Введение
Идею
кредитной карточки первым выдвинул
Эдуард Беллами (Edward Bellamy) в книге "Взгляд
в прошлое" (Looking Backward), вышедшей в
свет в 1888 г., а первые попытки практического
внедрения картонных кредитных
карточек были сделаны в США предприятиями
розничной торговли и нефтяными
компаниями еще в двадцатые годы.
Недолговечность картонных карточек
заставила искать им замену, и десятилетием
спустя начали появляться первые металлические,
а затем и пластиковые карточки
с тиснением. Тиснение позволило
частично автоматизировать процесс
обслуживания этих карточек, поскольку
с карточек можно было делать оттиски
и переносить информацию о владельце
на заранее отпечатанные чеки (слипы).
В послевоенные годы появились пластиковые
карточки таких известных компаний
как Diners Club и American Express. В шестидесятые
годы на пластиковых карточках стали
помещать магнитную полосу, на которой
записывалась информация.
Операции
с кредитными картами открыли
новые перспективы финансового
обслуживания клиентов и, соответственно,
расширили возможности получения
банковской прибыли. Интерес государства
к внедрению кредитных карт очевиден:
снижаются колоссальные затраты
на инкассацию денежных средств, эмиссию
и регенерацию банкнот и монет;
упрощается учет движения денег и
взимания налогов и т.д. Россия живет
в мировом сообществе, уже сегодня
широко использующем системы расчетов
по кредитным картам. Оставаться в
стороне от общего процесса при расширении
культурных, политических и экономических
связей с другими странами практически
невозможно и невыгодно.
Однако
в России до настоящего времени не было
ни опыта составления «кредитных историй»,
ни юридических механизмов для быстрого
взыскания долгов. Это серьезно сдерживало
внедрение кредитных карт российскими
банками. В настоящее время ситуация изменилась.
Перспективы
развития рынка кредитных карт привлекают
все большие и большие кредитные
организации. Число банков, осуществляющих
эмиссию собственных кредитных
карт в настоящий момент очень
мала, но именно карточное кредитование
станет в ближайшее время приоритетным
направлением для российских банков.
Широкое
предложение банкам кредитных карт
аналитики объясняют несколькими
факторами: во-первых, стабилизацией
экономической обстановки в стране,
во-вторых, повышением культуры пользования
банковскими картами и ростом
доверия к кредитным организациям.
Кроме того, нельзя не заметить приход
в Россию иностранных банков, привыкших
работать с кредитными проектами. Они
стали формировать на рынке новую
культуру. Но главное, что в России
ускоренными темпами развивается
рынок потребительского кредитования.
А кредитная карта становиться
более интересным инструментом, поскольку
ее держатель имеет возможность
воспользоваться кредитом независимо
от того, сколько личных средств
у него на счете. Однако массовый выпуск
кредитных карт в России пока не наблюдается.
Он возникнет тогда, когда банкам будет
не выгодно держать кредитных консультантов
в магазинах по сравнению со стоимостью
обслуживания карт.
Таким образом,
проблема внедрения, использования
и формирование разветвленной сети
обслуживания кредитных карт на сегодня
остается наиболее актуальной для российской
банковской системы.
Главной
целью работы являлось обобщение теоретического
материала связанного с таким новым инструментом
организации безналичных расчетов
как кредитная карта.
В соответствии
с поставленной целью в контрольной работе
были решены следующие задачи:
- выявить
преимущества и недостатки применения
кредитных карт для сторон, участвующих
в расчетах;
- рассмотреть
процедуру оплаты покупки кредитной картой;
- проанализировать
обслуживания клиентов по кредитным
картам с терминалом и без
него;
- оценить
прибыльность операций с кредитными
картами двух банков А и
В при заданных условиях.
1.Кредитная карта как платежный
инструмент
1.1. Преимущества и недостатки
применения кредитных карт
В стандартной
технологии безналичных расчетов при
расчете за товары и услуги с помощью
банковских карт действуют три субъекта.
Это банк-эмитент карты (он же может и выступать
как банк-эквайер) , его клиент (держатель
карты) и магазин (предприятие торговли
или сервис, принимающие по договору с
эмитентом его карты в качестве платежного
средства).
Быстрое
распространение банковских карт, их
превращение в массовый инструмент
расчетов, неуклонный рост популярности
среди широких групп населения
были обусловлены удобством и
безопасностью их использования
и служат наглядным свидетельством
того, что эта форма расчетов выгодна
основным категориям участников системы.
Основные
привлекательные черты кредитных
карт для их держателей заключаются в
следующем:
- Удобства пользования (клиенту не нужно иметь при себе крупных денежных сумм при посещении магазинов и предприятий сервиса, есть возможность моментально сделать крупную незапланированную покупку).
- Удобство получения кредита (кредит предоставляется покупателю автоматически без специального обращения в банк, без оформления кредитных договоров, без указания обеспечения по кредиту и целей его использования).
- Удобство при погашении кредита (клиент может по желанию неограниченно долго оттягивать срок погашения кредита, выплачивая ежемесячно проценты за пользование кредитом и сумму обязательного ежемесячного платежа).
- Получение пользователем от банка информации по карте, позволяющей проверить каждую операцию и предъявить претензии в случае неправильного оформления сделок (все более актуальной и востребованной становиться услуга «интернет-банкинг», с помощью которой клиенты могут дистанционно через сеть Интернет получать информацию по картам обо всех произведенных операциях, сумму задолженности на дату выставления счета-выписки, а также суммы регулярных платежей и комиссий).
- Не нужно заботиться клиенту о конвертировании валюты (это сделает банк)
- Престижность (использование кредитных карт свидетельствует об умении обращаться с современными техническими средствами)
- Льготы при приобретении товаров, при бронировании мест в гостиницах и т.д., а также льготный период в течение которого проценты по кредиту не начисляются.
- Страхование кредитов (страховая выплата поможет клиенту или его родственникам решить проблему с возвратностью кредита, если клиент утратил возможность трудиться и ежемесячно выплачивать кредит).
- Пользователю кредитной карты предоставляется возможность не только снять деньги, оплатить покупку в магазинах, но и воспользоваться иными услугами предлагаемыми банком (н-р, заплатить за услуги сотовых операторов, интернет-провайдеров, смена PIN-кода и т.д.)
- Эффект инфляции (при покупки товаров в кредит потребитель может выиграть, если цены на товар вырастут к моменту достаточного накопления сбережений, так как этот прирост цены будет больше и равен стоимости потребительского кредита)
- Психологический эффект (в большинстве случаев желание приобрести товары и услуги сегодня сильнее разумной возможности получить их завтра или через много лет. Кроме того, многие виды услуг необходимы именно сегодня, н-р, медицинские услуги)
- Лимит кредита установленный банком (защищает клиента от перерасхода собственных средств)
- Возможность постоянного возобновления кредитной линии после погашения (обычно кредитные карты, предполагают длинные кредитные линии, которые гасятся равными частями, а по мере её погашения кредитная линия возобновляется снова).
- Универсальность. Заимев в своем кошельке кредитную карточку формата VISA Electron или Cirrus/Maestro, можно быть уверенным, что везде, где есть банковская система, можно будет получить деньги.
- Можно оформить несколько кредитных карт на один счёт и пользоваться ими совместно, например, мужу и жене. Можно также оформить кредитку на ребёнка, обговорив в договоре размер расходов по этому счёту, и таким образом контролируя его траты.
Несмотря
на большое количество положительных
сторон кредитных карт для их держателей,
они имеют и некоторые недостатки:
- За использования такой карточки приходится платить деньги.
- При использовании кредитки, не нужно носить с собой кошелек с деньгами, а это является, как плюсом, так и минусом, ведь кошелек может занимать достаточно много место, и если его вдруг украдут, то человек это немедленно заметит. А в случае с кредитной картой заметить пропажу можно будет только через несколько дней после того, как с вашего счета исчезнут деньги (прогрессирование карточного машенничества).
- Порой сложное восстановление кредитной карты. Особенно эти проволочки с банком будут накладны, если вы находитесь заграницей и потеря/кража/попытка взлома вашей кредитки произошла именно там. Дело в том, что некоторые банки для восстановления карты требуют приезда держателя карты и/или вам нужно делать целый ряд всяких процедур по восстановлению.
- Достаточно дорогой операцией является получение наличных денежных средств (так как банки устанавливаю комиссию за снятие денежных средств).
- Определенным неудобством для клиентов является установление некоторыми банками ограничения на снятие наличных.
- За информацию по кредитной карточки через СМС-уведомление клиенту тоже приходиться платить.
- Страховая выплата не всегда привлекает клиента, так как многие считают это лишней тратой денег.
- Кредитные карты зачастую «подстрекают» людей совершать незапланированные покупки, тем самым увеличивая размер долга компаниям и банкам.
- Процентные ставки и другие условия договора. В них может быть, например, указанно, что 15% могут превраться в 30% за день просрочки оплаты.
Теперь
остановимся на достоинствах и недостатках
применения кредитных карт со стороны
банка:
- Одним из основных достоинств является увеличение прибыли (операции с кредитными картами открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и расширили возможности получения банковской прибыли).
- Привлечение новых клиентов-отдельных лиц, розничных торговцев.
- Возможность при помощи кредитной карты рекламирования и продажи услуг банка.
- Предлагая клиенту разнообразные услуги по кредитным картам тем самым обеспечивает себе конкурентное преимущество на финансовом рынке.
- Возрастание привлеченных ресурсов.
- Уменьшение объема используемой в расчетах наличности (снижение темпов роста инфляции).
- Разгрузка офисов банка от наплыва клиентов.
- Обработка карточных операций более автоматизированы, чем классические кредиты, что также облегчает для банка проведение этих операции, удешевляя себестоимость операций.
- «Карточному» банку нет необходимости строить сеть отделений и филиалов, что значительно удешевляет обслуживание клиентов, и позволяет привлечь те клиентские группы, которые раньше невозможно было обслуживать из-за их удаленности.
Но, несмотря
на привлекательность использования
кредитных карт в системе безналичных
расчетов, банки пока ещё очень
осторожно выдают их населению, так
как кредит по банковской карточке
связан с наибольшей степенью риска
невозвратности (как самих клиентов
банка, так и с увеличение количества мошенников,
которые обезналичивают денежные средства
по кредитной карте в банкоматах). Кроме
этого, банк как правило, рискует большей
суммой с наибольшим периодом действия
карты. В России до настоящего времени
не было ни опыта составления «кредитных
историй», ни юридических механизмов для
быстрого взыскания долгов, что в свою
очередь сдерживает внедрение кредитных
карт российскими банками.
Для предприятий
торговли карточные расчеты имеют
следующие преимущества:
- Расширение продаж и привлечение новых покупателей.
- Увеличение прибыли за счет привлечения покупателей и отсутствием инкассации выручки.
- Человек с картой на руках более склонен совершить покупку, чем владелец наличными.
- Повышается престиж, рейтинг магазина.
- Упрощение расчетов с покупателями (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром).
- Магазин освобождается от затрат, связанных с содержанием отдела по анализу кредитоспособности клиентов (эту функцию несет на себе банк).
Одним из
недостатков использования кредитных
карт в продаже для торговых организаций
является длительность операций по сравнению
с расчетом наличными деньгами (т.е.при
наличном расчете денежные средства
торговое предприятие получает сразу,
а при расчете кредитной картой
деньги поступают лишь в конце
дня). Кроме этого, существуют различные
конфликтные ситуации при проведении
расчетов по кредитной карте, н-р, отказ
от оплаты того или иного участника
платежной цепочки вследствие сомнений
в корректности проведенных операций,
тем самым вызывая неудобства
со стороны торговой организации. Так
же в отдельных банках взымаются
комиссионные сборы с торговых организаций
за ряд услуг оказанных по кредитным
картам.
Таким образом,
быстрое распространение банковских кредитных
карточек, их превращение в массовый инструмент
расчетов, неуклонный рост их популярности
среди широких групп населения служит
наглядным свидетельством того, что эта
форма расчетов в большей степени всё-таки
выгодна основным категориям участников
данной системы расчетов
1.2.
Организация расчетов с помощью
кредитной карты
Одним из
прогрессивных направлений организации
безналичных расчетов является развитие
платежных систем, основанных на использовании
кредитных карт. Проанализируем последовательность
операций, выполняемых при расчетах за
товары и услуги посредством кредитной
карты, когда покупатель приходит в торговую
организации. В данной процедуре участвуют
следующие стороны:
- Держатель карты (клиент);
- Банк-эмитент (выпуская карточки, гарантирует выполнение финансовых обязательств);
- Банк-эквайер (реализует финансовые функции, связанные с выполнением расчетов и платежей точками обслуживания);
- Предприятие торговли;
- Процессинговый центр (специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров запросов на авторизацию и/или протоколов транзакции - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачу наличных).
- Желая совершить покупку (или получить услугу) держатель карточки предъявляет ее продавцу (1).
- Продавец устанавливает, возможно ли совершение сделки. Для этого он осуществляет проверку подлинности карточки и при необходимости правомочности распоряжения ею покупателем. Затем продавец проводит либо голосовую авторизацию по телефону, либо электронную посредством POS-терминала. Авторизация не проводится в том случае, если сумма покупки (или стоимость услуги) ниже торгового лимита. При голосовой авторизации в случае положительного ответа продавцу сообщается код авторизации (2,3).
- После утверждения сделки происходит оформление торгового векселя (или чека), на котором фиксируются данные о сделке (4). На чек также переносятся и данные с карточки. При ручной обработке для этого используются импринтер. Кроме того, на чек обязательно заносится код авторизации, так как при отсутствии кода чек не будет принят к оплате банком-эквайером. Держатель карточки затем подписывает все экземпляры чека (обычно три). При автоматической обработке чек печатается POS-терминалом. В последнем случае подпись может быть необязательной, если авторизация проводилась с использованием PIN-кода.
- Экземпляр чека и товар передаются покупателю
- В конце каждого дня (или реже-несколько раз в неделю) точка обслуживания пересылает в банк-эквайер экземпляры чеков, которые служат документальным основанием для проведения расчетов с точкой обслуживания. При автоматической обработке таким основанием могут служить электронные протоколы транзакции, генерируемые при авторизации и непосредственно поступающие в банк-эквайер или процессинговый центр (5).
- Банк – эквайрер формирует транзакции и осуществляет расчеты с торговой точкой обслуживания (производит перечисление средств на ее расчетные счет) (6). В случае ручной обработки верификация сводится к проверке полученных чеков. Для верификации же электронных транзакций в конце каждого дня торговые терминалы связываются с эквайером и повторно пересылают транзакции, накопленные в их памяти за день.
- Банк –эквайрер передает в процессинговый центр сформированные транзакции (7). При этом, если эквайрер является также и эмитентом, в процессинговый ентр передаются только «чужие» транзакции, т.е. транзакции, произведенные держателями карточек других банков-эмитентов.
- Процессинговый центр обрабатывает полученные за день транзакции и формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы. Общие итоги передаются в расчетный банк системы, а частные рассылаются банками-участниками в качестве извещений на проведение взаиморасчетов.
- Расчетный банк проводит взаиморасчеты между банками-участникми, открывшими у него корреспондентские счета (7).
-
Банки-эмитенты в порядке возмещения осуществляют снятие средств со счетов держателей карточек за приобретенные последними товары и услуги. Держатели кредитных карточек возвращают банкам-эмитентам средства, предоставленные им как кредит при приобретении товаров и услуг (8).