Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:10, контрольная работа
1. С момента распада Советского Союза до середины 1990 г.г. в Казахстане наблюдался резкий экономический спад и гиперинфляция 1. Политика экономических и структурных реформ, внедрённых в последующий период, была довольно успешной в борьбе с инфляцией, но проблема базового фискального дисбаланса оставалась нерешённой, уровень сбережений и инвестиций на внутреннем рынке - низким и экономика находилась в состоянии застоя 2. К концу 1990-х г.г. отношение внешнего и внутреннего долга к ВВП быстро увеличилось и достигло неустойчивого уровня, поставив под угрозу возможность возобновления экономического роста (Глава I, Том II) 3.
47. Ответственная
децентрализация предполагает
48. С другой
стороны, кроме
49. Кроме того, более адекватный механизм распределения налогов потребует: (a) обложения социальным налогом должно осуществлять по месту проживания, а не месту работы; (б) полной передачи подоходного налога с юридических лиц в республиканский бюджет и (в) разделения подоходного налога с физических лиц на два компонента: (1) прогрессивную ставку, отчисляемую в республиканский бюджет и (2) отдельную пропорциональную дополнительную ставку, отчисляемую в местный бюджет; в случае внедрения реформы данные изменения не окажут влияния на размеры налоговых платежей. (Глава IV, Раздел В.)
50. Существуют три варианта,
позволяющие усовершенствовать
51. И, наконец, следует принять во внимание, что финансовая децентрализация - это ещё и политический процесс, требующий кропотливых усилий, направленных на достижение консенсуса, времени, легитимности и достаточно представительного уровня власти. Поэтому Правительство может рассмотреть вопрос о создании Комитета по реформе межправительственных связей с участием местных представителей, с целью обсуждения вопросов децентрализации на самом высоком уровне.
Социальные сектора
52. Следующие причины оправдывают обращение основного внимания при внутрисекторальном анализе социальному сектору (здравоохранению, образованию и социальной защите): (a) экономический кризис, поразивший страну после обретения независимости, привёл к резкому падению уровня жизни населения, отразившемуся в совокупных социально-экономических показателях; (б) на социальный сектор приходится основная часть расходов правительства Казахстана (за последние три года примерно половина всего государственного бюджета и 3/4 областных бюджетов) и (в) эти сектора имеют решающее значение, если целью политики правительства является внесение вклада в рост страны на продолжительный период времени.
53. В Казахстане здравоохранение
и образование имеют более
высокий приоритет по
54. В Казахстане
55. Рекомендации.
Повышение эффективности государственных
расходов и качества услуг является главной
целью реформы государственного сектора.
Суть общей стратегии, рекомендуемой в
данном отчёте, заключается в следующем:
чтобы компенсировать
региональные различия, следует пересмотреть
механизм распределения налогов и механизм
трансфертов совместно с региональными
правительствами (как предлагается
в предыдущем разделе и Главах IV и V). Подробные
рекомендации для каждого сектора изложены
в следующих трёх пунктах.
Социальная помощь
56. Несправедливость особенно
ярко выражена в распределении социальной
помощи, и могла увеличиться после передачи
ответственности региональным правительствам
по причине низких финансовых возможностей
самых бедных областей. Более того, вразрез
официальным намерениям, размещение ресурсов
на социальную помощь продолжает оставаться
в высшей степени неэффективным, потому
что критерием отбора потенциальных получателей
социальной помощи является не «бедность»,
а «категория».
57. Рекомендации.
Чтобы добиться лучших результатов и изменить
нынешнюю динамику социально-экономических
показателей в Казахстане, Правительство
может рассмотреть возможность направить
социальную помощь исключительно на поддержку
бедного населения и:
(a) принять ряд правовых мер
и стимулов (кондиционных грантов, финансируемых
из республиканского бюджета), которые
приведут к размещению минимального объёма
ресурсов на социальную помощь 18 для охвата по крайней мере
половины от числа живущих за чертой бедности
(что составит примерно 25% расходов на
помощь населению ниже черты бедности
в 1998 году) 19, (в соответствии с предложением
реформировать систему межправительственных
трансфертов, Вариант III, Глава IV.; 20
(б) направить помощь в виде
(1) денежных пособий для нетрудоспособных
(например, бедных, одиноких, престарелых,
не имеющих кормильцев; бедных многодетных
матерей) и (2) хорошо разработанных, целевых
государственных программ занятости для
работоспособных;
(в) прекратить следующие неэффективные
программы социальной помощи: (1) «Государственную
Программу специальной помощи» (основанную
на категориях); (2) "Субсидированную
Программу общественных работ" и
(г) осуществлять более тесный
мониторинг бедности и адресности путём:
(1) введения модуля «социальной помощи»
при проведении предстоящего обследования
сельских хозяйств Агентством Республики
Казахстан по статистике и (2) проведения
и оценки выборочного обследования получателей
социальной помощи независимым специализированным
органом.
Здравоохранение
58. Вследствие крайней ограниченности
государственных ресурсов в переходный
период осуществлялось комбинированное
финансирование и обеспечение медицинских
услуг, с участием местных администраций
и частного сектора. После провозглашения
независимости усилились различия между
регионами в уровне расходов на медицинское
обслуживание на душу населения, состояние
здоровья населения ухудшилось, причём
бедные пострадали несоразмерно. Несмотря
на инициативу правительства провести
реформу системы здравоохранения (включающую
реструктуризацию/ приватизацию/закрытие
медицинских объектов с середины 1990-х
годов), операционная неэффективность,
унаследованная у советской системы, повысилась
в результате того, что не была внедрена
реформа государственной службы, практически
не проводился ремонт и замена оборудования,
состояние инфраструктуры ухудшалась.
59. Низкий уровень исполнения бюджета здравоохранения отражает неадекватный выбор приоритетов и приводит к задержке платежей и накоплению задолженности в секторе. Из-за отсутствия ясной политики приоритетов, фактическое размещение расходов привело к тому, что акценты пришлись на: (1) лечебную, а не профилактическую помощь; и (2) дорогостоящее стационарное обслуживание в больницах и специализированных клиниках, а не услуги семейных врачей и амбулаторное лечение.
60. Эффективность расходов на здравоохранение и качество медицинских услуг в Казахстане ухудшились вследствие: (a) избыточного потенциала и занятости, отсутствия у руководителей независимости в принятии решений и ограниченной отчётности местных властей за результаты деятельности; (б) частной практики в государственных медицинских учреждениях, открывающей возможности для коррупции и расходования скудных государственных фондов на субсидирование частной практики; (в) оплаты медицинских услуг, исходя из фактических текущих расходов соответствующих медицинских учреждений, а не минимальный стоимости пакета первичной медико-санитарной помощи на душу населения; (г) монопольное положение некоторых местных больниц, препятствующих проведению тендеров на выполнение государственных заказов в соответствии с установленными правилами и, (д) в некоторых случаях, недостаточная децентрализация финансирования и обеспечения медицинских услуг на местном уровне (районном и городском), которая может привести к дублированию функций, препятствующих объединению ресурсов и росту экономики (Глава V, Раздел В).
61. Рекомендации.
Любая стратегия реформы здравоохранения
в Казахстане должна непременно включать
поэтапную реализацию реформы занятости
и заработной платы в секторе и выборочное восстановление
инфраструктуры и оборудования, с
параллельной приватизацией/
62. Так как для полной
реализации этой стратегии
Информация о работе Казахстан: Обзор государственных расходов