Деятельность территориальных учреждений Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей работы является комплексное исследование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации в условиях развития рыночных отношений в экономике и формирования новых федеративных отношений.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач:
охарактеризовать правовой статус территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации и их место в системе Банка России;
выявить содержание принципов их деятельности;
осветить историческое развитие деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
3
1. Общая характеристика правового положения деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации……………………………………………………………………….

6
1.1. Особенности правового статуса территориальных учреждений Банка России, содержание и принципы их деятельности……………………………

6
1.2. Виды и структура территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации ........................................................................................

10
1.3. Особенности исторического развития деятельности местных учреждений Государственного банка в России .................................................

11
2. Правовое регулирование основных направлений
деятельности территориальных учреждений Центрального банка
Российской Федерации ........................................................................................

15
2.1 Функции территориальных учреждений Банка России ..............................
15
2.2. Правовые основы деятельности территориальных
учреждений Центрального банка Российской Федерации в области
банковского регулирования, надзора, контроля……………………………

17
2.3. Взаимодействие территориальных учреждений Центрального
банка РФ с органами государственной власти и местного
самоуправления ……………………………………………………………….

20
3. Место и роль территориальных учреждений Банка России в регулировании денежной и кредитной сферы………………………………..

24
Заключение………………………………………………………………………

27
Список использованных источников……………………..……………………
3

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

контролирует соответствие остатков обязательных резервов в рублях и  иностранной валюте, учитываемых  на балансовых счетах, а также сумм недовзноса (перевзноса) обязательных резервов и штрафов, неуплаченных за недовзнос в обязательные резервы, учитываемых на внебалансовых счетах, в балансах территориального учреждения и кредитной организации;

в установленные сроки направляет в Банк России информацию о формировании кредитными организациями обязательных резервов, составляет и направляет Банку России отчет о работе по контролю над депонированием средств  в обязательные резервы кредитными организациями;

по решению Кредитного комитета Банка России организует работу по приобретению государственных долговых обязательств и осуществляет контроль за своевременным их погашением;

осуществляет прием средств  в депозит Банка России на условиях, определенных Кредитным комитетом Банка России и в соответствии с нормативными актами Банка России;

взаимодействует с кредитными организациями  региона, их ассоциациями и союзами, разъясняет им порядок применения нормативных  актов Банка России, рассматривает  предложения и запросы кредитных организаций по вопросам денежно-кредитного регулирования;

осуществляет иные полномочия в  области денежно-кредитного регулирования  в соответствии с нормативными актами Банка России.

Заключение

Территориальные учреждения (главные  управления и национальные банки) Центрального банка Российской Федерации представляют собой обособленные подразделения последнего, реализующие его политику на соответствующих территориях. По своей организационно-правовой форме они не являются учреждениями в том значении, в котором этот термин используется в Гражданском кодексе РФ, поскольку не имеют статуса юридического лица, не вправе обременять себя какими-либо обязательствами без разрешения Банка России. Имущественные права главных управлений и национальных банков, с одной стороны, имеют ограниченный характер, поскольку они практически являются филиалами Центрального банка РФ, а потому имеют право распоряжаться самостоятельно лишь движимым имуществом. Распоряжение объектами недвижимости территориальные учреждения могут осуществлять только по согласованию с Банком России. С другой стороны, в отличие от территориальных под разделений других государственных органов, они обладают независимостью от Министерства финансов и Министерства имущественных отношений РФ, по скольку, хоть и являются федеральными структурами, но принадлежат к системе, имущество которой, согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном банке РФ», полностью не контролируется государством, ввиду особого правового статуса Банка России, связанного с необходимостью качественного выполнения возложенных на него функций. В курсовой работе разработан вопрос о принципах, на основе которых осуществляют свою деятельность территориальные учреждения Центрального банка и формулируется их содержание.

 В условиях резкого повышения в последнее десятилетие самостоятельности республик РФ представительные органы власти некоторых из них предпринимают попытки закрепить в своих правовых актах независимость их национальных банков от Центрального банка РФ и подчинение их только республиканским органам государственной власти. Однако, ввиду противоречия этих положений федеральному законодательству, а также экономической реальности (в т.ч. и практике зарубежных государств) национальные банки республик все же сохранили, как и главные управления в других субъектах Федерации, свой статус территориальных подразделений Банка России. Причем, это не означает, что территориальные учреждения Центрального банка лишены любой самостоятельности. Ведь угрозу экономической стабильности государства представляет не передача его учреждениям некоторых полномочий, осуществление которых к тому же не возможно без учета различных факторов и условий местного значения, и тем более - не отличия в их названиях, а осуществление данными структурными под разделениями Центрального банка тех функций (функций осуществления денежной эмиссии, установление ставок рефинансирования и т.п.), которые предполагают единообразное выполнение их на территории всей страны и координацию из одного центра в силу своей глобальности и важности для развития экономических процессов в рамках всего государства. Тем не менее, учитывая, что главные управления и национальные банки осуществляют идентичные функции, а Банк России предполагает в дальнейшем проводить политику по достижению больше го единообразия в их деятельности, мы предполагаем ликвидировать разграничение территориальных учреждений Центрального банка РФ на разные виды, используя в отношении всех них единые наименования и внести соответствующие изменения в ФЗ «О Центральном банке РФ».В курсовой работе анализируется структура территориальных учреждений Центрального банка и их особенности в разных регионах РФ, а также факторы, влияющие на нее. С одной стороны, структурный состав территориальных учреждений зависит от целей, задач и функций главных управлений и национальных банков, объем которых у них одинаковый, с другой стороны - от того, в каких направлениях деятельности территориальные учреждения работают наиболее интенсивно, обслуживанием какой (развитой или не очень крупной) региональной банковской системы они занимаются. Поэтому в различных территориальных учреждениях функционируют разные по названиям и составляющим их структуру подразделения. В наиболее крупных главных управлениях и национальных банках Центрального банка создаются и более крупные структурные подразделения, которые могут включать в себя подсистемы двух уровней (например, управления, включающие отделы, в свою очередь состоящие из секторов). В конце 1999 г. в составе центрального аппарата Центрального банка РФ создан Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России, в который теперь работники всех главных управлений (национальных банков) также должны представлять необходимые документы и сведения. Основными направлениями деятельности указанного Департамента являются: совершенство вание структуры и деятельности территориальных учреждений и содействие их взаимоотношениям с руководством и подразделениями центрального аппарата Банка России. Поскольку Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России возник недавно, схема его сотрудничества и руководства деятельностью главных управлений (национальных банков) еще не до конца отработана и нуждается в совершенствовании, однако проведение работы Департамента в указанном направлении уже показало свою необходимость и восстребованность в плане совершенствования структуры и деятельности территориальных учреждений Центрального банка РФ.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Федеральный закон от  от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)
  4. Приказ ЦБ  РФ  от 16.12.96 N 02-457 «О структуре Центрального аппарата Банка России и главных территориальных управлений (национальных банков)
  5. Положение Центрального банка России от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России"
  6. Братко А. Г. «Центральный банк в банковской системе России», – М.:, 2001.
  7. «Деньги, кредит, банки. Экспресс курс»/учебное пособие/ кол. авт: под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук проф. Лаврушина О.И. – 4-ое изд.стер. - М.:КНОРУС, 2010.- 320 с.
  8. Хохленкова М. А. «Банк России как орган банковского регулирования и надзора»,   «Банковское дело». – №8. – 2002. – С. 11-15.
  9. Мехряков В.Д. Становление и развитие банковской системы России // Финансы. - 1998. - N 14. - С.19-22.
  10. Попков В.В. Банки на переходе. - М., 2001. - 432с. 
  11. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М.: Введение в историю, - М., 1994 г.
  12. Маслов А.В. Конституционно-правовой статус Банка России (точка зрения) // Деньги и кредит. - 2001. - N 12. - С.52-57.
  13. Бородина Н. М. Правовое регулирование деятельности    территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12 : Саратов, 2000 212 c. РГБ ОД, 61:01-12/506-2
  14. Деятельность территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации поисполнению бюджета. // Вестник Саратовской государственной академии права. 1999. №2. 0,5 п.л.
  15. Офиц. сайт Центрального Банка Российской Федерации (Банка России). 2011. http://www.cbr.ru/
  16. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Динамика доходов бюджета РФ за 2010 г. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2011. - Режим доступа: htpp:// www.minfin.ru

 




Информация о работе Деятельность территориальных учреждений Банка России