Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:46, курсовая работа
Краткое описание
Цель написания курсовой работы – изучить структуру кредитно-банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования. Задачи, поставленные в курсовой работе: • рассмотреть структуру и функции кредитно-банковской системы на уровне теории; • познакомиться с главными составляющими банковской системы; • изучить механизм регулирования банковской системы; • рассказать о проблемах и перспективах развития кредитно-банковской системы Республики Беларусь.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4 1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ 6 2 МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 10 3 РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМ КРЕДИТОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Взаимоотношения коммерческих
банков с Национальным банком Республики
Беларусь обусловлены самим механизмом
взаимоотношений субъектов рынка ссудного
капитала. Национальный банк Республики
Беларусь устанавливает для банков следующие
экономические нормативы: минимальный
размер уставного фонда для вновь создаваемого
банка, минимальный размер собственных
средств для действующих банков; норматив
для действующей части уставного фонда;
норматив ликвидности банка; норматив
достаточности банка; норматив обязательных
отчислений в фонд резервов; норматив
максимального риска на одного заемщика
и др.
Правовой основой создания
и прекращения деятельности коммерческих
банков в Республике Беларусь являются
«Банковский кодекс Республики Беларусь»
и нормативные документы Национального
банка Республики Беларусь. На сегодняшний
день в Республике Беларусь существует
два банка, находящиеся в стадии банкротства
или ликвидации.
Механизм
регулирования денежной массы в банковской
системе
Денежная
масса - это общая масса наличных
и безналичных средств, которые находятся
в обращении страны и определяют национальную
экономику. В узком понимании, денежная
масса - это количество денег, состоящее из наличных денег
и депозитов. А в более широком, денежная
масса - это все то, что можно классифицировать,
как "деньги", то есть срочные и сберегательные депозиты, сберегательные
(депозитные) сертификаты и так далее. И хотя в общем
обороте денежных средств и учитываются
денежные средства на текущих счетах в банках, но масса наличных денег всегда
выделялась из общего оборота [21]
Денежное обращение, или движение
денег в наличной и безналичной формах,
активнейшим образом влияет на протекание
процессов общественного воспроизводства.
Поэтому сознательное воздействие на
параметры денежной сферы путем их регулирования
важно не только как способ влияния на
функционирование денежного и ссудного
капиталов, но и как способ регулирования
экономики в целом. Поскольку это воздействие
происходит на макроуровне, то основным
субъектом регулирования является государство
в лице его Центрального банка.
Регулирование денежного обращения
представляет собой одно из важнейших
направлений в деятельности Центрального
банка. Это связано с тем, что, во-первых,
узконаправленные, конкретные и легко
поддающиеся количественному выражению
методы регулирования, влияющие на денежное
обращение, позволяют получить весомые
макроэкономические результаты. Последние
формируют финансовые условия функционирования
экономики в целом, определяют степень
действенности других методов регулирования
экономики, используемых государством.
При этом в сфере регулирования денежного
обращения должно происходить совпадение
интересов Центрального банка как органа
государственного регулирования и ведущего
элемента банковской системы, заинтересованного
в ее стабильности, с интересами других
хозяйствующих субъектов и физических
лиц. Во-вторых, целенаправленное и комплексное
воздействие Центрального банка на различные
элементы рыночного механизма. В данном
случае важным условием является соответствие
применяемых методов денежно-кредитного
регулирования не только конкретным целям
денежной политики или состоянию экономической
конъюнктуры, но и более специфическим
задачам: особенностям существующей национальной
финансовой системы, степени развития
банковской системы и инструментов денежного
рынка, степени взаимодействия денежного
рынка с другими сегментами или блоками
рыночного механизма.
От денежно-кредитной политики,
проводимой Центральным банком любого
государства, зависят как успехи или неудачи
в области макроэкономического регулирования
экономики, так и благосостояние отдельных
слоев населения и рядового гражданина.
Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование
является важнейшим инструментом воздействия
на экономическую жизнь государства, а
поэтому нарушение денежно-кредитного
механизма пагубно отражается на состоянии
всей хозяйственной жизни. Например, избыточная
масса денег ведет к инфляции, снижению
покупательной способности денежной единицы,
обесценению капитала и, наоборот, нехватка
платежных средств ограничивает возможности
экономического роста, ведет к возникновению
так называемого кризиса неплатежей. Поэтому
вполне закономерно, что в условиях современной
рыночной экономики возрастают контрольные
и регулирующие функции Центральных банков.
В зависимости от вида обращающихся
денег выделяются два основных типа систем
денежного обращения:
- системы обращения металлических
денег, когда в обращении находятся
полноценные золотые и(или) серебряные
монеты, которые выполняют функции денег,
а кредитные деньги свободно обмениваются
на денежный металл (в монетах или слитках);
- системы обращения кредитных
и бумажных денег, которые не могут быть
обменены на золото, а само золото вытеснено
из обращения.[9,с.560]
В странах с рыночной экономикой
денежный оборот складывается из наличных
и безналичных денег. Под наличными деньгами
понимаются монеты, банковские билеты
(банкноты) и казначейские билеты. Под
безналичными деньгами понимаются средства
на счетах в банках, различные депозиты
(вклады) в банках, депозитные сертификаты
и государственные ценные бумаги. Безналичные
деньги в отличие от наличных, по существу,
не являются платежными средствами, но
в любую минуту они могут превратиться
в наличные, гарантированные кредитными
институтами. Практически же безналичные
деньги выступают наравне с наличными
и даже имеют некоторые преимущества перед
последними. Действительно, наличные деньги
связаны с бумагой или металлом. Они имеют
реальные высокие издержки хранения и
транспортировки, а также могут быть потеряны
или подделаны.
Таким образом, деньги образованы
несколькими составляющими, так называемыми
денежными агрегатами.
Денежные агрегаты – один из
показателей, используемых для анализа
количественных изменений денежного обращения
на определенную дату и за определенный
период, а также для разработки мероприятий
по регулированию темпов роста и объема
денежной массы. Денежные агрегаты ( М0,
М1, М2, М3, М4) различаются по степени приближения
к массе денег в обращении.
М0 – включает наличные деньги
в обращении: банкноты, металлические
монеты, казначейские билеты. Металлические
монеты, составляющие незначительную
долю наличности, дают возможность лицам
совершать мелкие сделки. Обычно монеты
чеканятся из дешевых металлов. Реальная
стоимость монеты значительно ниже номинальной,
чтобы не допустить их переплавку в целях
прибыльной продажи в виде слитков. Казначейские
билеты – бумажные деньги, эмиссии которых
осуществляются казначейством. Преобладающая
роль принадлежит банкнотам, эмиссию которых
осуществляет только центральный банк.
М1 состоит из агрегата М0 и средств
на текущих счетах банков. Средства на
счетах могут использоваться для платежей
в безналичной форме, через трансформацию
в наличные деньги и без перевода на другие
счета. Для расчетов с помощью средств
на этих счетах их владельцы выписывают
платежные поручения либо чеки и аккредитивы.
Именно агрегат М1 обслуживает операции
по реализации валового внутреннего продукта,
распределению и перераспределению национального
дохода, накоплению и потреблению.
М2 содержит агрегат М1, срочные
и сберегательные депозиты в коммерческих
банках, а также краткосрочные государственные
ценные бумаги. Последние не функционируют
как средство обращения, однако могут
превратиться в наличные деньги или чековые
счета. Сберегательные депозиты в коммерческих
банках изымаются в любое время и превращаются
в наличность. Срочные депозиты доступны
вкладчику только по истечении определенного
срока и, следовательно, обладают меньшей
ликвидностью, чем сберегательные депозиты.
М3 содержит агрегат М2, сберегательные
вклады в специализированных кредитных
учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся
на денежном рынке, в том числе коммерческие
векселя, выписываемые предприятиями.
Эта часть средств, вложенная в ценные
бумаги, создается не банковской системой,
но находится под ее контролем, поскольку
превращение векселя в средство платежа
требует, как правило, акцепта банка, то
есть гарантии его оплаты банком в случае
неплатежеспособности эмитента.
М4 равен агрегату М3 плюс
различные формы депозитов в кредитных
учреждениях.
Между агрегатами необходимо
равновесие, в противном случае происходит
нарушение денежного обращения. Равновесие
наступает при М2 > M1; оно укрепляется
при М2 + М3 > М1. В этом случае денежный
капитал переходит из наличного в безналичный.
При нарушении такого соотношения между
агрегатами в денежном обращении начинаются
осложнения: нехватка денежных знаков,
рост цен и другие.
На денежную массу влияют два
фактора: количество денег и скорость
их оборота. Количество денег для обращения
и платежа определяется следующими условиями:
общим объемом обращающихся
товаров и услуг (зависимость прямая);
уровнем товарных цен и тарифов
на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);
степенью развития безналичных
расчетов (связь обратная);
скоростью обращения денег,
в том числе кредитных денег (связь обратная)
Закон денежного обращения
– экономический закон, определяющий
количество денег, необходимых для обращения,
как произведение количества продаваемых
за год товаров на их среднюю цену, деленное
на скорость обращения. Закон стоимости
и закон денежного обращения (форма проявления
закона стоимости в сфере обращения) характерны
для всех общественных формаций, в которых
существуют товарно-денежные отношения.
[18]
Закон денежного обращения
открыл К. Маркс в ходе анализа
путей развития форм стоимости и денежного
обращения. Закон денежного обращения
выражает экономическую взаимозависимость
между массой обращающихся товаров, уровнем
их цен и скоростью обращения денег. Сущность
закона состоит в том, что количество денег,
необходимых для выполнения функции средства
обращения, должно быть равно сумме цен
реализуемых товаров, деленной на число
оборотов (скорость обращения) одноименных
единиц.
Количество денежной массы
определяется государством – эмитентом
денег, его законодательной властью. Рост
эмиссии обусловлен потребностями товарного
оборота и государства.
Другой фактор, влияющий на
денежную массу - скорость обращения денег,
то есть их интенсивное движение при выполнении
ими функции обращения и платежа. Скорость
обращения денег можно выразить следующей
формулой:
V = NP/M,
где V – скорость
обращения денег,
NP – национальный продукт ( в
индексированных ценах),
М – денежная
масса.[18]
Показатель V определяет
число оборотов денежной массы за год.
Анализ М и V позволяет установить
зависимость между чисто денежными показателями
и уровнями доходов, занятости, инвестиций
и цен.
На скорость обращения денег
влияют общеэкономические факторы, то
есть циклическое развитие производства,
темпы его роста, движение цен, а также
денежные (монетарные) факторы, то есть
структура платежного оборота (соотношение
наличных и безналичных денег), развитие
кредитных операций и взаимных расчетов,
уровень процентных ставок за кредит на
денежном рынке, а также внедрение компьютеров
для операций в кредитных учреждениях
и использование электронных денег в расчетах.
Кроме этих общих факторов, скорость обращения
денег зависит от периодичности выплаты
доходов, равномерности расходования
населением своих средств, уровня сбережения
и накопления.
Но так как скорость обратно
пропорциональна количеству денег в обращении,
ускорение их оборачиваемости означает
рост денежной массы. Увеличенная денежная
масса при том же объеме товаров и услуг
на рынке ведет к обесценению денег, то
есть в конечном итоге является одним
из факторов инфляционного процесса.
Важным показателем состояния
денежной массы выступает коэффициент
монетизации.
Коэффициент монетизации экономики —
показатель, равный отношению денежной
массы (агрегат М2 — наличные деньги,
чеки, вклады до востребования и денежные
вклады предприятий и населения в банках)
к валовому
внутреннему продукту (ВВП)[19].
Данный показатель
даёт представление о степени
обеспеченности экономики деньгами.
В ряде научных публикаций
оцениваются не только показатель
монетизации М2/ВВП, но и М3/ВВП и М1/ВВП.
Чем выше М3/ВВП по сравнению с М1/ВВП, тем
в стране более развита система безналичных
расчётов и финансовый потенциал экономики.
Небольшое различие свидетельствует о
том, что в данной стране значительная
доля денежных операций осуществляется
в наличной форме, а банковская система
развита слабо. Искусственно повысить
данный экономический показатель невозможно.
Его рост отмечается на фоне укрепления
доверия к национальной экономической
политике, экономического
роста, повышения уровня сбережений
в национальной финансовой системе.
От величины показателя монетизации
экономики зависит возможность государства
заимствовать деньги на внутреннем рынке
и выполнять социальные программы. При
этом, отмечается определённый парадокс,
связанный с различиями между номинальной
и реальной денежной массой. Бесконтрольная денежная
эмиссия приводит не к увеличению монетизации
экономики, а к её уменьшению. Быстрый
рост номинальной денежной массы в период
инфляции приводит к росту цен и соответственно
номинального ВВП, который опережает рост
количества денег, что соответственно
приводит к снижению коэффициента монетизации.
Снижение темпов роста номинальной денежной
массы при растущем ВВП повышает доверие
к национальным деньгам, что в свою очередь
приводит к росту монетизации экономики.
Высокий уровень монетизации
экономики характерен для развитых стран
с хорошо функционирующим финансовым
сектором. Низкий уровень монетизации
создаёт искусственный дефицит денег
и, соответственно, инвестиций. Это ограничивает
экономический рост. В то же время насыщение
экономики деньгами при неразвитой финансовой
системе приведёт лишь к увеличению инфляции
и соответственно, ещё большему снижению
монетизации экономики. Это обусловлено
тем, что дополнительная денежная масса
попадает на рынок потребления, увеличивая
совокупный спрос, и никак не воздействует
на уровень предложения.
У показателя монетизации экономики
имеется ряд недостатков. В частности
сопоставление денежной массы на конкретную
дату к ВВП, как единице потока за период
(год), некорректно.
Делить денежную массу на М0,
М1, М2, М3 необходимо, если нужно обеспечить
государственное регулирование объема
денежной массы и не допускать непредвиденной инфляции (рост цен).
При обращении денег важно не
только количество абсолютно ликвидных
денег М1, но и то количество денег М2, которое
быстро может превратиться в М1. Также
и М3 может при некоторых условиях стать
средством платежа М1.
С помощью распределения денежной
массы на агрегаты Центральный банк Беларуси
оказывает влияние на денежную массу М1,
повышая ее или снижая (или сдерживая ее
рост).
Пример. В случае высокой инфляции
Центральный банк проводит политику по
уменьшению денежной массы М1. Для этого
он продает по поручению правительства
государственные ценных бумаги крупного
номинала других фирм, банков, то есть
М1 — М3 (денежная масса М1 уменьшается).
Для населения банк продает
ценные бумаги меньшего номинала и денежная
масса М1 уменьшается.
Правило: если деньги уходят
в банковскую систему на срочный вклад
или в бюджет, денежная масса М1 уменьшается,
деньги покидают сферу обращения М1.
Если Центральный банк Беларуси
повысил процент ставки, по которой проводится
кредитование банков, в свою очередь коммерческие
банки поднимают процент ставки по срочным
вкладам.