Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 18:05, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – анализ технологии кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и совершенствование процесса кредитования в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов процесса кредитования физических лиц коммерческим банком.
2. Проведение анализа организации работы по кредитованию физических лиц на примере конкретного банка – ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
3. Разработка мероприятий по совершенствованию кредитного процесса в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Введение
1. Теоретические основы кредитования физических лиц в современных условиях
1.1 Кредитование физических лиц: понятие, сущность, виды кредитования
1.2 Нормативно-правовое регулирование процесса кредитования в Российской Федерации
1.3 Тенденции развития кредитования физических лиц в современных условиях
2. Технология кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка
2.2 Анализ процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.3. Анализ кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3. Совершенствование процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3.1 Особенности кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в современных условиях
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса кредитования, оценка их эффективности
Заключение
Список литературы
- паспорта (заменяющие их документы) поручителей и залогодателей;
- согласие супругов поручителей и залогодателей на заключение договоров залога и поручительства;
- документ, подтверждающий, что законный представитель учащегося является попечителем (предъявляется).
Обеспечение возврата кредита:
- поручительства физических лиц, имеющих постоянный источник дохода;
- поручительства физических(ого) лиц(а) - платежеспособных предприятий и организаций - клиентов банка, являющихся работодателем законного(ых) представителя(ей) учащегося;
- залог ликвидного имущества (объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг).
В течение периода обучения производится ежемесячная уплата банку процентов за пользование кредитом. Погашение кредита осуществляется равными долями (или по графику платежей). Созаемщики несут совместную, солидарную обязанность и ответственность за погашение кредита и причитающихся за его пользование процентов за весь период действия кредитной линии. В случае перевода учащегося с платной формы обучения на бюджетную, отчисления его из образовательного учреждения или непредставления созаемщиками в период действия договора об открытии кредитной линии необходимых документов (в т.ч. подтверждающих целевое использование кредита), действие льготного периода по требованию банка прекращается и устанавливается новый срок погашения кредита с составлением графика его погашения.
Срок действия кредитной линии может быть пролонгирован банком в случае предоставления учащемуся образовательным учреждением академического отпуска в установленном законодательством порядке по болезни (на срок до 1 года) или в случае его призыва на воинскую службу (на срок службы). Сумма кредита определяется, исходя из совокупного дохода созаемщиков. На срок обучения учащегося в образовательном учреждении устанавливается отсрочка погашения основного долга по кредиту.
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» предоставляет в настоящее время следующие виды кредитов: кредиты юридическим лицам, кредиты индивидуальным предпринимателям, потребительские кредиты, ипотечные кредиты, а метод кредитования обуславливает форму ссудного счета, используемого для выдачи и погашения кредита. Основные условия организации кредитования представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Основные условия организации кредитования
Критерии |
Цели и задачи, решаемые в процессе кредитования |
Виды кредитования |
- разовый кредит одной суммой |
-кредитная линия с | |
Обеспечение кредита |
- ликвидное движимое или |
- технологическое оборудование, автотранспорт | |
- ценные бумаги | |
- здания, сооружения, помещения, земельные участки | |
- ТМЦ в обороте (запасе) | |
По субъектам кредитования кредитные продукты предоставляются |
- корпоративным клиентам |
- государственным и | |
- субъектам РФ и муниципальным образованиям | |
- индивидуальным | |
- физическим лицам | |
- кредитным организациям и иным финансовым институтам |
Кредитование в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» осуществляется как в российских рублях, так и в иностранной валюте. Субъектом потребительского кредитования являются физические лица.
Виды обеспечения представлены в таблице 7. Заложенное имущество подлежит обязательному страхованию в пользу ООО «ХКФ Банк».
Таблица 7 – Виды обеспечения кредитов в ООО «ХКФ Банк»
1. Высоколиквидное обеспечение |
- залог права требования по банковскому депозиту, размещенного в банке |
- залог недвижимости | |
- залог движимого имущества | |
- залог высоколиквидных ценных бумаг | |
- залог обособленных товаров в обороте | |
- залог обособленного движимого имущества (оборудование, а/транспорт) | |
- поручительство третьих лиц (дополнительное обеспечение) | |
2. Низколиквидное обеспечение |
- залог товара в обороте без обособления |
- залог движимого имущества без обособления | |
- залог ликвидных ценных бумаг | |
- залог прав требования по договору | |
- банковская гарантия | |
- поручительство третьих лиц (дополнительное обеспечение) |
Процентная ставка на уровне средней стоимости банковских ресурсов, учитывается индивидуальный подход при обосновании заемщиком кредитной ставки при рассмотрении объекта и субъекта кредитования по процентным платежам в зависимости от платежеспособности и надежности заемщика, срока пользования и обеспеченности кредита.
В рамках острой конкурентной борьбы, в погоне за прибылью банки стараются скопировать наиболее удачные решения своих конкурентов, что приводит к появлению массы практически идентичных продуктов. В связи с этим перед банками-лидерами (или собирающимися стать таковыми) особенно остро встает вопрос не о совершенствовании имеющихся в продуктовой линейке предложений, а о создании принципиально новых, оригинальных и интересных для потребителя продуктов. Говоря о подобного рода розничных продуктах, можно упомянуть как популярные на западе и практически не встречающиеся в России кредиты на обучение (образовательные кредиты), так и кредитные продукты, рассчитанные на специализированные клиентские сегменты (например, автокредитование).
Десять банков за первую половину 2008 г. улучшили свои позиции на рынке розничных банковских продуктов. В ряде случаев рывок был значительным: так, МДМ-Банк поднялся на 22 позиции до второго места, став лидером роста. Первое место сохранил за собой "Альфа-банк". Еще два банка - ВТБ-24 и Промсвязьбанк - сохранили свои позиции (13 и 17 место соответственно). С учетом того, что общий список банков, охваченных исследованием, был увеличен с 31 до 51, сохранение позиции можно считать как ее улучшение. Стоит отметить, что первые 3 места в рейтинге занимают именно российские банки: Альфа-Банк, МДМ-Банк и Абсолют Банк.
Анализ рейтинга банков по автокредитам. Первое место занял Сбербанк, выдавший за шесть месяцев автокредитов на сумму 48,8 млрд. руб. против 18,8 млрд. по сравнению с первым полугодием 2007 года. Портфель автокредитов банка на 1.07.2008 г. составил 86,5 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в четыре раза. В итоге Сбербанк обогнал в этом сегменте прежних лидеров. Сбербанк осенью 2006 года существенно усовершенствовал условия автокредитования, отменив обязательный первоначальный взнос, обязательное страхование жизни и трудоспособности заемщика, поручительство и расширив перечень доходов заемщика. По информации Сбербанка, эти изменения существенно повысили привлекательность автокредитов.
Второе место в рейтинге занял Русфинансбанк, нарастивший за год портфель автокредитов на 132%, до 56,6 млрд. руб. В первом полугодии текущего года банк выдал автокредиты на сумму 26,3 млрд. руб. против 13,4 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. В то же время за год свои позиции в рейтинге потеряли банк «Русский стандарт» и МДМ-банк, опустившись со второго на седьмое место и с четвертого на восьмое соответственно. Так, за первое полугодие 2008 года «Русский стандарт» выдал автокредитов на сумму 2,8 млрд. руб. против 14,1 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года, портфель автокредитов банка, по данным на 1 июля 2008 года, составил 25,2 млрд. руб., снизившись за год на 10%. Замедление темпов роста автокредитов в банке «Русский стандарт» произошло из-за ужесточения требований к заемщикам по этим программам.
МДМ-банк за первые шесть месяцев текущего года выдал автокредитов на сумму 4,3 млрд руб. против 9,2 млрд руб. в первом полугодии прошлого года, объем портфеля автокредитов на 1 июля 2008 года составил 24,4 млрд руб., снизившись за год на 4,2%. Снижение роста портфеля автокредитов можно объяснить отменой программ экспресс-автокредитования.
Объёмы выданных ипотечных кредитов продолжают расти, обеспечивая банкам хорошую динамику прироста всего кредитного портфеля. По итогам первого полугодия 2008 г., в рамках ипотеки выдано около 390 млрд. руб. против порядка 267 млрд. руб., собранных за аналогичный период 2007 года. По сравнению с первым полугодием 2007 года, тройка лидеров ипотечного кредитования сильно не изменилась. Первое и второе место за двумя государственными банками - безусловным лидером рынка кредитования «Сбербанком», с объёмом выданных ипотечных кредитов в 66 млрд. руб., и «Группой ВТБ» с объёмом в 22 млрд. руб. Третье место занял «Москоммерцбанк», сместив банк «Дельтакредит» на шестую позицию в рейтинге, выдав ипотечных кредитов (15 млрд. руб.).
Некоторым участникам рынка в первом полугодии удалось показать динамику прироста в несколько сот раз. Рост в 500% показала «Компания Розничного Кредитования», которая увеличила по сравнению с первым полугодием 2007 г. объём выданных кредитов с 415 млн. руб. до 2075 млн. руб. Почти в 4 раза, с 8,7 млн. руб. до 36 млрд. руб., выросли объёмы выдаваемых кредитов у «УРСА Банк».
Рост количества банков, занимающихся ипотечным кредитованием, значительно усилил конкуренцию на рынке, что выражается как в снижении ставок, так и в усилении маркетинговых кампаний банков. За последние 2 года количество банков-участников ипотечного рынка выросло с 30 до 400, т.е. уровень конкуренции вырос более чем в 10 раз.
ООО КБ «ХКБ банк» занимает место в третьей десятке рейтинга, поскольку автокредитование и ипотечное кредитование не являются основным направлением деятельности банка, а все его усилия направлены на потребительское кредитование. В этой сфере (на рынке г. Брянска и Брянской области) ООО КБ «ХКБ банк» успешно конкурирует с «Сбербанком» и «Русским стандартом».
Необходимо отметить тот факт, что банковское кредитование потребительских нужд населения имеет свои преимущества и недостатки.
Положительным для ООО КБ «ХКБ банк» является простота организации кредитного процесса, которая позволяет точно оценить объект кредитования, выяснить экономическую целесообразность выдачи ссуды и организовать контроль за ее использованием и погашением. Все это, несомненно, положительно сказывается на организации кредитных отношений банка с заемщиком.
С другой стороны, к негативным факторам, с точки зрения ООО КБ «ХКБ банк», является достаточно высокий риск. Чем же обусловлен подобный вывод? Во-первых, тем, что в нашей стране современная практика кредитования индивидуальных заемщиков имеет ряд сложностей:
а) анализ кредитоспособности индивидуальных клиентов на стадии, предшествующей выдаче ссуды, проводят далеко не все банки;
б) методики анализа кредитоспособности не всегда отвечают требованиям практики;
в) наличие обеспечения по ссуде нередко носит формальный характер.
Во-вторых, экономическая ситуация в стране (особенно после кризиса 1998 г.) негативно сказалась на организации кредитования частных клиентов.
Несмотря на подобные негативные моменты, ООО КБ «ХКБ банк» систематически работает над совершенствованием и расширением объектов кредитования.
2.3 Анализ кредитного портфеля ООО «Хоум Кредит Финанс Банк»
Среди традиционных видов банковской деятельности предоставление кредитов – основная операция, обеспечивающая их доходность и стабильность существования. Выдавая кредиты физическим и юридическим лицам, банк формирует свой кредитный портфель. Таким образом, кредитный портфель банка – это совокупность остатков задолженности по активным кредитным операциям на определенную дату. Клиентский кредитный портфель является его составной частью и представляет собой остаток задолженности по кредитным операциям банка с физическими и юридическими лицами на определенную дату.
Управление кредитным портфелем представляет собой организацию деятельности банка при осуществлении процесса кредитования, которая направлена на предотвращение или минимизацию кредитного риска. Конечными целями кредитной организации при управлении кредитным портфелем является, во-первых, получение прибыли от активных операций, во-вторых – поддержание надежной и безопасной деятельности банка.
Осуществляя кредитные операции, банк стремится не только к их объемному росту, но и к повышению качества кредитного портфеля. Таким образом, для эффективного управления кредитным портфелем необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам как в целом по банку, так и по его структурным подразделениям.
Количественный анализ предполагает изучение состава и структуры кредитного портфеля банка в динамике (за ряд лет, на квартальные даты отчетного года) по ряду количественных экономических критериев, к которым относят: объем и структуру кредитных вложений по видам; структуру кредитных вложений по группам кредитополучателей; сроки кредитов; своевременность погашения предоставляемых кредитов; отраслевую принадлежность; виды валют; цену кредитования (уровень процентных ставок). Такой анализ позволяет выявить предпочтительные сферы кредитных вложений, тенденции развития, в том числе касательно возвратности кредитов и их доходности.
На основе качественной характеристики кредитного портфеля можно дать оценку соблюдения принципов кредитования и степени риска кредитных операций, перспектив ликвидности данного банка.
Таким образом, в любом банке состояние кредитного портфеля должно находиться под постоянным наблюдением.
Рассмотрим структуру кредитного портфеля банка в отраслевом разрезе. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» активно работает с предприятиями промышленности, строительства, торговли, здравоохранения и прочими. Общая сумма кредитов, выданных предприятиям различных отраслей народного хозяйства в 2008 году, составила 261780 тыс. руб., а в 2007 г. – 191350 тыс. руб., то есть объем кредитного портфеля увеличился за 2008 года на 36,8%. Наблюдается увеличение объема кредитных вложений по всем отраслям кроме промышленности.
В 2008 году наиболее значительно возрос объем выданных кредитов предприятиям, работающим в сельскохозяйственной отрасли – увеличение составило 61000 тыс. руб. Соответственно в общем удельном весе возросла и стала наибольшей доля кредитов, выданных предприятиям, работающим в сельскохозяйственной отрасли с 20,9% в 2007 году до 38,6% в 2008.
Второе место занимают кредиты, выданные предприятиям строительной отрасли, но в 2008 г. объем кредитов, выданный данным предприятиям, увеличился незначительно – на 3000 тыс. руб., а удельный вес снизился с 41,8 % в 2007 г. до 31,7% в 2008 г.
Информация о работе Кредитование физических лиц: понятие, сущность, виды кредитования