Кредитно-денежная политика и ее инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении кредитно-денежной политики и её инструментов.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
1. Рассмотреть сущность и цели кредитно-денежной политики.
2. Провести анализ инструментов кредитно-денежной политики.
3. Рассмотреть влияние кризиса 2008г. на кредитно-денежную политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ……………………………………………………………….5
1.1 Цели кредитно-денежного регулирования……………………………..5
1.2 Методы денежно-кредитной политики…………………………………6
1.3 Эффективность кредитно-денежной политики………………………...7
2. ИНСТУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………11
2.1 Политика обязательных резервов……………………………………...11
2.2 Рефинансирование коммерческих банков…………………….............14
2.3 Операции на открытом рынке…………………………………………17
3. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 2008г. НА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНУЮ
СИСТЕМУ РОССИИ..…………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......31
БИБЛИОГРАФИЯ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Кур Р Кредитно-денежная политика и её инструменты.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

          Даже с учетом существенно меньших объемов экспорта в 1998г. соотношение долг/экспорт в 2008г. было намного больше, чем в кризисный период 1998г. Важно сказать, что срок иностранных заимствований, которые сделали российские компании, относительно короткий, - около трех лет, да и кредиторы могут пожелать досрочно истребовать займы, в частности если рыночная стоимость залога, под который выдавался кредит, слишком упадёт.

          Накопленный к 2008г. крупный внешний долг практически не имеет источников возврата на основе вновь создаваемой стоимости - почти все займы использовались для концентрации капитала, стимулирования потребления, развития инфраструктуры перераспределения продукта.

          Невозможно этот долг покрыть в короткие сроки и за счёт недр России по технологическим  причинам. России в течение трех лет необходимо вернуть около 500 млрд. долл. США только основной суммы долга. К этому необходимо добавить достаточно высокие проценты (около 8 - 9% годовых). Общая сумма долга составляет около 620 млрд. долл. США.

          Эксперты говорят об ошибке отечественных заемщиков: они легко соглашались на залоговые схемы, хотя успехи российской экономики последних лет позволяли во многих случаях обходиться без залогов. В результате в условиях кризиса они столкнулись с быстрым падением стоимости залогов, и кредиторы начинают требовать пополнения залогов при их обесценении или досрочного возврата кредитов. Это стало для многих компаний реальной угрозой лишиться своих активов. Эта ситуация сказалась на выработке бюджетной и курсовой политики. С одной стороны, задолженности слишком велики, с другой, среди задолженников много влиятельных (в том числе околобюджетных) организаций, нередко обладающих стратегически важными активами. А кроме того, чтобы оказать заемщикам финансовую помощь по его покрытию или выкупу, необходимо было использовать государственные ресурсы.

           8) В 2008г. изменились каналы оттока капитала из России. В 1998г., был объявлен мораторий на выплаты по частному внешнему долгу и дефолта по государственным ценным бумагам, поэтому нерезиденты не имели возможности быстро вывезти свой капитал из России. Зато  в 2008г., в условиях свободного движения капитала, кризисные явления породили массовую экстрадицию иностранного капитала из всех видов отечественных финансовых активов. Действующая редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» почти не оставила рычагов для ограничения движения капитала в кризисные периоды, в связи с чем иностранцы практически беспрепятственно (с оговоркой на снижение стоимости базовых активов) выводили свои средства из России. Масштабный отток средств наблюдался из сектора акций российских компаний, что обусловило сильное падение отечественных фондовых индексов. Так, по итогам 2008г. индекс РТС (российской торговой системы) снизился на 72,4%, а ММВБ (Московской межбанковской валютной биржи) — на 67,2%. Итак, нерезиденты стали спешно уходить с российского рынка корпоративных ценных бумаг, обернулся падением их цен. Кроме того, нерезиденты потребовали досрочного возврата некоторых внешних кредитов у российских заемщиков по причине обесценения залога, представленного упавшими в цене акциями отечественных фирм.

          Другим и очень значительным каналом оттока иностранного капитала стало изъятие средств с расчетных и депозитных счетов в российских банках. В целом по итогам IV квартала иностранцы вывели с российского финансового рынка около 40 млрд. долл. США.

          Отток средств иностранных инвесторов осенью 2008г. сопровождался активным вывозом капитала резидентами, прежде всего капитал уводился из страны банковским сектором. Кредитные организации частично перераспределяли вложения из рублевых активов в валютные, наращивали денежную массу в иностранной валюте и сокращали позиции в рублях. Всего же в III - IV кварталах 2008г. банки вывезли около 52 млрд. долл. США - сумму, близкую к объему экспорта капитала отечественными кредитными организациями в течение 2006-2007г.г. По мере развития кризисных явлений к его вывозу в IV квартале 2008г. активно подключились и предприятия - соответствующий показатель составил 56,3 млрд. долл. США.

          Общим итогом массового вывода средств с российского рынка стал чистый вывоз капитала частным сектором в IV квартале 2008г. в объеме 130,5 млрд. долл. США, что больше совокупного чистого ввоза капитала в 2005-2007г.г. - короткого периода, когда этот показатель вошел в область положительных значений.  По оценкам экспертов, около половины активов на рынке акций и около 70% - на рынке корпоративных облигаций принадлежат нерезидентам, а значит, дальнейший отток капитала может продолжаться.

          9) Особым достижением правительства является наличие так называемой «подушки безопасности». Во-первых, это наличие в 2008г. крупных золотовалютных резервов, объем которых на 1 декабря 2008г. составил 455,7 млрд. долл. США (в 1998г. аналогичный показатель был равен 12,5 млрд. долл. США). Ещё одним фактором, который играет роль «подушки безопасности» относится резервный фонд. По словам заместителя директора Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов П.А. Казакевича, благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и аккумулированию доходов от экспорта нефти объем Резервного фонда к 1 февраля 2009 г. возрос до 4,9 трлн. руб., или до 137 млрд. дол., т.е. на 10% и достиг нормативной (согласно Бюджетному кодексу РФ) величины в 10% от ВВП. Размер Фонда национального благосостояния (ФНБ) увеличился в 2,5 раза и составил 2,9 трлн. руб., или 84 млрд. дол. [20, с.115]         

           Таким образом, денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

          Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

          Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

          Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

          Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

          Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов - необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.

          С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

          Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.

          Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

          К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

          В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

         

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

1. Афанасьев М., Кузнецов П., Исаева П. Кризис платежей в России

    //Вопросыэкономики, 2005 - №8 - с.1-15.

2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит.

    Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2005.

3. Бункина М. К., Семенов А. М. Макроэкономика: Учебник. 4-е изд. - М.:

    Дело и Сервис, 2005. - 321 с.

4. Васильева Т. Управление государственными финансами. Журнал

    «Финансы», 2009 - №2 - с.69-81.

5. Васильева Т. Стабилизационный фонд. Журнал «Финансы», 2009 - №2 -

    с.76-89.

6. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леутский А. И., Тарасевич Л. С.

    Макроэкономика: Учебник. - СПб.: Из-во ГУЭФ, 2005. - 235 с.

7. Глазьев С., Гринберг Р., Дмитриева О. Глобальный кризис, его российское

    преломление и реакция федеральных властей. Российский экономический

    журнал, 2008 - №10 с.46-61.

8. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Н. Е.Заяц, Л. А. Ханкевич; под  

    общ. ред. М. И. Ткачук - Мн.: Выш. шк., 2005. - 240 с.

9. Делягин М.  Антикризисная программа модернизации страны (о   

    разработке института проблем глобализации). Российский экономический

    журнал, 2008 - №9 - с.22-49.

10. Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, Е. И.

      Кравцов и др.; Под ред. Г. И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2008. - 527 с.

11. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И. –

       3-  е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.

12. История экономических учений:  Учебное пособие / Г. А. Шмарловская,

      А. Н. Тур, Е. Е. Лебедько и др.; Под общ. ред. Г. А. Шмарловской. - Мн.:

      ООО «Новое знание», 2008. - 340 с.

13. Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. - М.: Финансы и статистика, 2006.

14. Лакшина О.А. Банковские резервы как условие эффективного

      функционирования кредитной системы // Деньги и кредит, 2008 - №7 –

      с.23-59.

15. Лунтовский Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы (интервью с

      председателем подкомитета по денежно-кредитной политике и

      деятельности Центрального Банка Государственной Думы) // Деньги и

      кредит, 2007 - №3 - с.49-62.

16. Львин Б. Об устройстве банковской и денежной системы // Вопросы

      экономики, 2007 - №10 - с.32-45.

17. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. - Экономикс: принципы, проблемы,

      политика. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 940 с.

18. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебное пособие

     / Под ред. Э. А. Лутохиной. - Мн.: Тесей, 2005. - 560 с.

19. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. М. И. Плотницкого. - М.:

      Новое знание, 2009. - 521 с.

20. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и

       финансовых рынков: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс,

       2007. - 820 с.

21. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Г. И.

      Кравцова, Н. К. Василенко, И. К. Козлова и др.; под. ред. Г. И.

       Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 504 с.

22. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые

      отношения. - М.: Прогресс, 2008. - 450 с.

23. Селищев А. С. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.

24. Семенюта О.Г. Основы банковской деятельности в Российской

      Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

25. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика:

      Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 680 с.


Информация о работе Кредитно-денежная политика и ее инструменты