Денежно-кредитная политика Центрального Банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Задачами курсовой работы являются:
1) Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики.
2) Определить цели, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
3) Проанализировать итоги денежно-кредитной политики за 2009-2010 годы и рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2010,2011 и 2012 год.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.. 5
1.1Понятие денежно-кредитной политики государства……………………………………… 5
1.2Основные цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………………… 6
1.3Основные методы денежно-кредитной политики…………………………………………. 13
2.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………………………...15
2.1Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году……………… 15
2.2Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2010 года……………………………………………………………………………….. 17
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики государства на 2010, 2011 и 2012 года…………………………………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 6-Темп прироста основных денежных агрегатов

 

Рисунок 7 - Темп прироста денежного агрегата М2

 

 Денежный  агрегат М0 за первое полугодие 2010 г. возрос на 8,2% (за аналогичный период 2009 г. — сократился на 7,2%). При этом в январе—марте отмечалось сезонное снижение наличных денег в обращении (–1,3% за квартал), тогда как в апреле—июне они росли сравнительно высокими темпами (9,6% за квартал). В годовом выражении темп прироста денежного агрегата М0 на 1.07.2010 составил 24,0%, в то время как на 1.07.2009 он был равен –5,4%.

 Определенное  влияние на динамику наличных  денег оказывал спрос населения  на наличную иностранную валюту. По итогам полугодия объемы покупок наличной иностранной валюты банками у физических лиц превысили объемы ее продажи на 2,4 млрд. долл. США (в аналогичный период 2009 г., напротив, продажа превышала покупки на 8,4 млрд. долл. США).

 Безналичная  составляющая денежного агрегата М2 за первое полугодие 2010 г. увеличилась на 10,0% (за аналогичный период 2009 г. — снизилась на 0,6%). При этом за I квартал безналичные рублевые средства возросли на 3,0%, за II квартал — на 6,8%. Их скользящие годовые темпы прироста на 1.07.2010 составили 33,0%, тогда как на 1.07.2009 они были отрицательными (–8,4%).

Если средства юридических лиц на рублевых счетах за первое полугодие 2010 г. увеличились  незначительно — на 0,6%, то средства физических лиц выросли на 20,1% (за первое полугодие 2009 г. отмечались снижение средств юридических лиц на 5,8% и рост средств физических лиц на 5,6%).

 В то же  время депозиты организаций "до  востребования" возросли на 8,8% на фоне снижения их срочных  депозитов на 8,6%, что косвенно  подтверждает формирование тенденции к восстановлению экономического роста. Вместе с тем как депозиты "до востребования", так и срочные депозиты населения росли сравнительно высокими темпами (по итогам полугодия — 11,7 и 22,2% соответственно). Это было обусловлено как ростом доходов домашних хозяйств, так и ростом склонности населения к сбережениям, в частности в рублевых вкладах, на фоне привлекательных ставок по ним, укрепления рубля и замедления инфляции.

 Общий объем  рублевых депозитов "до востребования"  за первое полугодие 2010 г. увеличился на 9,5% (за аналогичный период 2009 г. он уменьшился на 3,9%), а их скользящие годовые темпы прироста на 1.07.2010 составили 27,0% (на 1.07.2009 они были отрицательными: –15,3%). Общий объем срочных рублевых депозитов за рассматриваемый период увеличился на 10,2% (за первое полугодие 2009 г. — на 1,6%), их годовые скользящие темпы прироста на 1.07.2010 составили 36,8% против отрицательного значения на 1.07.2009 (–3,4%).

В структуре  рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.07.2010 уменьшилась относительно 1.01.2010 на 0,3 процентного пункта (до 25,4%), удельный вес депозитов "до востребования" не изменился (27,7%), а срочных депозитов — соответственно увеличился на 0,3 процентного пункта (до 46,9%).

Скорость обращения  денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за первое полугодие 2010 г. на 4,5% (за первое полугодие 2009 г. — на 0,7%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 33,8 до 35,4%.15

Рисунок 8 – Скорость обращения денег, расчитанная по деннежному агрегату М2(в среднегодовом выражении)

 

За январь—июнь 2010 г. объем депозитов организаций  и населения в иностранной  валюте уменьшился в долларовом эквиваленте  на 7,5%, тогда как он возрос на 11,8% за тот же период 2009 года. При этом депозиты организаций снизились на 3,6%, населения — на 11,3% (в первом полугодии предыдущего года — выросли на 10,0 и 13,8% соответственно).

 Широкая  денежная масса (включающая депозиты  в иностранной валюте) за первое полугодие 2010 г. возросла на 6,8% (за аналогичный период 2009 г. ее рост составил 1,7%). Скользящие годовые темпы ее прироста на 1.07.2010 составили 22,2%, тогда как на 1.07.2009 они были равны 7,1%.

 

 

Рисуноу 9 – Основные источники изменения широкой денежной массы в 2009-2010гг.(прирост за квартал, млрд.руб)

 

    За  первое полугодие 2010 г. рост  широкой денежной массы составил 1321,2 млрд. руб., при этом чистые  иностранные активы банковской  системы увеличились на 811,4 млрд. руб., а внутренние требования — на 960,3 млрд. рублей. (За первое полугодие 2009 г. широкая денежная масса возросла на 280,8 млрд. руб. при увеличении чистых иностранных активов на 851,7 млрд. руб., внутренних требований — на 431,3 млрд. рублей.) Рост внутренних требований в большей степени был обусловлен ростом требований к организациям и населению (особенно во II квартале), тогда как чистый кредит органам государственного управления остался практически без изменений.

 

 

Рисунок 10- Кредиты в рублях и иностранной валюте нефинансовым организациям и населению ( прирост в % к соответствующей дате предыдущего года)

 

Во II квартале 2010 г. происходил рост задолженности по всем категориям кредитов. Прирост  задолженности нефинансовых организаций  составил 4,1% по рублевым кредитам и 7,2% по валютным, а физических лиц — 4,0 и 2,3% соответственно. В результате прирост общей задолженности по кредитам составил 4,7%, что является наибольшим квартальным приростом начиная с III квартала 2008 года. Годовые темпы прироста общей задолженности пока еще остаются невысокими и на 1.07.2010 составили 1,1%.

Начавшееся  восстановление происходит в соответствии с целым рядом предпосылок, сформировавшихся в последнее время. Низкие процентные ставки и высокий уровень избыточной ликвидности на денежном рынке, возникшие, в том числе и за счет действий Банка России, являются основными. В то же время низкий спрос на денежные средства ограничивал кредитную активность. Однако по мере восстановления совокупного спроса происходит и постепенное восстановление кредитной активности.

Денежная база в широком определении за январь—июнь 2010 г. увеличилась на 12,0%. В структуре  денежной базы в широком определении  доля наличных денег снизилась с 71,5% на 1.01.2010 до 66,6% на 1.07.2010, средств  кредитных организаций на корреспондентских счетах — с 13,9 до 8,3% соответственно. Удельный вес средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов увеличился с 2,3 до 2,4%, на депозитных счетах — с 7,9 до 8,8%, в облигациях Банка России — с 4,4 до 13,8% на соответствующие даты.

 Совокупные  банковские резервы (без учета  наличных денег в кассах кредитных  организаций) за первое полугодие  2010 г. увеличились на 31,0%, а их  средний дневной объем возрос  с 1708,5 млрд. руб. в I квартале  до 2261,2 млрд. руб. во II квартале 2010 года1. При этом требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования сократились за рассматриваемый период в 4,5 раза, их средний дневной объем — с 480 млрд. руб. в I квартале до 160 млрд. руб. во II квартале 2010 года.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 11 – Основные операции Банка России (трл. руб)

 

Средства кредитных  организаций на корреспондентских  счетах в Банке ний дневной  объем во II квартале 2010 г. (512,1 млрд. руб.) практически остался на том же уровне, что и в I квартале (519,0 млрд. руб.).

 

Рисунок 12 – Ставки по основным операциям банка России и ставка MIACR (% годовых)

 

    Во II квартале 2010 г. среднемесячный уровень  ставок по межбанковским кредитам (МБК) на российском денежном  рынке продолжал снижаться. Этому  способствовали неоднократное понижение процентных ставок по операциям Банка России и сохранение значительного объема ликвидных рублевых средств кредитных организаций. Средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным МБК в рублях во II квартале составила 3,1% годовых, снизившись по сравнению с аналогичным показателем предшествующего квартала (4,2% годовых).

  Ставка MIACR по однодневным рублевым МБК  в течение II квартала 2010 г. колебалась  в диапазоне от 2,3 до 3,9% годовых  (в I квартале 2010 г. — от 2,9 до 5,4% годовых) и на протяжении всего анализируемого периода превышала ставку по депозитам "том-некст" Банка России не более чем на 0,9 процентного пункта. Динамика ставки MIACR по однодневным рублевым МБК во II квартале характеризовалась внутримесячной цикличностью: в апреле и июне в период проведения обязательных платежей банками и их клиентами отмечались локальные пики ставок, однако внутримесячные максимумы были выражены слабее, чем в предыдущем квартале. Максимальное за II квартал значение ставки MIACR по однодневным МБК в рублях было зафиксировано 29 апреля. Среднемесячное значение ставки MIACR по однодневным рублевым МБК в апреле составило 3,3% годовых, в мае — 2,8% годовых, в июне — 2,6% годовых.16

    1. Основные направления денежно-кредитной политики государства на 2010, 2011 и 2012 года

О проекте основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на 2010 год  и на период 2011 и 2012 годов.

Банк России представил для рассмотрения проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Проект основных направлений включает характеристику состояния экономики Российской Федерации, прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной  политики в 2009 году, прогноз основных показателей платежного баланса и ориентиры денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. Кроме того, проект основных направлений содержит сценарии макроэкономического развития на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Также представлен  план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В соответствии с проектом основных направлений, определена задача снижения инфляции в 2010 г. до 9,0-10,0%, в 2011 г. - до 7,0-8,0%, в 2012 г. - до 4,5-6,5%.

Предполагаемое  постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет, по мнению Банка России, способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах.17

Денежная программа на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.

Расчеты по программе  на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.

Для первого  варианта денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй–четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы [11, с.22].

В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,3 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам – снизиться на 1,1 трлн. рублей.

Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году незначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются на 0,5 и 0,6 трлн. рублей соответственно. В 2011-2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей и чистого кредита банкам – на 0,2 трлн. рублей в год.

По второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,4 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,3 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.18

В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,6 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,1 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,8 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.

Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,1 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,3 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,6 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,2 трлн. рублей как в 2011, так и в 2012 годах.

Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,1 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,8 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,4 и 1,7 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году – на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,3 трлн. рублей в 2011 году и 0,2 трлн. рублей в 2012 году.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка