Кредит в агропромышленном комплексе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Виды государственного кредитования, их особенности. Сущность и особенности банковского кредита. Формы кредитования сельхозтоваропроизводителей. Кредитная кооперация в России на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

1Курсовая работа.docx

— 75.24 Кб (Скачать файл)

  Введение.

  Малое предпринимательство в России, включая  формирующийся фермерский уклад, не имеет сегодня сколько-нибудь серьезного кредитно-финансового обеспечения. Это трудность любой экономики, только что вставшей на путь рыночного  развития. Однако всеобщим законом  является и то, что без развития малых форм невозможен экономический  прогресс.

  Коммерческие  банки ориентированы, прежде всего, на работу с крупными заемщиками. Мелкие предприниматели практически лишены возможности получить кредит, как  от государства, так и от коммерческих банков из-за дороговизны и отсутствия надежных гарантий.

  Есть  ли выход? Практика развитых стран и  собственный экономический опыт подсказывают, что одним из наиболее эффективных путей кредитования малого бизнеса (прежде всего – в  сельском хозяйстве с его сезонными  колебаниями) является создание системы  кредитных кооперативов. Россия уже  дважды пыталась использовать кредитную  кооперацию (как и производственную) для развития сельского хозяйства: первый раз – в дореволюционный  период, второй – в период НЭПа для  возрождения разрушенного хозяйства. Видимо, неминуема третья попытка.

  Сегодняшняя объективная потребность финансового  обеспечения малого бизнеса на селе неизбежно приводит к стихийному возникновению кредитных кооперативов (подробнее кредитные кооперативы  рассматриваются во второй главе  данной курсовой работы).

  Прибыль сельскохозяйственных предприятий  России по итогам 2002 года составила 2,5 млрд. руб., что почти в 10 раз меньше результата 2001 года. Требуется улучшение  финансового обеспечение сельского  хозяйства России. Сказанным обусловлена  актуальность темы данной курсовой работы.

  Целью данной курсовой работы является анализ эффективности функционирования современной  системы кредитования сельского  хозяйства в России.

  В соответствии с указанной целью  при написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи, в соответствии с решением которых  выстроена структура данной курсовой работы:

  • изучить сущность и особенности  кредита в сельском хозяйстве;

  • проанализировать существующие в настоящее  время формы сельскохозяйственного  кредитования;

  • осветить государственное участие  в предоставлении кредитов сельскому  хозяйству;

  • описать внедрение кредитных  кооперативов как одной из перспективных  форм кредитования сельского хозяйства  в России;

  • сделать выводы по проделанной работе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды  государственного кредитования, их особенности.

  Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов  и видов.

  В зависимости от статуса  заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованный государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

  Эмитент облигаций местных займов обязан объявить всю необходимую информацию о своем экономическом и финансовом состоянии. На основе этой информации потенциальные инвесторы будут  принимать решение в отношении  риска приобретения этих облигаций.

  Облигация местного займа содержит следующие  реквизиты: наименование ценной бумаги, наименование эмитента, место нахождения эмитента, номинальная стоимость  облигации, срок погашения, размер процентов, дата и номер свидетельства о  регистрации выпуска облигаций, серия и номер облигации, подпись  председателя Совета. Право собственности  на облигации заверяется сертификатом. Как правило, выпуск местных облигаций  считается таким, который состоялся, если в период размещения было реализовано  не менее 50% от их численности, предусмотренной  к выпуску.

  Если  главной доходной частью бюджета  соответствующего региона являются отчисления, дотации, субвенции, полученные из бюджетов высшего уровня, то объем  выпуска облигаций местных займов должна согласовываться с центральным  финансовым органом - Министерством  финансов. Могут вводиться и другие ограничения: лимитирование предельной суммы займа с точки зрения консолидированного бюджета, сужение масштабов использования сугубо бюджетными процедурами и т.д.

  Эффективность использования местных займов во многом определяется субъективным фактором - уровнем квалификации специалистов, которые на местах организуют размещение облигаций.

  В зависимости от места  размещения различают такие виды государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

  Государство может брать займы в международных  кредитных учреждениях и банках других стран.

  Понятно, что необходимыми предпосылками  выгодного размещения внешних государственных  займов на международных фондовых биржах является авторитет страны в мире, внутренняя общественно-политическая стабильность, финансовое благополучие и достаточный уровень кредитоспособности. Небольшие по объему внешние государственные  займы являются неэффективными, поскольку  им трудно найти на биржах "широкого" покупателя, а затраты на эмиссию  этих ценных бумаг является, как  правило, довольно высокими.

 В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств выделяют: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года), среднесрочные ссуды (как правило, от 1 до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет). Очевидно, что конкретный срок погашения государственных займов, по которым выделяются различные виды государственного кредита, является относительным. 

  Слишком большие сроки погашения государственных  займов считаются нецелесообразными, ведь в этом случае отягощаются будущие поколения граждан данной страны. Особенно наглядно это проявляется при внешних займах. Имеет ли моральное право нынешнее поколение перекладывать на своих детей и внуков уплате своих расходов? Долгосрочные займы отягощают государственный бюджет на много лет вперед, препятствующих его нормальному функционированию (возрастает общая сумма, подлежащая выплате кредиторам за все время займа). Однако действует и другая закономерность: чем "короче" облигации государственных займов, тем сложнее наладить управление и регулирование их оборотом.

  По  видам доходности государственные  займы делятся  на:

  • Процентные ссуды: владельцы государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных, процентов годовых;
  • Беспроцентные (дисконтные) займа: государственные ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимости облигации, которая возмещается владельцу при погашении, составляет доход по ценным бумагам; в беспроцентные (дисконтные) облигации внутреннего государственного займы выпускаются, начиная с 1996 г.
  • Выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Сущность  и особенности  банковского кредита.

  Банковский  кредит - это действия по предоставлению банком денежных средств заемщику в размере и на условиях, предусмотренным кредитным договором, и обязанностью заемщика возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (четкое определение банковского кредита в гражданском кодексе не дано). В п.1 ст. 819 ГК РФ дано лишь понятие кредитного договора: по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

    1. Структура кредита.

  Кредит  состоит из элементов, находящихся  в тесном взаимодействии друг с другом. Такими элементами являются, прежде всего, субъекты его отношений. В кредитной  сделке субъекты отношений всегда выступают  как кредитор и заемщик.

  Кредитор - сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду. Кредиторами могут стать субъекты, выдающие ссуду, т. е. реально предоставляющие нечто во временное пользование. Для этого чтобы выдать ссуду, кредитору необходимо располагать определенными средствами. Их источниками могут стать как собственные накопления, так и ресурсы, позаимствованные у других субъектов воспроизводственного процесса. В современном хозяйстве банк-кредитор может предоставить ссуду не только за счет своих собственных ресурсов, но и за счет привлеченных средств, хранящихся на его счетах, а также мобилизованных посредством размещения акций и облигаций.

  С образованием банков происходит концентрация кредиторов. Мобилизуя свободные  денежные ресурсы предприятий и  населения, банкиры становятся коллективными  кредиторами.

  Заемщик — сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду. Исторически заемщиками были отдельные лица, испытывающие потребность в дополнительных ресурсах. С образованием банков происходит концентрация не только кредиторов, но и значительное расширение состава заемщиков. В современных условиях помимо банков заемщиками выступают предприятия, население и государство. Традиционно банки при этом становятся коллективными заемщиками, поскольку занимают не для себя, а для других.

  Помимо  кредиторов и заемщиков, элементом  структуры кредитных отношений  является объект передачи - то, что передается от кредитора к заемщику и что совершает свой обратный путь от заемщика к кредитору. Объектом передачи выступает ссуженная стоимость, как особая часть стоимости. Прежде всего, она представляет собой своеобразную нереализованную стоимость.

  Высвободившаяся стоимость, оседающая у одного из субъектов кредитных отношений, характеризует замедление ее движения, невозможность в данный момент вступить в новый хозяйственный цикл. Благодаря  кредиту стоимость, временно остановившаяся в своем движении, продолжает путь, переходя к новому владельцу, у которого обозначилась потребность в ее использовании  на нужды производства и обращения.

  Рассмотренная структура кредита характеризует  его целостность. Кредит - это не только кредитор (к примеру, банк), не только заемщик (предприятие) или ссуженная  стоимость. Структура кредита как  целого предполагает единство его элементов.

    1. Функции кредита.

  При рассмотрении функций кредита следует  учитывать отличие их от роли кредита. Если функция — есть проявление сущности, выражение общественного  назначения кредита, то через роль раскрываются результаты его использования на основе выполняемых функций. Но, несмотря на различие понятий функций и  роли, они взаимосвязаны. Посредством  использования функций кредита  экономические субъекты и общество в целом добиваются эффективности  производства, ускорения обращения и роста доходов. В силу этого выяснение функций кредита имеет большое практическое значение для обеспечения таких условий, при которых они проявлялись бы наиболее эффективно.

  Сущность  кредита выступает в его трех функциях:

Информация о работе Кредит в агропромышленном комплексе