Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель работы – изучение основ функционирования крупнейших международных финансовых институтов, выявление проблем и перспектив взаимодействия России с этими организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выяснить причины возникновения международных финансовых организаций;
определить значение, цели и функции международных финансовых организаций;
описать деятельность основных видов международных финансовых организаций;
оценить деятельность валютно-кредитных и финансовых организаций в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1 Международные валютно-кредитные и финансовые организации 5
1.1 Причины возникновения. Цели. Классификация 5
1.2 Международный валютный фонд 7
1.3 Группа Всемирного банка 10
1.4 Европейский Банк Реконструкции и Развития 14
1.5 Банк международных расчетов 16
1.6 Международные региональные финансовые организации Европейского Союза 18
1.7 Парижский и Лондонский клубы 21
Глава 2. Участие России в международных валютно-кредитных и финансовых организациях 24
2.1 Преимущества участия России в международных финансовых организациях 24
2.2 Россия и международные финансовые организации 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
в целях развития
европейской экономической инте
Отличительной чертой институциональной структуры ЕС является создание системы структурных и других целевых международных
фондов. В числе структурных фондов: Европейский фонд ориентации и гарантирование сельского хозяйств - ЕФОГА (создан в 1962 г., функционирует с 1964 г.), финансирующий меры по реализации общей сельскохозяйственной политики и мероприятий в этой отрасли, в частности, для регулирования цен и поддержки уровня доходов фермеров за счет ассигнований ЕС на структурные фонды; Европейский фонд регионального развития (1975 г.) осуществляет финансовую поддержку региональной политики с целью снижения диспропорций в развитии отдельных неблагополучных (периферийных и депрессивных) регионов стран ЕС; Европейский социальный фонд (1960 г.) оказывает финансовую поддержку социальной политике ЕС, помогая представителям определенных профессий, отраслей, районов адаптироваться к условиям структурной перестройки промышленности.
Помимо структурных фондов в ЕС функционируют следующие целевые фонды: Европейский фонд сплочения (1993 г.) участвует в финансировании проектов по охране окружающей среды в рамках общей экологической политики ЕС, осуществляет софинансирование проектов развития транспорта в Греции, Ирландии, Испании, Португалии, имеющих ВВП на душу населения ниже 90% среднего уровня ЕС; Фонд содействия рыболовству финансирует меры, направленные на повышение конкурентоспособности рыболовной промышленности стран ЕС.[7] Опыт ЕС свидетельствует о важной роли международных структурных
и целевых фондов как финансовых инструментов политики консолидации интересов стран-членов, преодоления их противоречий и углубления региональной экономической интеграции.
Особое место
в системе международных
В соответствии с Маастрихтским соглашением с 1 января 1999 г. функционирует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включающая ЕЦБ и 15 центральных банков стран ЕС. Основная цель ЕСЦБ - содействие проведению общей экономической политики и поддержание стабильности цен в Евросоюзе. Эта цель определяет задачи - разработка и реализация единой монетарной политики, осуществление международных валютных операций, управление официальными валютными резервами, содействие функционированию единой платежной системы. В задачи ЕСЦБ входит также содействие эффективному осуществлению надзора за финансово-банковскими организациями.
Таким образом, наднациональные институты наблюдают за соблюдением странами-членами финансовой, денежной, валютной и кредитной дисциплин.
Соглашение России с ЕС о партнерстве и сотрудничестве (подписано 24 июня 1994 г.) способствует включению нашей страны в европейское экономическое пространство, что важно для развития внешнеэкономической
деятельности с традиционными партнерами. Евро активно используется в международных операциях и постепенно вытесняет доллар как средство внутренних сбережений в России. Накопленный в ЕС богатый - позитивный и негативный - опыт интеграции, в том числе ее институциональный аспект, полезен России и ее партнерам по СНГ для создания единого экономического и финансового пространства на новой основе рыночных отношений.[6]
Лондонский и Парижский клубы кредиторов представляют собой неофициальные неформальные международные объединения.
Лондонский клуб – это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Это объединение получило название «Лондонского клуба» в силу того, что переговоры по реструктуризации долга между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне. Данный клуб является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки. Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет Банковский консультативный комитет, в его состав
входят представители около 15 банков, предоставивших кредиты. Соглашение между консультативным комитетом и страной-должником о реструктуризации долга может быть официально подписано только в том случае, когда это соглашение поддерживают банки, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника. В Лондонском клубе не пересматривают процентные платежи, но могут изменить сроки погашения.[19]
Реструктуризация долга в клубе включает следующие этапы:
Лондонский клуб действует в тесной координации с МВФ и рекомендациями «большой семерки». По общему признанию, вести переговоры с Лондонским клубом значительно сложнее, чем с Парижским, поскольку он представляет исключительно частные банки.[7]
Парижский клуб кредиторов это неформальное финансовое объединение лидирующих банков мира. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский клуб, и объединяет представителей банков-кредиторов 19 стран: Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии.[17]
Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. В отличие от Лондонского клуба, Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Когда возникает непосредственная угроза прекращения платежей, правительство страны-должника обращается к правительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров с представителями стран-кредиторов. Назначаются прямые переговоры между страной-должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее кредиторами (страны-кредиторы представляют официальные лица из министерства финансов, экономики или иностранных дел). Представители МВФ, МБРР, региональных банков развития и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей. В ходе переговоров вырабатывается комплекс рекомендаций, составляется протокол, в котором официально фиксируется согласованные условия. С юридической точки зрения, протокол носит только рекомендательный характер; в нем содержится предложение кредиторам и правительству страны-должника провести переговоры о заключении двусторонних соглашений о пересмотре условий погашения долговых обязательств. Хотя содержание согласованного протокола не имеет юридической силы, но положения протокола являются обязательными для подписавших его сторон. Представители стран-кредиторов и страны-должника должны заключить на основе положения протокола двусторонние соглашения, которые имеют обязательную силу и юридическое значение. Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителей всех стран-кредиторов.[5]
Государства-кредиторы, являющиеся членами Парижского клуба, сыграли определенную роль в уменьшении бремени внешней задолженности стран «третьего мира», также ряда стран Центральной и Восточной Европы. Для стран, неуклонно идущих по пути преобразований и реформ, пересмотр условий погашения кредитов Парижским клубом стал одним из источников финансовых ресурсов. Но не смотря на это, переговоры в Парижском клубе в значительно меньшей мере содействуют интересам должника. Прежде всего, сама процедура переговоров весьма унизительна. Кроме того, пересмотр долгов дает лишь временную отсрочку, но не решает проблему. Погашение долга отодвигается в будущее, т.е. грехи нынешнего поколения перекладываются на плечи будущих поколений без их согласия. На каждого ребенка, рождающегося сегодня, сразу же ложится груз ответственности за погашение кредитов, которых он не брал. Чтобы избежать непосильных долгов в будущем, правительствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой следует проявлять большую осторожность в ведении переговоров о займах и кредитах. Уже на самых ранних этапах переговоров в делегации необходимо включать экспертов, в том числе юристов. Страны, обремененные большими суммами внешней задолженности, должны действовать единым фронтом против объединенных картелей кредиторов, одним из которых является Парижский клуб. Такие инициативы, как создание Клуба Рио – объединения, которое развивающиеся страны пытаются организовать для защиты своих интересов, – нужно приветствовать и поддерживать . Наконец, эти страны должны провести исследования по всему комплексу проблем, связанных с кризисом внешней задолженности и, в частности, с тяжелым нынешним положением развивающихся стран, и постараться найти решения, которые помогут им покончить с этими трудностями.[19]
Россия является членом Парижского клуба с 1995 г. В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед банками-кредиторами Парижского клуба.
Взаимодействие России с международными финансовыми организациями, а также возможное вступление в другие глобальные и региональные финансовые организации окажет заметное влияние на специфику ведения международного бизнеса и перспективы экономического развития страны.
Россия и МВФ. До недавнего времени сотрудничество России с МВФ
осуществлялось на основе регулярно согласуемых программ, определяющих параметры оказания финансового содействия по линии МВФ и обязательства российской стороны по проведению определенных макроэкономических мероприятий. С 1992 г. Россия использовала ресурсы МВФ 8 раз на общую сумму 22,0 млрд дол. В июле 1992 г. Россия получила первый кредит «стенд-бай»2 в размере 1,0 млрд дол. В июне 1993 г. и апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных реформ Россией получены два транша по 1,5 млрд дол., а в апреле 1995 г. — кредит «стенд-бай» в размере