Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:16, курсовая работа
Деньги – одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги « родила торговля» , а поскольку торговля – одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни и денежной системы.
С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен, « Товар – Деньги – Товар» принимает форму « Товар – Обязательство – Деньги», т.е. с временным разрывом между продажей товара и получения за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством, которое должно быть погашено через заранее установленный срок. В связи с этим появляются финансово – кредитные отношения, которые регулируют правовую сторону такой формы оплаты.
Введение 3
Глава 1. Деньги 5
Возникновение, сущность и функции денег 5
Теории денег. Денежные системы. Законы денежного обращения 12
Виды денег 18
Глава2.Кредит 22
2.1Необходимость кредита 22
2.2Функции кредита 23
2.3Основные принципы кредита 26
Глава 3. Банковская система 29
3.1Банковская система в России 29
3.2 Центральный Банк и его функции 34
3.3 Коммерческие банки и взаимодействие с Центральным Банком РФ 36
Глава 4. Инфляция 39
4.1 Понятие инфляции и ИПЦ 39
4.2 Виды инфляции 39
4.3 Причины инфляции в РФ 41
4.4 Формы и методы антиинфляционной политики 43
4.5 Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ 46
Глава 5. Денежно - кредитная политика 48
5.1 Сущность, основные типы и цели денежно - кредитной политики 48
5.2 Методы и инструменты денежно - кредитной политики 49
5.3 Основные инструменты денежно - кредитной политики 52
5.4 Прогноз социально – экономического развития России на 2013г. и период 2014 и 2015гг. 54
Заключение 57
Список литературы 62
в) Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен ( свыше 100 процентов в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а также наблюдается бегство населения от денег. ( В России этот процесс наблюдался в 1990-1992 гг.).
3)По возможности
а) Ожидаемая, когда инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, либо она планируется правительством страны.
б) Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.
4) По формам проявления:
а) Открытая инфляции характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это в свою очередь сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложения, производства и предложения.
б) Подавленная (скрытая) инфляция характерна для экономики с регулируемыми ценами и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества жизни, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательном средством и мерой распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т.к. ведет к разрушению рыночного механизма.
4.3 Причины инфляции в России.
На настоящий момент выявлены много причин инфляции.
«Кредитная эмиссия» - эмиссия денег под покрытие бюджетных обязательств, которые не могут быть удовлетворены за счет собранных налогов и сборов. Объяснение хорошо работало в 90-е годы, но сейчас явно неактуально.
«Дефицит ресурсов». Действительно, страна на подъеме. Спрос на факторы производства огромен, а резервы в части производственных мощностей, технологических наработок, профессиональных кадров советских времен, которыми страна так долго жила, закончилась. Нет свободных мощностей в металлургии, цементной промышленности, невозможно найти коллектив, который смог бы спроектировать сложный технический объект и т.п.
Также, инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. И поскольку товарная масса в условиях экономического подъема явно растет, причина обесценения денег, очевидно, не в том, что прежнее количество денег вынуждено обслуживать меньшую массу, что, естественно, ведет к удорожанию этой массы или, что-то же самое, обесценению имеющихся в обращении денег.
«Ускорение оборачиваемости денег». Если взять все обращающиеся в экономике деньги, и умножит эту денежную массу на скорость обращения денег (попросту говоря, сколько раз в год в среднем каждая банкнота переходит из рук в руки), то должно хватить как раз на физический выпуск всей экономики, выраженный в текущих ценах
«Политика противодействия укреплению курса рубля». Основная проблема высокой инфляции в России, по-видимому, в том, что ее богатства являются ее же проблемой. Действительно, в финансовой сфере правительство РФ пытается одновременно решить две плохо согласующиеся между собой задачи: контролировать инфляцию и как можно медленнее укреплять рубль. Ведь на финансовый рынок постоянно давят огромные доходы нефтегазового сектора: тот же «Газпром»продает полученную им валюту на валютной бирже
Денег на рынке оказывается больше, чем величина, описывающая потребность в них, рассчитанная как сумма цен товаров, деленная на скорость оборота денег. В закрытой экономике это однозначно ведет к инфляции, в открытой есть дополнительный клапан: можно купить валюту и приобрести товары и услуги за рубежом. Что и происходит. Отсюда и берется «импортная» инфляция. На мировом рынке по своим причинам товары и услуги дорожают. Но отечественных импортеров это не беспокоит, ведь приобретенные за рубежом товары все равно найдут своего покупателя в России.
«Монополизация экономики». Формально тарифы за услуги естественных монополий регулирует государство, но это не более чем игра, «в которую играют люди»: обосновать «объективность» высоких затрат для монополии не составляет труда. «Железный» аргумент – та же инфляция. При этом российский потребитель, хотя и выражает недовольство, фактически признает право монополии перекладывать бремя инфляции на его плечи. Поэтому цены могут снижаться на все – на компьютеры, продовольствие, даже жилье, но никогда – на услуги российских естественных монополий.
«Инвестиционная инфляция». Ситуацию «усугубляет» то обстоятельство, что приходящие в страну нефтегазовые деньги не полностью стерилизуются в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Часть все равно уходит на социальные и различные инвестиционные проекты инфраструктурного и производственного назначения. Многие из таких проектов имеют длительные сроки окупаемости, для части проектов понятие окупаемости вообще строго не определено. Например, строительство дорог. Затраты есть (и огромные), а продукта (товара), являющегося результатом этих затрат, строго говоря, нет. Понятно, что ни о каком производстве товаров и услуг при отсутствии дорого всерьез говорить не приходится, но деньги на строительство дорог в экономике «впрыснуты», а товарного покрытия, связывающего эти деньги, нет. По другим проектам, например, освоения очередного месторождения, товар появится, но потом. Сейчас же есть лишь денежное давление, стимулирующее подрядчиков проектов поднимать цены на свои услуги (подрядчиков мало, а проектов – много). И снова – инфляция.
4.4 Формы
и методы антиинфляционной
Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.
Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью:
1) денежной реформы;
2) государственного регулирования инфляционного процесса.
Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.
Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.
Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:
1) дефляционной политики;
2) политики доходов.
Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.
Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
– оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
– разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
– усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
– изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
– стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
– совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
– формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
– восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
– создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
– изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений4;
– стимулирование экспертной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики5.
Правительство РФ и Банк России установили точечную цель по инфляции на 2014-2015 годы в 4,5%, на 2016 год — в 4% с допустимыми отклонениями на 1,5 процентного пункта в обе стороны, говорится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2014-2016 годы, опубликованном в пятницу.
Пути совершенствования антиинфляционной
политики РФ следующие:
-снижение ставок таможенных пошлин;
- изменения в налоговой политике (снижение
страховых взносов в ПФ);
- регулирование тарифов естественных
монополий (в пределах инфляции предыдущего
года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать
тарифы на ту же величину, скорректированную
на 1%-2% сверху. В противном случае основные
отрасли будут терять инвестиционную
привлекательность;
-ужесточение контроля над ценами;
- дотирование и возмещение расходов на
ГСМ сельхозпроизводителей;
- создание финансового фонда для регулирования
ценовой ситуации на продовольственном
рынке в стране (рост цен на зерно - существенный
фактор риска повышения инфляции в России,
поэтому ценовая ситуация на рынке зерна
оказывает определяющее значение на ситуацию
на продовольственном рынке в целом).;
- в планах принятие закона "о торговле"
(фиксирование цен на продукты, если цены
растут более чем на 30% в течение 30 календарных
дней. Закон также позволит принимать
отдельные законы по установлению цен
или предельных наценок на любые товары);
- ужесточение антимонопольного законодательства
(введение уголовной ответственности
за сговоры, ограничивающие конкуренцию,
так называемые картели);
- для стабилизации цен на бензин и ГСМ
предлагается согласование планов нефтяных
компаний по ремонту НПЗ с профильными
ведомствами; сезонное резервирование
топлива; закрепление нормы по поставкам
нефтепродуктов на внутренний рынок в
лицензиях на месторождения с запасами
от 5 млн. Тонн нефти; выравнивание пошлин
на сырую нефть и темные нефтепродукты.
- введение социальной нормы потребления
коммунальных ресурсов: в пределах этой
нормы цены будут зафиксированы, превышение
же нормы будет тарифицироваться по более
высоким ценам;
- перераспределение большей части продовольственной
продукции на внутренний рынок. Предлагается
создание новой модели распределения
продовольственной продукции:
а) насыщение внутреннего рынка;
б) создание резерва на предстоящий период;
в) продажа на внешние рынки.
ГЛАВА 5. ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
5.1 Сущность, основные типы и цели денежно – кредитной политики.
Определение.
Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства
Основные типы и цели.
Денежный рынок является
частью финансового рынка и отражает спрос
на деньги и предложение денег, а также
формирование равновесной «цены» денег.
Под предложением денег
понимается денежная масса, находящаяся
в обращении и складывающаяся из соответствующих
денежных агрегатов.
Предложение денег графически
отображается обычно вертикальной прямой,
поскольку предполагается, что на каждый
данный момент создано определенное, фиксированное
количество денег, которое не зависит
от величины ставки процента.
Спрос на деньги формируется:
1) из спроса на деньги как средство обращения
(т.е., деловой, операционный, трансакционный
или спрос на деньги для совершения сделок);
2) из спроса на деньги как на средство сохранения
стоимости (спрос на деньги как на активы,
спрос на запасную стоимость или спекулятивный
спрос).
Общий спрос на деньги
зависит от номинальной ставки процента
и объема номинального валового национального
продукта.
Объектами денежно-кредитной политики
являются спрос на деньги и их предложение.
Субъектами денежно-кредитной
политики выступают банки, прежде всего
центральный банк. Для непосредственного
регулирования массы денег в обращении
он использует различные денежные агрегаты,
уменьшая или увеличивая их объем, меняя
структуру денежных агрегатов в общей
массе денег в денежном обороте. Денежный
оборот регулируется центральным банком
и в процессе осуществления кредитной
политики, выражаемой в кредитной экспансии
или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия
центрального банка пополняет ресурсы
коммерческих банков, которые в результате
выдаваемых кредитов увеличивают общую
массу денег в обороте. Кредитная рестрикция
влечет за собой ограничение возможностей
коммерческих банков по выдаче кредитов
и тем самым – по насыщению экономики
денежными ресурсами.
Чрезвычайно важное значение
для эффективного осуществления денежно-кредитной
политики имеет и стабильность банковской
системы. Банковская система любой страны
является необходимой составляющей ее
экономики. В рамках денежно-кредитных
отношений банки обеспечивают непрерывность
функционирования сфер производства и
потребления. Банковская система служит
тем каналом, через который предаются
импульсы денежно-кредитного регулирования
всей экономики.