
Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка